Анастасия Момот. Особое мнение

Анастасия Момот. Особое мнение | Анастасия Момот / Фото из личного архива

Анастасия Момот / Фото из личного архива

Буллинг и прививка от жестокости


Буллинг - шмулинг. Ну и словечко. Ну и тема. Даже не знаю, с какой стороны к ней лучше подступиться. Настолько она обширна, многогранна и неприятна. Особенно для человека, который с этим самым буллингом непосредственно сталкивался. Правда, в моей юности данное явление называлось иначе. Есть в русском языке слово «травля», которое современное псевдогуманное общество заменило на модное заимствование из английского - bulling. Как я говорила в предыдущей статье, bull - это бык, а bulling - когда кто-нибудь на кого-нибудь «бычит». Зачем нам это заимствование? Оно очевидно мягче звучит, чем «травля». Да и людям легче признать, что они столкнулись с буллингом, чем то, что их травят. Последнее кажется совсем унизительным, правда? Хотя на самом деле сегодняшний буллинг куда хуже вчерашней травли. За это можно сказать спасибо технологическому прогрессу, который дает злодеям чудесную возможность снимать свои злодейства на видео и выкладывать в интернет. Но обо всем по порядку.

Ситуация буллинга может возникнуть в любом коллективе - в школьном, студенческом и даже в рабочем. Всем известны случаи так называемой дедовщины в армии и в других местах, где новичку приходится пройти суровые испытания, прежде чем его примут в коллектив. И не все эти испытания проходят. В любом случае, классический буллинг - а именно то, что понимает под данным словом псевдогуманное общество, возможен при наличии трех сторон. Агрессор, жертва и зрители. Если кто-либо выпадает из священной триады, то никакой буллинг не состоится. Давайте попробуем разобраться, «ху из ху» и как помочь ему «выпасть». 

Итак, агрессор! Самый несчастный из присутствующих. Не удивляйтесь. Именно агрессор, задира и зачинщик конфликтов страдает от каких-либо жизненных обстоятельств, которые сделали его таким. Здоровый, уверенный в себе и благополучный человек никогда не будет самоутверждаться за счёт издевательства над другими людьми. Никогда. Скорей всего, за агрессивным поведением скрываются глубочайшие травмы детства, дурная обстановка в семье, комплексы неполноценности, а, возможно, даже болезнь. Стоит отметить, что, если речь идёт именно о буллинге, то агрессор самоутверждается не столько за счёт причинения страданий своей жертве, сколько за счет одобрения зрителей. Он выступает «на публику», подобно артистам. Поддержка публики, ее хохот и ликование во время происходящего - вот главное для агрессора. Как аплодисменты для артиста. Это даже важней, чем непосредственно слезы жертвы. Получается, что задира - это не какой-нибудь садист-извращенец (тогда он, вероятно, действовал бы в одиночку), а человек, желающий быть хорошим, привлекательным, интересным и значимым в глазах окружающих. Это человек неполноценный, неуверенный в себе и бесконечно зависимый от мнения других.

Почему он самый несчастный из священной триады, создающей ситуацию буллинга? Потому что и зрители, и жертва могут так или иначе из этой ситуации выйти, а агрессор - нет. Ему не уйти от своих внутренних проблем. Однажды зрители неизбежно покидают зал. Жертва переходит в другую школу, университет или меняет место работы. А агрессор остается наедине со своим злейшим врагом - с самим собой и с невыносимым ощущением собственной никчёмности. Ему срочно приходится искать новую жертву и новых зрителей, чтобы повторить единственный в мире спектакль, где у него есть хоть какая-то роль. Иногда подобные спектакли агрессор играет всю жизнь, но некоторым всё же удается исправиться. Они находят поддержку среди близких людей, создают собственные семьи, получают удовлетворение от любимой работы и перестают заниматься буллингом.

