Скребок первобытного человека. Что можно увидеть в Музее забытых вещей и не только в Осташкове?
В древнем городе Осташкове, что в Тверской области, музеев на самом деле не так и много. Но один из них неизменно входит в пятерку местных туристических достопримечательностей. Хотя подобная экспозиция могла бы появиться в любом городе России — и малом, и большом. А называется она «Музей забытых вещей и не только».
Кто‑то скажет: и что тут удивительного? Многие до сих пор живут в такой обстановке, потому что трудно расстаться с добротной мебелью советского времени: просто рука не поднимается выкинуть ее на помойку./Фото автора
— Понимаете, почему музей так называется? — с порога интересуется у посетителей его создатель и бессменный руководитель Игорь Афанасенко. — Он не про вещи-потеряшки, а про предметы жизни и быта, не так давно вышедшие из употребления.
«Добро пожаловать в Советский Союз!» — гласит плакат прямо над входом в музей, который занимает первый этаж старинного особняка в самом центре города, на углу улиц Володарского и Рабочей. Здесь и про пионерское детство, и про кухню в коммунальной квартире, и про досуг советской эпохи. Фотоувеличители, телевизоры, магнитофоны, радиолы, проигрыватели, пластинки, детские игрушки…
Кто‑то вспомнит, что гонял в детстве на таком же мопеде, как тот, что стоит в одном из залов. Есть в музее предметы, которые были в те времена немыслимо дорогими, а нынче по ним можно проводить отдельную экскурсию. Взять хотя бы катушечный магнитофон «Астра». Есть и артефакты из «новейшего времени». К примеру, коллекция мобильных телефонов 1990‑х годов, которые когда‑то служили предметами роскоши, модными атрибутами, но быстро выходили из употребления. Теперь они тоже уже стали раритетами.
— Собираю предметы быта больше двадцати лет, — рассказывает Игорь Афанасенко. — Хотя, честно говоря, лично у меня советские атрибуты не вызывают особенной ностальгии. Скорее, исторический интерес… Обитать в атмосфере советского времени мне самому не хотелось бы. Я живу в доме первой половины XIX века, который сам восстановил. Но там никакого музея делать не буду — хватит и того, что уже сделал…
По словам Игоря Александровича, вещи сами его находят. Люди узнают про музей — приносят и дарят то, что уже давно вышло из употребления. То, что выбросить жалко, а хранить негде. Не так давно мальчишки принесли портреты советских вождей середины 1980‑х годов — нашли где‑то на чердаке. Воротников, Долгих, Шеварднадзе, Лигачев, Горбачев… Изображения были потрепанные, местами рваные, пришлось реставрировать. Ведь это тоже история!..
Ну а самый древний экспонат — скребок первобытного человека: ему пять тысяч лет.
— Как ни странно, он тоже из Осташкова. Мне привезли камни из карьера, а среди них оказалась вот такая реликвия, — поясняет хранитель экспозиции. — Открою еще один маленький секрет: в этом здании до революции был банк. И в помещении, где когда‑то стояли сейфы, теперь «тайная комната». Хотите посмотреть?
Как оказалось, тайная комната, вход в которую прикрыт балдахином, на самом деле доступна всем посетителям. В ней царит полумрак, и особенно она нравится юным посетителям, напоминая книжки про всевозможных магов и колдунов.
— Совершенно верно. Именно здесь у меня магия, колдовство, алхимия, оккультные науки. Можно попробовать заняться столоверчением, вызвать духов, — улыбается создатель музея. — Какие духи уже являлись? Да Наполеон чуть ли не каждый день… Не верите? Ну как хотите, хотя я с ним беседовал прямо вот за этим столом. Но сейчас ничего не получится: духи соглашаются общаться только с глазу на глаз. Когда много людей, они не приходят… Да еще граф Калиостро мне помогает — вот на стене его портрет.
Отдельный зал в музее посвящен давнему увлечению Игоря Афанасенко — созданию предметов в стиле стимпанк. В дело идет все — болты, подшипники, пружинки, шестеренки, вилки, ложки, даже вентиляторы от компьютеров… Имея творческое воображение, из всего этого «хлама» можно создавать настоящие чудеса…
— Я по профессии художник по металлу, — поясняет Игорь Александрович. — Копятся железки разные, и изобретаю из них самые разные предметы. Здесь все сделано моими руками. Мне часто предлагают: «Продайте!». Но если я начну продавать свои поделки, то от моей коллекции очень скоро ничего не останется. Ведь все произведения существуют в единственном экземпляре, копий я не готовлю. Да их и невозможно повторить, настолько индивидуально сочетание предметов.
Здесь и Мойдодыр, и избушка на курьих ножках, и летающий паук… Есть даже такой экспонат, как «Город будущего, или Осташков 2316 года»: эдакий многоярусный мегаполис, на каждом уровне которого — дома в окружении садов. Со временем под коллекцию стимпанка пришлось открывать отдельную экспозицию: невдалеке, на главной улице Осташкова — Ленинском проспекте, бывшей Знаменской улице. Называется она «Музей рыбы и не только».
— Как может город Осташков, в гербе которого изображены три ерша, существовать без музея рыбы? — восклицает Афанасенко.
На самом деле музей не про рыб, хотя про селигерских рыбаков там тоже рассказывается. Там всевозможные поделки на тему рыб и животных. У каждой рыбы — свой характер, который непременно отражается в деталях, из которых она собрана. Недаром для хищной щуки пригодились транзисторы, а модный карп блестит нарядной бижутерией.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7250) от 08.09.2022 под заголовком «Забытые, но не потерянные».
Комментарии