Второй Босфор. Турция построит канал «Стамбул»

В начале апреля турецкие власти известили мировое сообщество, что в ближайшее время страна приступит к строительству канала «Стамбул», который должен стать дублером Босфора. Об этом заявил президент страны Реджеп Эрдоган на заседании правящей Партии справедливости и развития. Однопартийцы встретили сообщение своего лидера на ура, мировое сообщество насторожилось.

Второй Босфор. Турция построит канал «Стамбул» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

«Канал «Стамбул» – самый крупный и стратегически важный инфраструктурный проект Турции. Процесс подготовки к реализации этого проекта близится к концу... Турция начинает и завершит строительство канала, хотят этого определенные круги или нет. Для нас важно лишь мнение турецкого народа», – цитирует Эрдогана агентство Anadolu.

«Определенные круги», о которых упомянул Эрдоган, – это не только оппозиционные силы в Турции, но и международные экологические круги, а также политологи и эксперты, обеспокоенные судьбой конвенции Монтре, которая не только позволяла Турции выдерживать военный нейтралитет, но и ограничивала присутствие в акватории Черного моря кораблей нечерноморских держав.

Несколько слов о самом проекте, который его сторонники называют «стройкой века», а противники – «сумасшедшим планом Эрдогана». Это действительно грандиозная задумка. По существу, это проект искусственной водной артерии, которая может соединить Мраморное и Черное моря. Она должна пройти в 100 км от Стамбула и фактически превратит европейскую часть города в остров. Благодаря новому каналу турецкие власти надеются разгрузить Босфор – один из самых загруженных в мире морских путей, через который каждый год проходит 53 тыс. судов. Также появление новой артерии должно защитить стамбульскую архитектуру и памятники от инцидентов наподобие того, что недавно случился в Суэцком канале.

В отличие от созданного природой Босфора, ветка которого достаточно извилиста и сложна для транзита, канал «Стамбул» будет состоять из двух почти прямых участков, что облегчит и ускорит проход судов. Изначально строительство артерии планировали начать еще в 2018-м, чтобы завершить работы в 2023 году, к 100-летнему юбилею Турецкой Республики. Очевидно, что теперь сроки сдвигаются, но начать строительство должны уже «в скором времени». Впервые Эрдоган анонсировал этот проект еще перед выборами в 2011 году. Позже он обещал, что по обеим сторонам канала появятся два новых города, а на севере и юге артерии – прибыльные порты класса люкс для яхт. Предполагается, что канал сможет пропускать около 160 судов в день, включая танкеры дедвейтом до 300 тыс. тонн. Его строительство обойдется примерно в $10 миллиардов.

Как неоднократно отмечали турецкие власти, «Стамбул» требуется запустить из-за трудностей навигации через Босфор и чрезмерного потока судов, следующих по нему. По данным министерства транспорта и инфраструктуры Турции, пролив имеет допустимую проектную пропускную способность 25 тыс. единиц транспорта в год, но в настоящее время нагрузка на него более чем в два раза больше. Помимо танкеров, торговых и военных кораблей по Босфору постоянно передвигаются автомобильные паромы, рыбацкие лодки, экскурсионные катера и лайнеры. Транзитное движение по проливу осложняют также неблагоприятные погодные условия, постепенное обмеление и достаточно строгие правила прохода, которые ввели турецкие власти для повышения безопасности навигации. В результате перед Босфором периодически возникают пробки. С помощью строительства «Стамбула» турецкое руководство рассчитывает кардинально разрешить эту проблему.

Противники возведения дублера Босфора выдвигают две группы причин. Первая – экологическая: ученые опасаются, что с запуском канала нарушится водный баланс, который естественным образом обеспечивает Босфор. Утверждается, что соединение более холодных и менее соленых вод Черного моря с теплыми и солеными водами Мраморного значительно уменьшит биоразнообразие региона. Кроме того, экологов беспокоит возможное обмеление Черного моря и засоление источников пресной воды, которые расположены рядом со Стамбулом.

Вторая группа причин – геополитическая. Принятая в 1936 году конвенция Монтре регулирует вопросы прохода иностранных судов через Босфор и Дарданеллы, а также ограничивает срок пребывания в Черном море военных кораблей нечерноморских государств 21 днем. Заявления официальных лиц Анкары в настоящее время не дают четкий ответ на вопрос, каким будет режим регулирования навигации по перспективному каналу в обход Босфора. Формально Турция подчеркивает, что пока не собирается отказываться от выполнения конвенции Монтре. Но это пока – что придет в голову по этому поводу порывистому Эрдогану завтра или послезавтра, просто неизвестно.

Мнения экспертов по поводу строительства второго Босфора разделились. Так, например, директор Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев полагает, что Анкара действительно нуждается в разгрузке Босфора. В связи с этим строительство нового канала представляется коммерчески обоснованной инициативой, от которой выиграет не только сама Турция, но и страны, активно использующие сейчас пролив в транзитных целях. Как отмечает эксперт, Анкара не могла проигнорировать инцидент с севшим на мель контейнеровозом Ever Given, который недавно на несколько дней заблокировал навигацию в Суэцком канале. «Этот канал мелеет, и Босфор тоже. Турки не хотели бы столкнуться с той же ситуацией, что Египет. В этом контексте проект канала «Стамбул» получил новое обоснование. К тому же он будет более быстроходным. Да и в целом Турция планирует увеличить грузопоток через свои водные артерии, превратиться в более крупный морской хаб», – полагает эксперт. Однако, по его словам, Анкара не способна в одиночку реализовать грандиозный инфраструктурный проект из-за нехватки финансов и строительного оборудования. По прогнозу Мавашева, «Стамбул» будет создан при поддержке Китая и, возможно, Японии. При этом американские средства и технологии Анкара, полагает аналитик, привлекать не станет.

А вот старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН имени Е. М. Примакова Владимир Аватков обращает внимание на то, что новый канал имеет крайне важное военно-политическое значение. «Турция стремится стать морским хабом, соединить север, юг, запад и восток. Но помимо чисто экономической подоплеки мы можем говорить о великодержавных устремлениях Анкары, ее желании стать более самостоятельной. На мой взгляд, строительство второго Босфора представляет угрозу для сохранения конвенции Монтре в текущем виде, по крайней мере в долгосрочной перспективе», – рассуждает эксперт. Аватков считает, что в настоящий момент сложно прогнозировать, как будет решен вопрос регулирования прохода военных кораблей по «Стамбулу». «Строительство канала необратимо. Рано или поздно он будет построен, и от решения вопроса по режиму прохода кораблей никуда не уйти. Если говорить про нашу страну, то это одновременно и риск, и возможность трансформировать конвенцию Монтре в угоду российским интересам», – резюмирует аналитик.

#Турция #море #пролив

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (6905) от 16.04.2021 под заголовком «Зачем Турции второй Босфор».


Комментарии