ВЦИОМ представил данные исследования на тему недостоверной информации в Интернете

Его провели по заказу Экспертного института социальных исследований.

ВЦИОМ представил данные исследования на тему недостоверной информации в Интернете | ФОТО John Schnobrich on Unsplash

ФОТО John Schnobrich on Unsplash

Информационная грамотность — один из ключевых навыков человека в постиндустриальном обществе. Особую актуальность она обретает в условиях роста числа фейковых, или ложных, новостей, часто используемых для достижения политических, идеологических или коммерческих целей. Как отмечают эксперты, на фоне специальной военной операции России на Украине их число ощутимо возросло — в целях дестабилизации общественно-политической ситуации в стране некоторые заинтересованные группы переходят к разного рода манипулятивным тактикам. Солидарны с экспертами и рядовые граждане: второй год подряд они сохраняют убежденность в том, что в настоящее время против России ведется информационная война (87 %, апрель 2022 г. — 90 %).

Согласно результатам ноябрьского опроса ВЦИОМ, 4 из 10 россиян за последний месяц сталкивались с новостями в СМИ и Интернете, которые впоследствии оказывались недостоверными (40 %), в том числе 18 % видели подобную информацию на интернет-сайтах, 17 % — в мессенджерах и соцсетях. Каждый девятый ответил, что встречал недостоверную информацию на телевидении (11 %), тогда как самыми нераспространенными «местами обитания» фейк-ньюс оказались радио и газеты (печатная пресса) — по 2 %. Другими словами, главным источником распространения фейковых новостей является Интернет. Чаще всего опрошенным запомнились фейковые новости о специальной военной операции (46 % из числа встречавших недостоверную информацию за последний месяц). Каждый пятый видел ложные новости о событиях внутри страны (20 %), ощутимо реже такие новости касались жизни знаменитостей (8 %), экономики (6 %) и внешней политики (5 %). Не встречали фейк-ньюс за последний месяц 53 % наших сограждан, или каждый второй.

Россияне уверены, что недостоверные новости чаще публикуются умышленно (74 %, март 2022 г. — 78 %), предполагают обратное («чаще по недосмотру») 15 %. По мнению опрошенных, за распространением фейковых новостей стоят следующие пять групп интересов: внешние враги (34 %, в том числе «недоброжелатели, западные страны, иностранные СМИ» — 19 %, «западные спецслужбы» — 8 %, «украинские спецслужбы» — 5 %, США — 2 %), заинтересованные лица в целом («те, кому это выгодно» — 7 %, «люди, которые на этом зарабатывают» — 3 %), провокаторы/мошенники (8 %), журналисты (8 %) и оппозиция (7 %).

Абсолютное большинство респондентов убеждены: недостоверную информацию в Интернете/социальных сетях нужно блокировать (82 %), в том числе 47 % выступают за блокировку любой подобной информации, 35 % — только той, что представляет опасность для человека или общества — явную (22 %) или потенциальную (13 %). 


#ВЦИОМ #интернет #фейк

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (7556) от 30.11.2023 под заголовком «Осторожно, фейк-ньюс!».


Комментарии