В Петербургской торгово-промышленной палате представили инвестиционный потенциал Архангельской области

Архангельская область, или, как ее называют, Поморье, — крупнейший регион в европейской части России. Это один из значимых индустриальных центров РФ и интересная, но пока до конца не изведанная туристами территория. В Петербургской торгово-промышленной палате состоялась презентация, посвященная возможностям и перспективам развития бизнеса в этом северном регионе и его туристическому потенциалу.

В Петербургской торгово-промышленной палате представили инвестиционный потенциал Архангельской области  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Будем с йодом

Приоритетными направлениями развития региона являются лесопромышленный и судостроительный кластеры. В списке важных отраслей также энергетический комплекс и добыча полезных ископаемых.

«Архангельская область — единственный алмазодобывающий регион на территории европейской части нашей страны. Она входит в число трех субъектов, где открыты месторождения алмазов, и занимает второе место по их добыче в стране после Республики Саха. Запасы месторождений им. В. П. Гриба и им. М. В. Ломоносова составляют более 20 % общероссийских запасов алмазов. В основном это технические алмазы, но находят и очень красивые алмазы ювелирного качества, — сообщила министр экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Евгения Шелюк. — Еще один серьезный проект — добыча и переработка йода в единственном в России Северодвинском месторождении йодных вод, расположенном недалеко от Архангельска. Промышленная разработка месторождения будет запущена в ближайшее время. Первое бурение провели буквально на днях, завод готов к производству. Притом что на данный момент весь йод в нашей стране закупается за рубежом, новое месторождение покроет потребность России в йоде на 80 %. В перспективе на основе йодного сырья будет создано фарм­производство».

Говоря об актуальных на сегодняшний день тенденциях в сфере региональной экономики, Евгения Александровна отметила, что наряду с судостроением в области активно развивается судоремонтная сфера. Отечественные суда, которые ранее обслуживались в иностранных портах, из‑за санкций возвращаются на верфи Архангельской области. В связи с этим в регионе идет активное обновление инфраструктуры для судоремонта. Кроме предприятий Объединенной судостроительной корпорации появился пул частных судоремонтных заводов, которые обеспечены заказами на два года вперед.

«У компаний очень серьезные планы по строительству и модернизации доков, — подчеркнула Шелюк. — Несмотря на то что строительство дока — это многомиллиардные затраты, которые очень долго окупаются, бизнес готов эту инфраструктуру создавать».

Например, сейчас строится плавучий док грузоподъемностью 5 тысяч тонн для судоремонтного завода «Красная кузница» (архангельский филиал судоремонтного центра «Звездочка» — входит в Объединенную судостроительную корпорацию). Он заменит самый старый из доков предприятия (1953 года) и позволит значительно увеличить количество доковых ремонтов кораблей и судов. Его ввод в эксплуатацию запланирован на декабрь 2025 года.

Ключевую роль в экономике Архангельской области играет рыбопромышленный комплекс (в 2023 году было добыто более 85 тысяч тонн рыбы, а за январь-февраль 2024 года — более 11 тысяч тонн) и товарная аквакультура (объем производства за последние десятилетия вырос втрое и составил 326 тонн в год).

«Мы не специализируемся на консервах, занимаемся свежей замороженной рыбой, — уточнила Евгения Александровна. — Добытую рыбу оперативно перерабатывают и замораживают на специализированных рыболовецких судах-заводах. Это треска, белая морская рыба, морской окунь, естественно, семга. Также в Архангельске функционирует водорослевый комбинат — уникальное и единственное в России предприятие, занимающееся добычей и глубокой переработкой арктических водорослей (ламинарии, фукуса и анфельции) и производством из них сырья для пищевой, косметической, фармацевтической промышленности и медицинских изделий. Например, сейчас налажено производство специальных марлевых повязок, способствующих быстрому заживлению ран».

Не остается в стороне развитие народных промыслов и креативных индустрий.

«Одним из самых узнаваемых видов народного творчества архангельского Севера является холмогорская резьба по кости, — рассказала спикер. — В селе Ломоносово расположена действующая фабрика холмогорской резьбы по кости и единственное в стране профильное профессиональное училище. В Архангельске с 1968 года работает государственное предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры», которое производит большой ассортимент продукции, в том числе декоративную вышивку, изделия ручного ткачества и вязания, каргопольскую глиняную игрушку. Показательно, что в последнее время элементы народных промыслов активно используют в своих коллекциях местные дизайнеры и модельеры».

По дорогам, воздуху и морю

В последние годы Поморье уделяет большое внимание логистике. Кроме того что к Архангельску ведет хорошая федеральная автомобильная трасса, за прошлый год в регионе было отремонтировано более 400 км дорог и 9 мостов. А в 2024 году по нацпроекту «Без­опасные качественные дороги» будут приведены в нормативное состояние 135 км региональных и 15 км местных дорог, а также 17 мостовых сооружений.

Значимый проект 2023 года — масштабная реконструкция международного аэропортового комплекса имени Федора Абрамова (Талаги). За девять месяцев была построена фактически новая взлетно-посадочная полоса, обновлены инженерные коммуникации, отреставрировано здание аэровокзала. В итоге был не только повышен комфорт и безопасность путешественников, но и создан плацдарм для увеличения пассажиропотока. Например, сейчас идет работа над запусками прямых рейсов между Архангельском и Республикой Беларусь. Первое отправление из Архангельска запланировано на воскресенье, 21 апреля, а с 25 апреля рейсы по маршруту будут осуществляться еженедельно.

