Сказочная вакансия. Зачем работодатели приукрашивают свои предложения

По данным одного из недавних опросов, 89% россиян сталкивались с недобросовестностью работодателей, когда уже после трудоустройства на ту или иную вакансию выясняются неприятные для специалиста нюансы его труда. Причем, стараясь завлечь перспективного сотрудника, грешат неправдой даже в крупных компаниях с международными именами.

Сказочная вакансия. Зачем работодатели приукрашивают свои предложения | ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

«Когда менеджер по персоналу, проведя подробное собеседование, убедилась в моей компетентности как специалиста, она, расхваливая вакансию, заливалась соловьем и обещала райские кущи, – делится петербуржец Вениамин Сергеев. – На деле почти все, от уровня зарплаты до психологической обстановки в коллективе, оказалось не так».

Этот случай типичен: несмотря на то что большая часть соискателей загодя пытаются проверить подлинность предложений, 67% из них узнают об обмане уже после трудоустройства.

А лукавят работодатели, или, мягко говоря, приукрашивают действительность, по любому поводу. В первую очередь это касается размера и статуса зарплаты, перечня трудовых обязанностей и условий труда. Отчасти такое можно понять: желая заполучить хорошего специалиста, вряд ли кто станет предупреждать его о возможных задержках зарплаты, высокой вероятности переработок или полном отсутствии карьерных перспектив. А преувеличение уровня доходов – вообще обычное дело: нередко работодатель включает в предложение и потенциальную премию, которую затем легко может не заплатить. Причем в данном случае мы не говорим об откровенном мошенничестве: речь идет о реально существующих рабочих местах, которым для большей востребованности работодатель слегка подправляет «макияж».

Кроме основных «грехов», по оценкам hh.ru, работодатели часто предупреждают будущего сотрудника о возможном большом объеме работ, не конкретизируя его величину. И обычно о высокой вероятности переработок новичок узнает уже после того, как приступает к выполнению обязанностей. К примеру, около 21% опрошенных в Петербурге сотрудников компаний утверждают, что в течение типичного рабочего дня они тратят непосредственно на выполнение трудовых обязанностей от 91 до 100% времени. Хотя, согласно санитарным нормам, работающий за компьютером специалист имеет право на тайм-аут продолжительностью 10 – 15 минут каждый час. А о переработках заявляют девять человек из десяти: если рабочие во внеурочное время трудятся не так часто, то для каждого пятого топ-менеджера или представителя сферы искусства и массмедиа это стало почти нормой.

Примерно так же обстоят дела и с такой «мелочью», как обеденный перерыв. Согласно Трудовому кодексу РФ, перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут в рабочее время не включается. Однако опросы hh.ru показывают: половина работающих тратят на обед от 15 до 30 минут, а 16% – менее 15 минут. Причем в туризме и медицине таковых насчитывается почти треть.

«Переход на дистанционный формат еще сильнее размыл границы между работой и личным временем работников, – отмечает эксперт по трудовому праву Татьяна Нечаева. – 43% опрошенных заявили, что в связи с переходом на удаленку стали работать больше. Особенно это актуально для бухгалтеров и представителей сферы IT: около половины из них, работая в этом формате, вынуждены трудиться больше, чем обычно».

По словам Елены Беляевой, консультанта в сфере рекрутинга, нередко за красивыми, но размытыми формулировками скрывается либо частичное несоответствие заявленным параметрам будущей работы, либо откровенная ложь. «Увы, но в отдельных случаях вполне возможно попасть в ситуацию, когда вы идете на работу делать одно, а по факту приходится выполнять другое», – замечает она.

Что делать, если есть сомнения в правдивости предложения работодателя? Инструментов проверки довольно много. Например, на некоторых «работных» порталах имеются сервисы, позволяющие по оценкам пользователей составить мнение о перспективах трудоустройства в компанию. На «Работа.ру», в частности, работодателя можно оценить по пятибалльной шкале в шести категориях (зарплата, соцпакет, карьерный рост, условия труда, руководство и рекомендация). «Благодаря объективным оценкам пользователей претенденты на вакансии больше защищены от недобросовестных работодателей», – считает Владимир Корицкий, коммерческий директор сервиса.

При этом вовсе не лишним будет воспользоваться и услугами широко распространенных интернет-ресурсов с отзывами о предприятиях: редко бывает так, что негатив появляется о тех из них, кто по-настоящему заботится о персонале и избегает приукрашивания действительности. А еще лучше – лично пообщаться с теми, кто трудится (или работал совсем недавно) в нужной вам компании.

И если вы ищете работу, не бойтесь задавать уточняющие вопросы по любому поводу, который вызывает сомнения: честный работодатель наверняка оценит вашу дотошность по достоинству. А с тем, кто привирает и юлит, лучше и не связываться.

#работа #вакансии #работодатели

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 17 (6855) от 02.02.2021 под заголовком «Макияж для вакансии».


Комментарии