Строители бьют тревогу. Почему дорожный бизнес приносит убытки

Недавнее обращение к президенту страны бизнесменов-строителей произвело эффект разорвавшейся бомбы. Люди, связанные с сооружением дорожных и инфраструктурных объектов, вроде бы должны грести деньги лопатой и ни о чем не печалиться. А тут – на тебе: главы 19 крупных российских компаний, подписавшие письмо главе государства, пугают бедами отрасли, вскрывая ее острейшие проблемы. Профессиональное сообщество дорожников Петербурга, представители которого озвучили на днях свое мнение, тоже бьет в колокола. По их оценке, ситуация даже острее, нежели та, которую обрисовали «подписанты», она и впрямь требует незамедлительных мер.

Строители бьют тревогу. Почему дорожный бизнес приносит убытки | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Да, дорожный бизнес принято считать прибыльным делом. Но ныне сплошь и рядом это не так, считает Юрий Агафонов, генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса (АСДОР), в которую входят не только петербургские компании. И обращение к президенту представителей отрасли не просто сетование, а крик души, полагает он.

За последние пять лет с этого рынка, по данным Агафонова, ушли 54% подрядчиков, проработавших много лет, –  больше половины. Сначала это были малые и средние предприятия, потом очередь дошла до «тяжеловесов». Суммарный убыток строителей за тот же период из-за невыгодных госзаказов составил 137 млрд рублей. Не назовешь безоблачным положение дел и в Петербурге, где из десяти мостостроительных компаний осталась одна. Здесь тоже некоторые дорожно-строительные предприятия оказались на грани банкротства.

Хотя объем средств, выделяемых на инфраструктурное строительство, в последние годы растет, отрасль то и дело подсчитывает убытки, говорит Агафонов. Из трех сотен российских компаний с выручкой свыше 1 млрд рублей, которые представляют эту отрасль, многие закончили прошлый год по нулям, а 25 предприятий ушли в минус. Объем долга строителей в четыре раза превысил сумму их чистых активов, а количество занятых в таком бизнесе работников за последнюю пятилетку сократилось на 400 тыс. человек.

Виной тому не одна-две отраслевые язвы. Тут целый клубок системных проблем: несовершенство ценообразования и устаревшие нормативные акты, чрезмерное банковское давление и множество не учтенных в смете затрат. Не говоря уже про резкое удорожание материалов –  для строителей это сплошная головная боль, и задержку, порой до полутора лет, с оплатой по готовым объектам.

А в результате –  неоправданно низкая рентабельность ряда компаний. По данным Росстата, у мостовиков этот показатель за 2017 –  2019 гг. составил в России минус 1%, а у дорожников уровень рентабельности снизился по факту до нулевой отметки.

Представители рынка взывали к федеральным чиновникам, выходили с обращениями в Госдуму, продолжает Юрий Агафонов. Если не принять кардинальные меры, волна банкротства не сегодня завтра захлестнет всю отрасль.

«В прошлом году 80% конкурсов на этом рынке с начальной ценой свыше 100 млн рублей прошли с единственным участником при мизерном, около процента, снижении стартовой цены, –  отмечает глава профильной ассоциации. –  Это означает отсутствие конкуренции. Сегодня заказчик ищет подрядчика, уговаривает его выйти на объект, а тот отказывается, кивая на сырой проект и неподготовленность земельных участков, грозящие срывом обязательств и штрафными санкциями».

Минстроевская методика формирования нормативно-сметной прибыли в отрасли, по словам специалиста, не отражает рыночную ситуацию. Фактическая прибыль дорожно-строительных компаний примерно вдвое ниже той, что прописана в нормативах. Немало коммерческих издержек подрядчиков там не учтены, как и реальная инфляция. Получается, они еще не вышли на объект, а уже должны оплачивать часть стоимости работ.

При хронической нехватке оборотных средств строители вынуждены привлекать кредитные ресурсы на всех этапах выполнения госзаказа, а расходы по выплате банковских процентов не компенсируются, резюмирует Агафонов. И приводит статистику: задолженность по кредитам дорожников выросла за последние четыре года почти в полтора раза, до 300 млрд рублей. Мостовики тоже накопили многомиллиардные долги. По приказу Минстроя РФ те и другие могут включать кредитные затраты в сметный расчет, но реально это указание не работает...

Катастрофическим называет положение дел в отрасли и Павел Горячкин, президент Союза инженеров-сметчиков, директор департамента ценообразования и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России.

«Чего вроде строителям сетовать, когда у нас в стране цены растут на все. Но в этой отрасли я наблюдаю самый масштабный за 25 лет рост цен по широкой номенклатурной группе», –  добавляет он.

В условиях пандемии эта тенденция усилилась. Металлопрокат, цемент, битум, товарный бетон, железобетонные конструкции, лакокрасочные материалы, лесопродукция, стекло –  все это дорожает изо дня в день. Только в июле нынешнего года цены на основные строительные материалы, согласно Росстату, выросли на 5,1%, а Союз инженеров-сметчиков приводит еще более тревожные сведения.

Не сказать, что федеральная власть ничего не делает. Но половинчатые меры, принимаемые ею, системных сбоев не решают, сетует Горячкин. Подрядчики не знают, как им быть: оставаться на рынке, дожидаясь перемен, или уходить. Ведь ничего на рынке по большому счету пока не меняется. И к голосам «снизу» правительственные чиновники едва ли прислушиваются, хотя профессиональное сообщество пытается донести свои инициативы.

Так, АСДОР предлагает пересмотреть схему оплаты по госконтрактам, проиндексировав стоимость заключенных соглашений на 15%, сказал Агафонов, и увеличить подрядчикам норму прибыли. Это позволит закончить объекты в нужные сроки и оздоровить обстановку на рынке. А задача-максимум –  снизить финансово-экономические риски, создав почву для коллективной ответственности за сооружение объектов, осовременить нормативно-правовую базу, реформировать систему ценообразования и осуществить переход на ресурсную модель формирования сметных цен.

Это –  пожелания. А какие шаги предпримет правительство, чтобы вывести из кризиса отрасль, участники рынка не знают. Реакция федеральных структур на обращение строителей (после того как президент РФ поручил премьер-министру его рассмотреть) позитивных перемен не сулит, считают специалисты. Отзыв министерств, связанных с дорожным и инфраструктурным строительством, –  самая настоящая отписка, полагает руководитель Союза инженеров-сметчиков.

#строительство #бизнесмен #дороги #убытки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (6988) от 16.08.2021 под заголовком «Крик души с большой дороги».


Комментарии