Что же нам делать, если мы невольно становимся свидетелями буллинга, то есть зрителями? Не всякий готов открыто и активно заступаться за жертву. Это удел редких смельчаков. Но если каждый из присутствующих выразит свое молчаливое неодобрение относительно происходящего и просто откажется на это смотреть, будет вполне достаточно. Спектакль не состоится, потому что зрители разошлись. Увы, это с трудом достижимо на практике - особенно в наши дни. Во-первых, агрессор уже мог набрать постоянную группу поддержки. Этаких прыгающих и неистово гогочущих рядом с ним чирлидеров с разноцветными помпушками в руках - какие бывают у группы поддержки спортивных команд. Во-вторых, интернет! И это самое ужасное. Все издевательства над жертвой агрессор и его гогочущие чирлидеры частенько снимают на видео и выкладывают в сеть. У таких видео большая популярность. Благодаря пресловутому технологическому прогрессу вчерашний задира-неудачник с комплексами неполноценности становится настоящей звездой интернета. Интересно, почему людям из интернета нравится смотреть, как кого-то бьют и обижают? Мне кажется, у них серьезные проблемы с психикой. Пожалуй, их надо лечить. А создателей и распространителей подобного видео привлекать к административной и даже уголовной ответственности.

Многие агрессоры все-таки боятся выкладывать видео своих злодеяний в открытый доступ. Тогда они пересылают их друг другу в закрытом чате или ещё как-нибудь. Например, мальчишки, которые учились в одной школе с моей знакомой, решили пострелять из пневматического оружия по мирно спящему бомжу, а также избить бедолагу ногами. Вернее, один мальчик стрелял и бил, а второй - смеялся над происходящим и снимал все на телефон. Мы видели этот жуткий видеоматериал в школьном чате. Они его сами выложили, а потом удалили. Буллингом вышеупомянутые герои тоже активно занимались, и тому есть неопровержимые доказательства. И свидетели. А как же без них... Пользуясь случаем, передаю большой привет той школе, в которой ребята проходили обучение. «Куда смотрят учителя? Куда смотрят родители?», - справедливо возмутится уважаемый читатель. Это отдельная грустная история. Учитель занят бюрократией, отчетностью и выполнением порой невыполнимых программ. А если бы он и вмешался, его бы вряд ли кто послушал. Недаром наше капиталистическое общество понизило учителя до звания обслуживающего персонала. Это мы с вами растоптали авторитет учителя настолько, что любая козявка из-под парты может его оскорблять с чувством собственного превосходства. Это наши дети чересчур хорошо знают свои права, но плевать хотели на свои обязанности. Особенно в школах с претензией на элитарность. В общем, к чему стремились, то и получили. А куда смотрят родители? Откуда вообще у мальчиков оружие? Я не знаю. Родители, скажите честно, куда вы смотрите? То, что не на детей, и так понятно.

Последняя и очень важная часть буллинговой триады - это жертва. Кто она? Принято считать, что жертвами агрессии в коллективе становятся люди с какими-нибудь особенностями. Причем любыми. Мы нередко слышим: «Он толстый, его будут дразнить». «Он лопоухий, его будут дразнить». «Он другой национальности. Его будут дразнить». «У него мама работает уборщицей. Его будут дразнить». Это правда, но лишь отчасти. Разумеется, если у человека есть некая отличительная черта, то агрессору будет за что зацепиться. Однако, с тем же успехом жертвой буллинга может стать, например, красивая девочка из благополучной семьи, на которую активно обращают внимание мальчики. Почему? Потому что зависть и ревность! Кстати такие случаи подросткового буллинга отличаются особой жестокостью и кровожадностью со стороны агрессора и его группы поддержки. Да. Юные девочки дерутся не на жизнь, а на смерть из-за мальчиков. Дожили, приплыли. Это уже даже не буллинг. Это физическое устранение соперницы. Но, так или иначе, ему всегда предшествует буллинг и откровенные угрозы расправы. Самая большая ошибка - когда подростки не рассказывают взрослым о том, что им угрожают. Сперва они надеются, что до расправы не дойдет, а потом бывает уже слишком поздно. В некоторых случаях надо жаловаться всем на свете, бить во все колокола, скриншотить все сообщения с угрозами, писать заявление в полицию и бежать куда подальше. Любовные треугольники с агрессором в одном из углов - именно тот случай.

