И это только начало. Мариинский театр открыл новый сезон

2 сентября Мариинский театр открыл свой новый сезон одной из самых удачных премьер сезона предыдущего: «Сказанием о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Мариинского-2. В тот же день на сцене Концертного зала днем состоялся гала-концерт детского музыкального фестиваля «Белый пароход», а вечером отметили день рождения композитора Андрея Петрова. Еще одна недавняя премьера — «Иоланта» П. И. Чайковского — откроет сезон на Исторической сцене сегодня, 7 сентября.

И это только начало. Мариинский театр открыл новый сезон | © Мариинский театр. Фотограф Михаил ВИЛЬЧУК. 2023 г.

© Мариинский театр. Фотограф Михаил ВИЛЬЧУК. 2023 г.

Сентябрь во многом пройдет под знаком Чайковского: можно будет увидеть масштабную «Орлеанскую деву», где в заглавной партии выйдет обладательница «Гран-при» Конкурса Чайковского Зинаида Царенко. Лауреаты конкурса выступят в четырех концертах, пос­ледними двумя с симфоническим оркестром продирижирует Валерий Гергиев. Еще один масштабный симфонический цикл всех симфоний Дмитрия Шостаковича также стартует в первый месяц осени. А 15 сентября прозвучит пос­ледняя премьера театра — «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера — колоссальная опера продолжительностью более шести часов, которой театр завершил освоение творческого наследия немецкого гения. Теперь в репертуаре десять зрелых опер композитора.

Конец сезона-2022/23 вообще прошел под знаком Вагнера: Мариинский театр отпраздновал 210‑летие со дня рождения композитора масштабным представлением его опер. После окончания «Звезд белых ночей» прошел еще один фестиваль, посвященный его музыке.

Взаимоотношения театра, а шире — Петербурга с создателем музыкальной драмы уникальны. Композитор бывал в нашем городе и дирижировал оркестром Мариинского (Императорского) театра, исполняя в том числе отрывки из своих произведений. Вскоре на сцене театра появились и постановки музыкальных драм: сначала «Лоэнгрина», потом «Тангейзера», «Тристана и Изольды», где в партии Тристана блистал великий вагнеровский певец Иван Ершов. «Кольцо нибелунга» было поставлено до революции в Санкт-Петербурге дважды.

Знаменитая ленинградская дирижерская школа была наследницей немецких традиций, и, следовательно, музыка Вагнера если и исчезала из репертуара ленинградских оркестров, то лишь по политическим причинам. Легендарный Евгений Мравинский был великим вагнеровским дирижером, хотя он и не продирижировал ни одной его оперой, но посвящал композитору целые отделения своих концертов, звучал Вагнер и на самом последнем из них. Правда, театральные постановки Вагнера в советское время были редки, из опер композитора в Кировском театре шел лишь «Лоэнгрин», и живая петербургская вагнеровская традиция все же казалась утраченной.

Все изменилось с приходом Валерия Гергиева — как показало время, выдающегося интерпретатора музыки Вагнера. Первой оперой композитора, которой он продирижировал в театре, стал «Лоэнгрин». Став художественным руководителем и дирижером, а потом и директором Мариинского театра, к музыке Вагнера он приступил не сразу. Но с 1997 года начался вагнеровский ренессанс, причем сразу с постановки самой сложной из опер композитора — «Парсифаля». Она в Петербурге никогда не шла (поскольку до революции еще действовал авторский запрет на исполнение мистерии на любых сценах, кроме Байройта). И небывалое свершилось, «Парсифаль» не только был поставлен английским режиссером Тони Палмером, но и удержался в репертуаре.

Был он представлен и сейчас в рамках «месяца Вагнера». Правда, за время бытования спектакля в театре многие субъективные детали оригинальной постановки оказались утрачены, исчезли привязки к православной традиции, помогавшие публике, по мысли режиссера, ощутить мистериальность «Парсифаля», но вызывавшие споры. Сегодня спектакль выглядит более сглаженным, визуально красивым с волшебными декорациями Евгения Лысика (его эскизов театру хватило и на «Лоэнгрина», для которого они и создавались, и на «Парсифаля»), а настоящую жизнь ему дает музыкальное волшебство оркестра под управлением Валерия Гергиева.

