Ягода «на леду». Поддержка государством отечественного плодоводства даёт хорошие результаты
А знаете ли вы, что Россия — самая смородиновая страна мира?.. Если кто не знал, то уж точно догадывался. Нет, наверное, ни одного дачного участка, где не нашлось бы места для пары-тройки кустов смородины. А уж в приусадебных хозяйствах сельских жителей счет кустов идет на десятки…

РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА
«Всесезонный» урожай
«Будем расширять горизонты», — пообещали в Ягодном союзе России. Начали с Калужской области, где семь лет назад была заложена первая в стране промышленная плантация черной смородины, разросшаяся к прошлому году до 150 гектаров. Потом такие же плантации появились в Тюменской, Челябинской, Брянской, Нижегородской областях, в Башкирии. Есть и в Ленинградской области, в Лужском районе.
Благодаря тому, что государство крепко поддержало субсидиями отечественное плодоводство, появилась возможность закладывать новые сады интенсивного типа и ягодные плантации с механизированными технологиями производства. Технологии эти почти полностью исключают ручной труд на самом сложном и трудозатратном этапе — уборке урожая.
Вступив в пору активного плодоношения, молодые сады и ягодники порадовали рекордными урожаями. Так, в 2023 году российские плодоводы собрали 1,75 миллиона тонн ягод.
В приоритетах у сельхозпроизводителей поначалу оказалась… нет, не смородина, а клубника. Потому как молодые плантации этой ягоды были «скороспелками» — давали урожай уже на второй год после закладки, в то время как смородина полноценно плодоносить могла только на третий-четвертый год.
Другой приоритетной ягодой стала высокорослая крупноплодная голубика.
Соблазнились наши плодоводы посулами некоторых консультантов, обещавших высочайшую рентабельность и сверхприбыли. Но удача улыбнулась единицам. Сегодня спрос на голубику есть, но не такой высокий и стабильный, как планировалось…
И клубника, и голубика — ягоды, понятное дело, сезонные. Только востребованность их разная. Клубника находит покупателя быстро, урожай иногда скупается чуть ли не на корню. А слегка потерявшую товарный вид ягоду охотно забирают переработчики. С голубикой так не получается. Переработчикам она менее интересна. И если есть выбор между голубикой и ее биологической сестрицей — лесной черникой, то он будет в пользу последней.
А вот что касается черной смородины, то она — ягода «всесезонная», так как востребована всегда. Свежая — летом, когда плодоносит. Замороженная и сушеная (сублимированная) — и летом, и в остальное время года.
В переработанной смородине заинтересована пищевая промышленность (от производителей кисломолочной продукции и до алкогольных напитков). Тренд последних двух лет, а точнее — зим: мед-суфле (или крем-мед) с черной смородиной. Вкус этого десерта сравнивают со вкусом мороженого, йогурта или мягкой смородиновой нуги. А нутрициологи (специалисты по здоровому питанию) советуют принимать для профилактики ОРВИ, для повышения иммунитета.
Черную смородину ученые давно уже объявили «суперъягодой», по концентрации находящихся в ней витаминов и минералов определив ей первое место в списке самых полезных для здоровья плодов. Ведь у нее обнаружены способности противодействовать раковым заболеваниям, предохранять от болезней сердечно-сосудистую систему, поддерживать остроту ума.
Микс для смузи
В древнерусском языке было слово «смородить», означавшее «источать запах». Не исключено, что именно от него пошло название кустарника. Ягоды же тогда «смородили» так, как это могла делать только красная смородина. Именно она упоминается первой в древних письменных источниках. Пора черной ягоды пришла позже.
В сохраненной переписи дворцовых садов 1701 – 1702 годов указывается, в частности, что «в Верхнем Красном саду вблизи Кремля — 410 кустов красной смородины и только 20 — черной, а на плантациях села Преображенского — соответственно 400 и 100 кустов». Пропорции эти кардинально поменялись только к началу ХХ века.
С практической точки зрения возделывать красную смородину удобнее и выгоднее, чем черную. Ее кусты более долговечны и менее требовательны к условиям произрастания, отличаются регулярной и высокой урожайностью, устойчивостью к вредителям и болезням. Но рыночный спрос на черную ягоду все‑таки выше, чем на красную.
Все ныне существующие сорта черной делятся на любительские и промышленные. Ягоды первых отличаются десертным вкусом и неравномерным созреванием, урожай можно постепенно снимать с куста в течение месяца. У промышленной ягоды вкус попроще, с кислинкой. Созревает дружно. Мелкоплодной практически не бывает. Кожура по сравнению с плодами любительских сортов — толстая. Как говорят специалисты — с «сухим отрывом», то есть во время уборки не мнется, не давится. Что, кстати, очень важно для хранения, транспортировки и переработки.
Большая часть промышленного урожая идет на заморозку. Этот же сегмент рынка — через заготовительные конторы и скупщиков-оптовиков — пополняется и ягодой, выращенной на частных плантациях.