Что касается прочих случаев, то жертвой буллинга становится тот, кто был жертвой изначально. Вы не ослышались. Агрессор никогда не пристанет к сильной и уверенной в себе личности - даже если эта личность обладает какими-нибудь внешними особенностями. Он пристанет к самому мягкому, ранимому и уязвимому человеку - такому же зависимому от мнения окружающих и с такими же комплексами неполноценности как у самого агрессора. Эти два качества у них всегда общие. Стоит жертве поддаться на первые провокации, обидеться, заплакать, убежать, как агрессор начнет ликовать, распаляться и злодействовать пуще прежнего. Теперь он уже не отстанет. В таких случаях правильней всего будет избегать его общества, менять место учебы или работы. Обычно именно так и происходит. Но что же делать, чтобы не стать жертвой? На примере из собственной жизни попробую рассказать о трех возможных реакциях потенциальной жертвы на буллинг. Все имена будут изменены, но свидетели тех событий, разумеется, поймут, о ком речь.

Когда я училась в университете, у меня был вынужденный академический отпуск из-за болезни. После выхода из отпуска пришлось идти в новую группу. Вот там стояла настоящая дедовщина! Все новенькие подвергались буллингу со стороны местного агрессора и его небольшой, но постоянной группы поддержки. Назовем агрессора Карина. На одном из первых занятий в новой группе я переводила какой-то текст и совершила небольшую ошибку в переводе. Сидящая неподалёку Карина театрально закатила глаза и с присущим ей сарказмом прокомментировала ситуацию: «Мда-а-а... Тяжело жить без мозгов!» Ее группа поддержки тихо захихикала, а я автоматически ответила Карине: «Ты о себе что ли? Соболезную!» Все. На этом инцидент был исчерпан. Больше Карина ни разу меня не трогала, а что она говорила за моей спиной, мне было решительно все равно. Мне вообще было всё равно, кто что обо мне думает. У меня была своя жизнь, свои интересы и свои друзья. В Университет я пришла учиться, а не кому-то нравиться. Позже я подружилась со всеми одногруппниками и с Кариной в том числе, хотя она не переставала играть в свои жестокие игры с новенькими.

Другая девочка, назовем ее Лиза, как и я, перешла в нашу группу после академического отпуска. Разумеется, Карина к ней начала приставать и говорить прилюдно всякие гадости, надеясь на всеобщее одобрение. Лиза вела себя тихо, скромно и в то же время стоически!

Она вообще никак не реагировала на происходящее, не отвечала на едкие комментарии агрессора, будто его вовсе не существует. Я не знаю, что чувствовала Лиза в эти моменты. Предполагаю, что ей было очень неприятно. Но ей хватало силы духа и выдержки, чтобы не показывать свои эмоции, раз за разом срывая Каринин спектакль. Правда Карина так и не оставила Лизу в покое, продолжая свои попытки вывести ее из себя до самого выпускного вечера.

И, наконец, третья новенькая девочка, назовем ее Маша, стала жертвой Карининых издевательств по полной программе! Как сейчас помню: стоит Карина со своей группой поддержки возле Маши и говорит ей что-то вроде: «Куртка у тебя, конечно, нищебродская... Ты ее на помойке нашла? Ай, бедненькая!». А Маша глазами большими хлопает, слезы из них льются как из ведра... Бывало, что Карина доводила Машу до истерики прямо во время занятия, и Маша вылетала из аудитории в коридор, чтобы плакать. Всё закончилось тем, что Маша ушла из нашей группы на совсем. Хорошо, когда есть возможность уйти. В таких случаях правильно ею воспользоваться.