Совершенствуется и водный транспорт. Прямо сейчас на Архангельском судоремонтном заводе строят четыре судна ледового класса, которые будут выполнять пассажирские перевозки на внутригородских линиях Архангельска и Онеги, заменив буксиры, обслуживающие пассажиров в период ледохода и ледостава. Первое, вместимостью 65 человек, готово уже на 70 % и следующей весной будет ходить в местных водах.

Что касается внешних грузовых перевозок по воде, то осенью прошлого года впервые за десять лет по Северному морскому пути из Архангельска в Китай отправилось судно с партией груза из более 300 контейнеров с пиломатериалами. До 2035 года планируется реализовать масштабный комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла со строительством глубоководного морского порта «Архангельск». Регион заинтересован в привлечении предприятий Китайской Народной Республики, осуществляющих транспортировку грузов, к использованию возможностей действующих архангельских портовых терминалов для перевалки.

Туризм как двигатель прогресса

Одна из наиболее активно развивающихся отраслей в экономике региона, в которой задействовано много смежных инициатив, — туризм. За последние годы турпоток в Архангельскую область вырос в несколько раз.

«В 2023 году, по официальной статистике, регион посетили более 805 тысяч туристов (прирост по сравнению с 2022 годом составил 55 %), и это в условиях, когда был закрыт на реконструкцию большой аэропорт, — отметила Евгения Шелюк. — Мы рассчитываем, что в 2024 году количество гостей в регионе вырастет до миллиона».

Архангельская область предлагает туризм на любой вкус. Это и эксклюзивные туры на судах ледового класса в настоящую Арктику, активный и экотуризм, паломнические туры (в том числе на Соловецкие острова), программы оздоровительного отдыха (лечебные грязи, минеральные воды), событийный и деловой туризм.

«В прошлом году мы впервые провели деловой форум «Арктика — регионы», — напомнила Шелюк. — Нынче формат этого мероприятия будет расширен. У нас арктический регион, и мы готовы взять на себя роль площадки для обсуждения вопросов развития Арктики».

С 2020 года Архангельская область занимает ведущие позиции по внедрению преференциальных режимов для резидентов Арктической зоны РФ. Для инвесторов действуют налоговые льготы, земельные преференции, которые помогают проще и быстрее реализовать проект, механизмы инфраструктурной поддержки. «Единым окном» по работе с инвесторами Архангельской области выступает Агентство регионального развития. На данный момент оно сопровождает более 240 инвестиционных проектов.

«Каждый четвертый резидент Арк­тической зоны РФ работает в туристической сфере — это 39 проектов, направленных на развитие инфраструктуры и создание новых объектов для туристов, — рассказала и. о. генерального директора Агентства регионального развития Александра Тодрик. — Общий объем заявленных частных инвестиций достигает 1,8 миллиарда рублей».

В целом годовой оборот предприятий в сфере туризма составляет около 14 млрд руб. За последние три года в регионе введены в эксплуатацию 114 новых объектов туристической инфраструктуры. В основном это средства размещения (мини-отели, гостевые дома, глэмпинги) и объекты общественного питания.

Тем не менее туристическая инфраструктура не успевает за развитием туризма.

«Среднегодовой уровень загрузки гостиниц в Архангельске составляет 80 %, в сезон — 100 %. Отелей и прочих средств размещения не хватает. Нам нужны новые гостиницы. Только в Архангельске на сегодняшний день нам нужно два дополнительных крупных отеля», — констатировала Евгения Шелюк.

Власти Архангельской области ищут для развития туристической инфраструктуры инвесторов не только от малого и среднего бизнеса, но и от крупных компаний.

В регионе разрабатывают мастер-план развития местной агломерации до 2035 года — это стратегический документ, который кроме глобальных направлений учитывает конкретные инфраструктурные и инвестиционные проекты. Как раз сейчас происходит их определение.

Например, на презентации «Открытый Север: инвестиции в туризм Архангельской области», которая состоялась в Петербургской торгово-промышленной палате, потенциальным инвесторам был представлен проект по развитию туристического кластера при Новодвинской крепости (комплекс фортификационных сооружений в дельте реки Северной Двины, в 20 км к северу от центра Архангельска), где планируется создание современного туристического комплекса, включающего в себя гостевые дома, семейные гостиницы, глэмпинги, зоны общественного питания, причалы для водных маршрутов, а также «творческую резиденцию».

Также участникам встречи рассказали о возможностях использования уникальных объектов культурного наследия для организации приема и обслуживания туристов — создания в них отелей. В числе объектов для предоставления инвесторам — дом Пьянковых в Сольвычегодске, дом купца Вагера в Каргополе и дом купца Воробьева в Онеге.

Соловки22.jpg

ФОТО АВТОРА

А в финале мероприятия состоялась встреча представителей туристического бизнеса Поморья с тур­операторами Петербурга и Ленинградской области, на которой были представлены уникальные локации и маршруты для различных групп путешественников.


#архангельская область #алмазы #соловки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (7641) от 10.04.2024 под заголовком «Алмазный фонд Поморья».


Комментарии