От переработчиков замороженная ягода крупными партиями уходит на предприятия пищевой промышленности, а торговая розница получает продукцию, как правило, в ярко оформленных 300‑граммовых пакетах.
Замораживают, разумеется, не только смородину. В списке лидеров еще и малина, клубника, вишня, ежевика, клюква, брусника, ягодные миксы, в которых удачно приживается красная смородина. Замораживают облепиху — и «в одиночку», и с какими‑нибудь полезными добавками — например, с корнем имбиря. Делают фруктово-ягодные замороженные миксы с тропической экзотикой вроде манго, для приготовления смузи.
Все это ассортиментное разнообразие в обычных магазинах-дискаунтерах, конечно, вряд ли встретишь, выбор в них ограничен двумя-тремя видами замороженных ягод. В этих магазинах покупатель, как показали опросы, скорее предпочтет купить полтора килограмма яблок (или апельсинов, или бананов) за ту же сумму, которую придется заплатить за 300 граммов замороженных ягод. К тому же известно, что за время разморозки их объем уменьшится вдвое.
Так что ягодная заморозка — продукт достаточно высокой ценовой категории. Поэтому производители охотнее работают с сетями магазинов премиум-класса или с маркетплейсами, где нет многих досадных ограничений, существующих в офлайн-торговле.
Шоковый «удар»
Безусловный плюс ягодной заморозки — максимальная сохранность полезных веществ. Если в процессе консервации их потеря доходит до 40 %, при сушке — до 70, то при заморозке теряется не более 20 %. Но такой результат можно получить только при шоковом «ударе», когда за очень короткое время ягоды охлаждают до крайне низких температур.
Вообще‑то заготовка продуктов впрок через заморозку, или, как говорили на Руси, «на леду», известна с незапамятных времен. Иначе, наверное, и быть не могло — при российских трескучих морозах да при наличии погребов-ледников! Но замораживали в основном рыбу, мясо, иногда молочные продукты. А вот с хранением овощей и ягод «на леду» дело не пошло. Овощи выгоднее оказалось солить-квасить-мариновать, а ягоды — варить, томить, замачивать (это про клюкву с брусникой).
В Советском Союзе первые образцы продуктов, прошедших шоковую заморозку, появились в 1930‑х. Сотворили их на опытной станции Московского института народного хозяйства. Однако широкое производство быстрозамороженных продуктов началось только в середине 1970‑х.
Замораживали блинчики, пельмени, вареники. Овощи и ягоды, просчитав потенциальную невыгоду их производства, — вновь отодвинули в сторону. Хозяйки поголовно были увлечены домашней консервацией и ни за какие коврижки не променяли бы банку собственноручно приготовленных солений/мочений на подозрительный пакет «ледниковых» овощей и ягод.
Тогда плодоовощную нишу на рынке продуктовой заморозки на долгие десятилетия заняли производители из зарубежных стран. Когда три года назад они Россию покинули, нишу быстро поделили отечественные «заморозчики», обеспечив рынку то самое ассортиментное разнообразие продукции, о котором говорилось выше.
Им же удалось вывести на рынок плодоовощной заморозки крайне капризную, но безумно полезную ягоду — жимолость. Правда, тут же обозначилась конкуренция: «заморозчиков» потихоньку начали теснить производители томленой ягоды и всяких вкусностей из жимолости. Но об этом в деталях — в другой раз.
Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в декабре 2024 года повысились на 3,4 %. С начала года — почти на 11 %.
Плодоовощная продукция подорожала на 13,1 %. В том числе огурцы свежие — на 47,7, помидоры — на 17,1, картофель — на 12,4, бананы — на 11,7, лук репчатый, груши — на 9,6 %. При этом снизились цены на апельсины — на 9,1%, лимоны — на 5,4 %.
Рост цен отмечался на икру лососевых рыб отечественную — 8,6 %, рыбу мороженую неразделанную — 6,6, печенье — 5,9, сливки питьевые — 5,8, сосиски, сардельки — 4,3, сметану, мясо индейки — 4,0 %. При этом крупа гречневая стала дешевле на 3,6 %, йогурт, кофе натуральный растворимый — на 1,6, творожок детский — на 1,5 %.
Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах декабря составила 8178 рублей 43 копейки в расчете на месяц, что на 309 рублей 15 копеек выше, чем в ноябре.
Из непродовольственных товаров электрочайники подорожали на 8,0 %, плиты бытовые — на 7,4, батарейки электрические — на 6,9, миксеры и блендеры — на 6,0 %. Цены на автомобильный бензин выросли в декабре в среднем на 1,6 %.
Также проезд в такси стал дороже на 6,1 %, пребывание в домах отдыха, пансионатах — на 5,8 %. Услуги в сфере зарубежного туризма подешевели на 7,6 %, услуги гостиниц — на 3,1 %.
Читайте также:
Спрос на ингредиенты для приготовления глинтвейна растёт с наступлением Нового года
«Палёный» градус под космическим надзором и другие новости продовольственного рынка
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (7834) от 27.01.2025 под заголовком «Ягода «на леду»».
Комментарии