Именно в «Парсифале» началось рождение того уникального ан­самбля вагнеровских певцов, который сделал возможным дальнейшее освоение музыкальных драм Вагнера. Сегодня звездами вагнеровского репертуара в театре являются Евгений Никитин, Михаил Петренко, Михаил Векуа, Ирина Чурилова, Сергей Скороходов, Роман Бурденко, Павел Шмулевич, Татьяна Павловская. И, конечно, в те­атре изумительный вагнеровский оркестр с фантастической медью и струнными. Искусство певцов и оркестра выступает на первый план в концертных исполнениях. И на этот раз театр побаловал слушателей концертным «Тристаном», где заглавные партии исполнили Михаил Векуа и Татьяна Павловская, но надо отметить и Юлию Маточкину — Брангену, и Евгения Никитина — Курневала, и Павла Шмулевича — короля Марка.

Колоссальной вехой в вагнериане Мариинского и Гергиева стала масштабная постановка «Кольца нибелунга» в сценографии Георгия Цыпина в начале 2000‑х. С тех пор тетралогия Вагнера не только вош­ла в репертуар театра, но и была с успехом показана в Европе и Америке, вызывая везде интерес. В прошедшем сезоне тет­ралогия была представлена в мос­ковском зале «Зарядье» в полу­сценической версии. И стало ясно, что сейчас, через двадцать лет после постановки, назрело время для новых технических и визуальных решений. По инициативе Валерия Гергиева началось масштабное обновление «Кольца». В самом конце сезона были показаны две его первые части — «Золото Рейна» и «Валькирия», они завершали программу «месяца Вагнера». Надеемся, что в новом сезоне театр не только представит две оставшиеся части «Кольца», но и покажет всю тетралогию целиком.

«Золото Рейна» — это предвечерие тетралогии, ее своеобразный пролог, именно здесь задаются основные философские темы и музыкальные лейтмотивы последующих опер. Сценическое оформление первой оперы цикла — тоже своеобразный ключ к следующим спектаклям, тем более что она компактна, идет без перерыва два с половиной часа. Что же нового увидели зрители? При сохранении оригинальной сценографии Георгия Цыпина сценическое пространство было насыщено новым светом и видеопроекциями. Художник Глеб Фильштинский действительно соз­дал на сцене волшебство: и зыбкую текучесть подводного царства Рейна, где живут русалки, хранящие золотой клад, и глубины Нибельхайма — царства нибелунгов, и неприступные горные вершины царства богов. Оптические иллюзии захватывали, создавали динамику времени и пространства. Костюмы (художник — Татьяна Ногинова) тоже подверглись некоторой ревизии.

Но все же главным осталось превосходное музыкальное воплощение вагнеровской драмы. Театр собрал великолепный состав солис­тов. Партию нибелунга Альбериха с блеском исполнил Роман Бурденко, трудно представить себе другого Вотана после Евгения Никитина, Миме — Михаил Векуа, Фрика — Анна Кикнадзе, великаны Фафнер и Фазольт — Вадим Кравец и Павел Шмулевич, Миме — Андрей Зорин, Эрда — Злата Булычева. «Кольцо нибелунга» будет представлено в Китае, и нет сомнений, что китайская публика по достоинству оценит и новое сценическое воплощение, и музыкальную сторону спектаклей, душой которых, конечно, остается маэстро Гергиев. Интересно, что современные технические решения приблизили оперу к тому, что хотел сам композитор, к его ремаркам, сделали более традиционной.

Яркие премьеры и звездные спектакли прошедшего юбилейного, 240‑го, сезона заставляют с нетерпением ждать новых премьер и звезд нового, 241‑го. Тем более что солисты Мариинского теат­ра сейчас с успехом выступают на крупнейших оперных летних фестивалях, но и у нас их можно будет услышать. Премьеры нового сезона пока не объявлены, а вот открытие VI международного фес­тиваля Ильдара Абдразакова сос­тоится 25 сентября, и вместе с нашим прославленным басом на сцену выйдет звезда мировой оперы мексиканский тенор Рамон Варгас. Гала-концерт пройдет под управлением Валерия Гергиева. И это только начало.


#Мариинский театр #сезон #спектакль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7496) от 07.09.2023 под заголовком «И это только начало».


Комментарии