Дали черную дыру. Александр Иванов – о главной роли в пьесе Чехова

Актер Александр ИВАНОВ служит в ТЮЗе им. А. А. Брянцева больше 20 лет. Король Леонт в «Зимней сказке», Бессеменов в «Мещанах», царь Салтан в одноименном произведении, Гудвин в «Волшебнике Изумрудного города», мистер Отис в «Кентервильском привидении» — все эти главные роли играет он. В начале года Александр отпраздновал свой пятидесятый день рождения, а 20 января актер выйдет на родную сцену в новой главной роли — в пьесе А. П. Чехова «Иванов». Накануне он ответил на вопросы корреспондента Оливии ЛАНКАСТЕР.

Дали черную дыру. Александр Иванов – о главной роли в пьесе Чехова  | Александр Иванов на репетиции спектакля «Иванов». / ФОТО Александры АЛЕШИНОЙ/предоставлено пресс-службой ТЮЗа

Александр Иванов на репетиции спектакля «Иванов». / ФОТО Александры АЛЕШИНОЙ/предоставлено пресс-службой ТЮЗа

Как отреагировали ваши коллеги, когда узнали, что ИвАнова играет ИванОв?

— Посмеялись, пошутили и… смирились!

А как они отнеслись к тому, что вы опять получили главную роль?

— Честно говоря, я с трудом представляю, как они это пережили! (Смеется.) Если серьезно, нам, актерам, просто необходимо испытывать зависть. Я лично всегда завидую более успешным коллегам. В отличие от общепринятого мнения зависть — прекрасное чувство. Оно является двигателем прогресса, а актеры обязаны стремиться вперед. Мне дают много хороших ролей, в том числе главных. Товарищи по сцене реагируют на это по‑разному. Некоторые говорят мне прямо в лицо: Саша, тебя слишком много! Сочувствую моим товарищам по актерскому цеху, но что поделать — я счастливчик!

А что вообще такое — актерское счастье?

— Актер счастлив, когда ему дают роль. В этот миг ты готов прыгать от радости — о, мне что‑то дали! Это мое! Это дали именно мне! Хотя на самом деле тебе дали некую черную дыру, которая потом высасывает всего тебя. И, как бы парадоксально это ни звучало, вот это и есть актерское счастье. Потому что это мое предназначение, я этого хотел, долго к этому шел. Не только я, все актеры жаждут именно этих сладких мук творчества. Настоящее счастье, когда роль получается. Я много лет на сцене, имею большой актерский опыт. Кажется, должен щелкать новые роли как орешки, но это не так. Каждый раз приходится все начинать с самого начала. Научиться этому невозможно.

Какие чувства испытывает актер, когда в театре объявляют, что будет ставиться новый спектакль?

— Лично мне всегда очень страшно. Особенно когда говорят: «Чехов». Актер во мне говорит — «иди, это будет классно!». А Саша Иванов в ужасе — «это будет издевательство надо мной!». Потому что на осознание происходящего на сцене и на работу над образом будет потрачено много сил, труда и психической энергии. Поэтому основное чувство, которое я испытываю, стоя на пороге новой роли, — тревога.

А как шла работа над ролью Иванова?

— Это был кошмар, жуть какая‑то, прыжок в пустоту. Чехов — великий мистификатор. Он честно предупреждает, что все написанное им — выдумка, шутка. Поэтому он и пьесы свои специально называет комедиями. Мол, не относитесь серьезно, пожалуйста, это просто пьеса, ничего настоящего здесь нет. Но как только я погрузился в материал, он стал меня затягивать, и я волей-неволей начал верить во все происходящее.

Во время репетиций я часто гневался на Иванова, не понимал и не любил его. Что с ним происходит, как можно объяснить его чудовищную тоску? То ли у человека кризис среднего возраста, то ли он в депрессии — непонятно. Постепенно, от репетиции к репетиции стало приходить принятие героя и слияние с образом. Это произошло, когда я нашел повод для любви и сопереживания. После этого все сразу встало на свои места.

Постановка Дениса Хусниярова привязана к определенному времени?

— Нет, у нас на сцене царит некое безвременье. Наши костюмы вневременные. У меня, например, мягкий удобный пиджак и джинсы. Конечно, их можно посчитать атрибутом современности, но я бы не стал мыслить так прямолинейно. Осознать и прочувствовать актуальность повествования можно, лишь не привязываясь к внешним признакам. И тогда произойдет осознание того, что века идут, эпохи сменяются, а люди всегда остаются людьми — чаще всего слабыми, несмелыми, непредсказуемыми. Это и есть правда жизни.

Для кого предназначен ваш «Иванов»? Чьи струны души должна затронуть новая постановка?

— Я бы не хотел делить зрительскую аудиторию на категории — «это спектакль для молодежи, для людей среднего поколения, для женщин или для мужчин». Прежде всего «Иванов» для человека неглупого, склонного к анализу и рефлексии. Чехов любит недосказанность, непонятность. Мой герой постоянно говорит: «Я не понимаю, я не знаю», и не стыдится этого. Чехов вообще любит загадывать зрителю загадки. Он прямо посылает в зрительный зал мысль: «Ребята, все не так однозначно. Вы не знаете ни себя, ни других людей. Просто остановитесь ненадолго, посидите, отдохните, подумайте».

Спектакль «Иванов» поставил режиссер Денис Хуснияров. Это первая премьера в год, когда ТЮЗ им. А. А. Брянцева празднует свое 100‑летие.


#актеры #роль #спектакль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7092) от 20.01.2022 под заголовком «Актеру дали черную дыру…».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?