Страдивари и Паганини в одном лице. Встреча с необычным «музыкальным» дятлом

Выбравшись на наст, я остановился передохнуть. Сквозь голые ветки деревьев полосами пробивались лучи уже по-весеннему теплого солнышка. Вдруг первозданную тишину нарушила звонкая дробь, раздавшаяся неподалеку. «Тра-та-та, тра-та-та, тра-та-та». Осторожно двинулся на звуки и вскоре увидел их источник: на большой ольхе орудовал дятел.

Страдивари и Паганини в одном лице. Встреча с необычным «музыкальным» дятлом | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Чуть меньше галки: спина, крылья, верх головы черные. Щеки, горло, брюшко белые. Подхвостье и затылок красные. Ошибиться невозможно - это большой пестрый дятел, обычный обитатель наших лесов.

Птица колотила клювом по сучку с палец толщиной. Ударит несколько раз: «Тра-та-та, тра-та-та», - наклонит голову и слушает. Повторит и вновь слушает. Но что-то ее не устроило, и она перекочевала на сухую осину.

Устроившись на развилке, дятел осмотрел дерево, будто выбирая место получше, затем поднялся почти до самой вершины и принялся стучать по стволу. Не долбить, а именно стучать: «Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук-тук-тук». После интенсивной работы сделал паузу, вслушиваясь в постепенно затухающие звуки.

Дальше стучал сериями: то частыми, то длинными, то есть он как будто музицировал. Не могу сказать, в чем дело, но и «осиновая» музыка исполнителю не понравилась, и он перебрался на сломанную сосну.

Его заинтересовал торчащий пикой заостренный конец - отщеп. Схватив клювом за верх отщепа, оттянул его на себя и отпустил. Ответом ему были только щелчки. Оттянул посильнее, послышалось короткое глуховатое: «Тр-р-р, тр-р-р, тр-р-р».

Дятлу такие звуки снова пришлись не по душе, и он занялся другим отщепом - помощнее. Сначала его постигла неудача: сучок молчал. Однако птица не отступила и принялась энергично долбить основание отщепа, делая его тоньше. И работала с таким усердием, что вниз дождем сыпались кора и щепочки.

Потрудившись, крылатый музыкант вновь дернул клювом за отщеп. Звук получился звонче. Повертевшись, он продолжил обрабатывать основание. И делал это до тех пор, пока при очередной проверке «музыкального инструмента» кроме уже привычного «Тр-р-р, тр-р-р» не послышалось нечто вроде: «Дзинь-дзинь-дзинь».

Как только он извлек эти звуки, сразу появился второй дятел, точно такой же, как первый. То ли слушатель, то ли ученик. Гость устроился на стволе сбоку чуть ниже музыканта и, поворачивая голову то влево, то вправо, внимал трескучим звукам. А «исполнитель» старался вовсю.

«Тр-р-р-дзинь, тр-р-р-дзинь, тр-р-р-дзинь», - разносилось по лесу. Особенно отчетливо получалось: «Тр-р-р».

Когда барабанщик умолк и чуть посторонился, гость придвинулся к отщепу и дернул его клювом два или три раза. Тот лишь скрипнул. После чего гость, несколько раз резко крикнув: «Кик-кик», скрылся в чаще. А обескураженный солист, посмотрев ему вслед, продолжил манипуляции с отщепом.

Нет, он не просто дергал его, а явно старался извлечь звуки разной тональности. То есть как бы импровизировал. Поскольку собственных песен у дятлов нет, птица, вполне возможно, таким способом выражала свои музыкальные способности.

Дятел орудовал до тех пор, пока «музыкальный инструмент» не обломился. Птица осмотрела место слома, и, наверное, не найдя ничего подходящего, улетела. Правда, довольно быстро «дробь» возобновилась, но уже достаточно далеко. Прежний ли это барабанщик или другой, я выяснять не стал.

Больше я никогда не встречал столь «музыкальных» дятлов. Думаю, что и среди сородичей они редкое явление...

#птицы #лес #музыка #природа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 063 (6661) от 15.04.2020 под заголовком «Страдивари и Паганини в одном лице».


Комментарии