Анна Нетребко впервые исполнила партию Татьяны в опере «Евгений Онегин»

Анна Нетребко впервые исполнила партию Татьяны в опере «Евгений Онегин» Чайковского на родной сцене Мариинского театра. За дирижерский пульт по такому случаю вышел маэстро Валерий Гергиев.

Анна Нетребко впервые исполнила партию Татьяны в опере «Евгений Онегин» | Анна Нетребко в роли Татьяны Лариной ФОТО @ Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2020 г.

Анна Нетребко в роли Татьяны Лариной ФОТО @ Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2020 г.

Не будь ситуации с закрытием европейских и американских театров, неизвестно, когда довелось бы нам услышать здесь Татьяну в исполнении Анны Нетребко. Поразительно, но ее дебют в этой партии случился в день открытия сезона в «Ла Скала». Этот концерт в Милане 7 декабря прошел в формате онлайн-трансляции – при большом скоплении мировых оперных звезд на сцене и при пустом зрительном зале.

Так уж повелось, что у таких звезд Мариинского театра, как Анна Нетребко или Ольга Бородина, в репертуарном багаже осталось немало партий, которые были исполнены за рубежом, но на родной сцене их никогда не услышат российские поклонники. Опера – искусство временное, призывающее певцов к тем или иным партиям лишь тогда, когда их голоса соответствуют персонажу и внешне, и вокально. Театры – машины, к сожалению, не всегда поворотливые, не поспевающие за временем. Анна Нетребко никогда уже не споет в Мариинском Джульетту в «Ромео и Джульетте» Гуно, Илию в «Идоменее» Моцарта, Памину в «Волшебной флейте» Моцарта, Норину в «Дон Паскуале», Анну Болейн в одноименной опере Доницетти, Манон в одноименной опере Массне, принесшей ей грандиозный успех в нескольких европейских оперных домах. Да и Донну Анну в «Дон Жуане» Моцарта здесь не наслушались. Список фанатских сокрушений можно продолжать...

С «Евгением Онегиным» нам повезло. Главную женскую партию в опере Чайковского Анна впервые исполнила в Венской государственной опере в 2013 году, когда ее Онегиным был Дмитрий Хворостовский. После этого был и ее дебют в этой партии в «Метрополитен-опера». С Мариинским театром дива сильно временила, возможно, в силу несовпадений графиков ее и маэстро Гергиева, или еще по какой-то причине, но спектакль ждал ее давно. Она росла на нем, будучи студенткой петербургской Консерватории. В те времена, когда Нетребко пела в Петербурге, скажем, Виолетту в «Травиате» Верди или Мюзетту в «Богеме», она и думать не могла, что отважится когда-нибудь примерить на себя эту сложную роль русского репертуара. Тогда и ее намного более легкий голос был совсем не готов принять на себя плотность вокального материала.

Сегодня Анна поет «Турандот» Пуччини и «Макбет» Верди, готовится к дебюту в Абигайль в его «Набукко», ее голос берет на себя нагрузку тяжелых драматических ролей, среди которых Татьяна как будто даже не столь страшна. Однако прекрасно известно, как изощренно, сложно писали свои оперы русские композиторы, что Римский-Корсаков, что Чайковский, рассчитывая на певиц с большим диапазоном возможностей. Со свойственной ей прямотой и безапелляционностью суждений Анна в момент мирового дебюта в партии Татьяны заявляла, что между ней и этой героиней «нет ничего общего», что все, что она делает на сцене, когда ее поет, это «игра». Но ведь на то и театр, чтобы в нем играть. Образ Татьяны не мог не волновать воображения русской сопрано со школьной скамьи.

Татьяна Анны Нетребко, которую мы услышали и увидели в Мариинском театре, очень близка к идеальной, причем прежде всего с точки зрения драматической, игровой составляющей этой партии. Спектакль ставился молодым Юрием Темиркановым в его пору увлечения всем, что происходило тогда в БДТ им. Горького. И самому маэстро было важно отряхнуть запыленный репертуар от безжизненности и рутинной пыли. Тогда струю свежего воздуха в стены Театра оперы и балета им. С. М. Кирова внесли молодые солисты Татьяна Новикова, Лариса Дядькова, Сергей Лейферкус, Юрий Марусин. С тех пор спектакль благополучно и нерушимо сохранялся в репертуаре, привлекая туристов, выдерживая конкуренцию с радикальной трактовкой режиссерской пары Моше Ляйзера и Патрика Корье, сохранившей важные русские акценты романа, но поставившей их в отчуждающее пространство, а потому спектакль как-то не прижился.

Анну Нетребко в партии Татьяны было чрезвычайно интересно слушать, ловя «блох» мелких и покрупнее, но наблюдать за ней как за поющей актрисой было намного интересней. Понятно, что после перенесенного ковида голос еще восстанавливается вместе с полнотой дыхания, да и волнуется на родной сцене она всегда намного больше, чем на заморских. Но таким мастерством и даже виртуозностью артикуляции, каким владеет она не только в фирменном итальянском, но и русском репертуаре, похвастает далеко не каждая оперная звезда. У Нетребко было слышно и понятно каждое слово – пропетое и глубоко осмысленное, каждая буква в нем. Накануне своего мирового дебюта в одном из интервью Анна призналась венскому журналисту: «Знаете, как это трудно – петь просто и душевно. Ха! Легко сказать!». Как известно, все – в мелочах. И сегодня, спустя годы, вокальная речь ее Татьяны была лишена наигранности и фальши.

Накануне Анна еще и выступила в Концертном зале Мариинского театра в программе вечера романсов Чайковского, стремясь еще полнее настроить себя на интимную волну. Чего стоила ее реплика-обращение к няне: «Была ты влюблена тогда?». Анна так точно, снайперски прицельно поставила акцент на слове «влюблена», что сделала эту фразу едва ли не ключевой во всей опере. В картине своих именин она была уже не той Татьяной, какой предстала до жестокого приговора Евгения – Татьяной, получившей душевную рану. А сколько тончайших эмоциональных нюансов можно было наблюдать у нее в сцене объяснения с Онегиным! Свое письмо ее Татьяна писала перед огромным залом как интимнейшее, сокровеннейшее переживание.

Можно представить, какое счастье испытывали от такой партнерши все коллеги. Как вертелась вокруг душевно богатой сестры Ольга в исполнении Екатерины Семенчук, как поглядывал на сестру своей возлюбленной Ленский, мечтающий о такой подруге жизни – поэтичной, романтичной, способной так естественно «мечтами уноситься иногда куда-то». Каким удовлетворенным счастливцем выглядел рядом с женой «в малиновом берете» генерал Гремин (Михаил Петренко), убеленный сединой, достойный такой красавицы за все свои боевые заслуги.

А уж как счастлив был видеть, наконец, такую Татьяну перед собой маэстро Гергиев, колдующий в оркестровой яме над темпами, тембрами и разными оркестровыми фактурами, ни в какой поэме не сказать...

#опера #Анна Нетребко #Мариинский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6826) от 14.12.2020 под заголовком «Что общего у ней с Татьяной».


Комментарии