2Vtzqv4Hz9U

В Заполярье впервые вырастили арбузы и дыни

В сентябре в один день на Кубанской опытной станции и на Полярной в Апатитах собрали плоды нескольких сортов арбузов и дынь и отправили в Петербург на дегустацию и биохимический анализ. Так завершился первый год трехлетнего эксперимента по выращиванию бахчевых в Заполярье. Ученые рассказали, что получилось, что нет.

В Заполярье впервые вырастили арбузы и дыни | Фото Peter Steffen/dpa/Picture-Alliance/ТАСС

Фото Peter Steffen/dpa/Picture-Alliance/ТАСС

Каждый день – без ста граммов

Обе станции – ВИРовские, Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Н. И. Вавилова. Испытания шли параллельно, единственное отличие – в Заполярье выращивали все-таки в закрытом грунте, в весенне-летних теплицах. Но без подогрева и освещения. Чем Север может похвастать, так это полярным днем.

Конечно, это далеко не первый подобный эксперимент. Сама Полярная опытная станция была создана Николаем Вавиловым почти 100 лет назад, в 1923 году. Северяне уже десятилетиями сажают местные сорта картофеля, капусты и овощных культур. Арбузы – тоже не премьера. Доктор медицинских наук диетолог Алла Погожева приводит в пример фермеров и огородников Новосибирска: умудряются выращивать вполне себе красные плоды.

И, как научный сотрудник Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи, поясняет: красный – значит богат каротином В и ликопином, это сильные антиоксиданты. И в отличие от витамина С (которым арбуз, кстати, не так и богат) дольше сохраняются. Много калия, и в хорошем соотношении с натрием, значит, можно и людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, пациентам с отеками, с почечнокаменной болезнью, с (но осторожно) сахарным диабетом.

Погожеву смущает одно: чем севернее выращивают, тем больше нитратов добавляют. Но, говорит ученый секретарь ВИР Юлия Ухатова, на Полярной опытной станции дополнительных удобрений не использовали.

Так вот, несмотря на новосибирские арбузы, масштабных научных экспериментов в этой сфере давно не проводилось.

У нынешнего – несколько целей.

Во-первых, здоровье населения. ВОЗ рекомендует не менее 400 г овощей и фруктов в день – россияне в среднем недобирают и 300 г. Северные народы издавна «витаминились» дикими ягодами, но сейчас, как и жители средней полосы, налегают больше на хлеб-булку, каши и сахар.

Во-вторых, импортозамещение. Не назло зарубежным партнерам, а потому что привезенное издалека (к примеру, голландские сорта-гибриды) обработано от вредителей и для длительного хранения. Обработка не полезна для организма.

В-третьих, выращенное под боком лучше усваивается.

Сюрприз, подарок и северная южанка

В коллекции ВИР около 50 тыс. овощных и бахчевых культур, из них именно бахчевых – 10 тыс., было из чего выбирать. Взяли бахчевые одних и тех же сортов, созданных на Кубанской станции, посеяли в двух разных географических точках: на Кубани и в Апатитах. Изначально подбирали скороспелые и более холодостойкие сорта с компактным кустом.

Смотрели: созреют ли, в срок ли. Тыква, например, наотрез отказалась формировать плоды. Арбузы и дыни оказались сговорчивее. Их урожайность в Заполярье была сопоставима с теми, что на Кубани. Но урожайность – это килограммы и тонны, а нам интереснее вкус и биохимические показатели: сколько и каких витаминов и микроэлементов.

В испытаниях до финала дошли два сорта арбуза: «Сюрприз» и «Подарок солнца». Оба незаурядные: первый – с зеленой коркой и желтой мякотью, второй – красный, но с желтой коркой. В Петербурге комиссия из 14 человек продегустировала и кубанские, и апатитские и провела «биохимию».

В результате «Подарок солнца» оказался не такой уж подарок: кубанский образец был вкуснейший, а полярного тезку дегустаторы забраковали по вкусу. Зато «Сюрприз» преподнес сюрприз: северный и по вкусу, и по качеству оказался сопоставим с южным.

