Цифровизация стала трендом. Какие изменения произойдут в Росреестре
Трудно представить человека, у которого за годы его жизни не возникало бы необходимости обратиться в Росреестр. И потому так важно быть в курсе всех нововведений ведомства. Об изменениях в сроках предоставления услуг, планах и приоритетах в работе этой федеральной службы корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» Олегу БЕЛОВУ рассказывает руководитель управления Росреестра по Санкт-Петербургу Владимир КОРЕЛИН.
ФОТО pixabay
— Владимир Владимирович, наиболее часто в ваше управление обращаются, видимо, с целью регистрации прав на недвижимость. Есть ли в этой сфере какие‑то изменения?
— Действительно, регистрация прав на недвижимость — наиболее массовая услуга, которую мы предоставляем. Основным изменением в этой области стало фактическое сокращение сроков обработки документов и развитие электронных форм взаимодействия с клиентами. Год для всех был непростым: мы пережили пандемию. Неизбежность и необходимость цифровизации подтвердила жизнь. Работая в сложных условиях, специалисты управления в минувшем году зарегистрировали на 19 % больше прав и сделок по сравнению с 2020‑м. Регистрационные действия по ипотеке увеличились на 9,7 %. При этом к концу года мы сократили до трех рабочих дней сроки предоставления государственных услуг. А документы, поступающие в электронном виде, регистрируем за 1 – 2 дня.
Цифровизация в нашей работе стала главным трендом, отвечающим вызовам времени. В 2019 году доля электронных услуг в Петербурге составляла 13 %, сейчас — более 50 %. А в ряде сегментов процент еще выше. Доля ипотеки и договоров участия в долевом строительстве в электронном виде превышает 70 %. Клиенты сами выбирают более удобный и быстрый способ получения услуг, и Росреестр постоянно развивает свои электронные сервисы.
Отмечу также, что в прошлом году управление включилось в проект Росреестра «Электронная ипотека за один день». И сейчас Петербург уже в тройке лидеров среди регионов по количеству электронных ипотек, зарегистрированных за 24 часа. Электронный формат нашей самой массовой услуги — предоставление выписок из Единого государственного реестра недвижимости — составляет 90 %. В прошлом году наиболее массовые виды выписок из ЕГРН впервые выведены Росреестром и на портал «Госуслуги».
— У вашего управления есть также контрольно-надзорная функция. В этом направлении работы что‑то меняется?
— Последствия ковидных ограничений и вводимых санкций оказывают влияние на разные сферы экономики страны. В своей работе мы сместили акценты с контрольно-надзорных мероприятий в сторону профилактических. Для поддержки предпринимательства до конца нынешнего года в Петербурге отменены 61 плановая проверка земельного законодательства и 13 внеплановых проверок. Срок исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований законодательства после 10 марта 2022 года автоматически продлен на 90 дней. Это облегчает предпринимателям выполнение предписаний..
— Какие задачи ставит коллектив управления на ближайшее время, каких приоритетов придерживаетесь в вашей деятельности?
— Приоритетными для нас всегда были и остаются направления, которые улучшают качество оказания услуг гражданам и бизнесу. Вместе с правительством Петербурга продолжим работу по проекту наполнения Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями и выполнению мероприятий «дорожной карты». Информация о границах, характеристиках объектов недвижимости, правообладателях объектов должна быть полной и точной. Это важно для социально-экономического развития региона в целом, для граждан, юридических лиц и органов государственной власти. Качественные сведения реестра снижают риск судебных споров, обеспечивают развитие цифровых сервисов.
Будем активно участвовать в ведомственной программе цифровой трансформации. Летом перейдем на безбумажный документооборот с МФЦ — проект «Стоп бумага». Учетно-регистрационные действия будут осуществляться на основании электронных образцов документов. Это позволит сократить сроки за счет времени, отведенного на логистику.
Сейчас и в будущем одним из приоритетов для Росреестра станет реализация утвержденной правительством РФ 1 декабря 2021 года государственной программы «Национальная система пространственных данных» (НСПД). Эта программа направлена на создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с региональными информационными системами.
В рамках проекта объединяются и систематизируются сведения, содержащиеся в информационных системах различных государственных органов власти, разрабатываются новые удобные цифровые сервисы. Это позволит получать комплексные сведения о земле и недвижимости в режиме «одного окна», обеспечит эффективное развитие территорий. Отмечу: реализация программы НСПД важна для деятельности как предпринимателей, так и государственных учреждений.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 69 (7152) от 18.04.2022 под заголовком «Росреестр ставит на цифру».
Комментарии