Впрочем, Карина не ограничивалась одногруппниками. Она умудрялась хамить даже преподавателям! Не всем, а только самым мягким, добрым и лояльным... Никогда не забуду, как Карина довела до слез мою любимую француженку... Попробовала бы она обидеть строгих преподавателей по истории языка или разговорному английскому! Получила бы такую «обратку», что мало не показалось бы. Но вот ведь незадача! Их-то она и не трогала. Скорей наоборот - смотрела на них с неподдельным восхищением. Агрессорам нравятся сильные личности, потому что им хочется быть такими же. Им ошибочно кажется, что унижение слабого - это доказательство собственной силы.

Прошло много лет с тех пор. Сейчас и у Маши, и у Лизы, и у меня все хорошо. А про Карину я ничего не знаю. Она куда-то исчезла. Надеюсь, что она счастлива и любима. Надеюсь, что у неё больше нет потребности самоутверждаться за счет издевательства над другими. Оглядываясь назад, я жалею лишь об одном: будучи полностью на своей волне, я не заступилась за девочек и преподавателей, которых обижала Карина. Я никогда не поощряла ее выходки, но и не пыталась с ними бороться. Нет, это не трусость. Это еще хуже - равнодушие. И теперь мне стыдно из-за своего преступного невмешательства в происходящее.

Ведь помочь жертвам буллинга может каждый из нас, просто показав агрессору, что его шутки несмешные... Что они нам вовсе не нравятся. А как самому не стать жертвой я уже, кажется, рассказала. Агрессоры никогда не тронут сильного и независимого от мнения окружающих человека. Они не тронут того, кто может дать им мгновенный и жёсткий отпор. Этому можно научиться. Например, меня этому научила любимая школа... После того, что там происходило, Каринины проделки казались детским лепетом. Но это уже совсем другая история.

Многие ребята, столкнувшиеся с буллингом, идут заниматься единоборствами или боксом. Они хотят стать сильнее и дать обидчикам сдачи. Впрочем, единоборства вряд ли помогут тому, на кого идет целая толпа, вооруженная ножами и арматурой. Тут надобно заниматься спринтерским бегом! В любом случае физическая подготовка и освоение техники рукопашного боя - это хороший вариант. Он позволяет человеку почувствовать уверенность в себе и автоматически выйти из статуса жертвы, что существенно снижает вероятность приставаний к нему со стороны агрессоров.

Помните «Чучело»? Замечательная книга и не менее замечательная ее экранизация с Юрием Никулиным и маленькой Кристиной Орбакайте в главной роли. Очевидно, что так называемый буллинг, а по-нашему попросту травля, существовали во все времена, однако, сейчас они кажутся ещё более жестокими и беспощадными. Ответственные родители занимаются всесторонним развитием своих детей, отправляют их в разные кружки и секции, нанимают лучших репетиторов, помогают с поступлением в вузы, а на нравственное воспитание подрастающего поколения ни у кого нет ни сил, ни желания. Зачем смотреть тяжелый фильм «Чучело» и читать эту книгу, когда можно посмотреть и почитать что-то веселое? Но ведь мы делаем детям прививки от коклюша, столбняка, полиомиелита и кори... Чтобы при получении инактивированных вирусов у них выработался стойкий иммунитет к этим страшным болезням. Точно так же и здесь. Глядя на ситуацию травли со стороны, осуждая вымышленного агрессора и сочувствуя вымышленной жертве, ребёнок вряд ли станет обижать других детей в реальности... А то и вовсе захочет им помочь - особенно, если они мягкие, добрые и беззащитные. Считайте, что это прививка от жестокости и равнодушия, которая решительно необходима нашему псевдогуманному обществу. И не когда-нибудь, а прямо сейчас.

#агрессия #жестокость #конфликт

Комментарии