Из двух сортов дыни, испытанных на обеих площадках, один вообще не дал плодов. Второй, «Южанка», вырос приличных размеров, но северная «Южанка» оказалась по вкусу не очень.

Впрочем, может, следующий год эксперимента изменит картину.

Какой ген в ответе

Нынешний эксперимент – чисто селекционный, традиционный. Генное редактирование не применяли. Вот сейчас, говорят в ВИРе, задача генетиков – разобраться, какие именно гены в сорте «Сюрприз» сохранили ему такой стабильный вкус в столь разных условиях выращивания. Вычислят – можно будет думать о генетических технологиях.

– На первое место мы ставим биохимические исследования наряду с генетическими, – говорит Ухатова. – То есть каков состав генов и как они выражаются в тех или иных признаках.

Говорить, что помидоры в магазине – на вкус как трава, а клубника водянистая, – голословно. Именно биохимический анализ показывает, чего хватает, чего нет. Первая лаборатория по оценке витаминов в продуктах была организована в ВИРе еще в 1929 году. Сейчас научную школу генетика профессора Василия Конарева продолжает его сын профессор Алексей Конарев, глава отдела биохимии. По проекту «Наука» ВИР получит 6,8 млн рублей на закупку оборудования.

Киви и виноград

Главными бенефициарами эпопеи с выращиванием южных культур на севере считают в первую очередь частников, огородников. Для крупных северных хозяйств сажать бахчевые – риск великоват, для подсобных – приемлем.

– Но, мне кажется, если бы было субсидирование, господдержка – было бы интересно задать этот тренд, показать, что мы можем не только выращивать импортные гибриды, но и продвигать отечественные сорта, – считает Юлия Ухатова. – Если за три года появятся сорта, которые будут отобраны и рекомендованы, риск неудачи сведется к минимуму.

В министерстве инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области воодушевлены сотрудничеством с учеными. В следующем году надеются запустить инвестпроект по производству семенного картофеля, бахчевые тоже расценивают как перспективные. Начальник управления агропромышленного комплекса Александра Амирова упоминает региональный центр компетенций: помогает личным подсобным хозяйствам выходить на бизнес-обороты, в том числе с помощью грантов.

Что по ценам. Анна Елацкова, старший научный сотрудник Кубанской станции, ссылается на слова фермеров: те говорят, что минувшим летом даже оптовикам арбузы (обычные красные) отпускали по цене не меньшей чем 10 – 12 руб. за кг. На рынке продавали по 20 – 25 рублей за кг. Желтые (не «Сюрприз», но похожие) в силу экзотичности уходили и за 50 – 60 за 1 кг. «Рентабельно, спрос хороший, а затраты такие же, как на выращивание обычных», – констатирует Елацкова.

О себестоимости/цене в Заполярье Юлия Ухатова предлагает поговорить, когда завершится трехгодичный эксперимент, по одному году судить сложно.

Сейчас на Кубанской опытной станции работают над арбузом с оранжевой мякотью. ВИР готовится к эксперименту с генетическими технологиями: киви для северных теплиц. И уже пытаются примерить к Заполярью сорта винограда, которые не вымерзают на Северо-Западе. Тему глобального потепления особо не развивают, но подтверждают: южные культуры несколько продвинулись на север и грех этим не воспользоваться.

Расширились задачи у Дагестанской опытной станции ВИР. Она тоже из «экстремальных»: климат отличный, но благодать для патогенов. Николай Вавилов, основывая станцию в 1935 году, мыслил так: если растение выживет тут, то устоит и перед болезнями в других регионах. Сейчас ставка и на тамошние климатические выгоды: в Дагестане будет развиваться один из семеноводческих центров. Если семена капусты можно получить не за два сезона, а за один – тоже грех не воспользоваться.

#арбуз #дыня #Заполярье

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (6798) от 03.11.2020 под заголовком ««Осеверить» арбуз».


Комментарии