Шоколадный феномен. Как развивается рынок дубайского шоколада в России?
Наимоднейшим трендом минувшей зимы стал на кондитерском рынке дубайский шоколад. Приобрести его в обычном магазине невозможно (эрзацы не в счет), зато маркетплейсы сделали на нем неплохой навар: в отдельные дни продажи доходили до полутора тысяч шоколадных плиток, при этом стоимость одной 200‑граммовой доходила до пяти тысяч рублей. Аналитики рынка заговорили о «феномене дубайского шоколада».

РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА
Соцсеть как двигатель торговли
А ведь строго говоря, это и не шоколад вовсе. Скорее, шоколадный батончик с оригинальной начинкой. Или полноценный десерт. В основе сладости — молочный или темный шоколад, который формирует корпус плитки. Начинка может варьироваться в зависимости от рецепта, но есть обязательные ингредиенты. Это:
● тесто катаифи — полуфабрикат, который популярен в кухне стран Ближнего Востока. Внешне он похож на обжаренную до хруста очень тонкую вермишель (образное название — «волосы ангела»);
● фисташковая паста — придает изделию нежный ореховый вкус и зеленый цвет;
● тахини — кунжутная паста, обеспечивающая начинке кремовую структуру, терпкий аромат и особо насыщенное послевкусие.
Дополнительными ингредиентами могут быть мед, розовая вода, ореховое масло, кусочки фруктов и даже специи, которые, казалось бы, никак с шоколадом не сочетаются, — кардамон, корица, морская соль. Понятно, что продукт, который получается в результате сочетаемо-несочетаемого, будет отличаться от привычных шоколадных плиток. Но какая только гастрономическая блажь не придет в голову… беременной женщине!
Именно в таком деликатном положении находилась британка египетского происхождения Сара Хамуда, хозяйка небольшой кондитерской в Дубае. Позже в многочисленных интервью она признается, что идея десерта родилась у нее во время второй беременности. Ей хотелось съесть что‑то уникальное и сытное, чего она не могла найти в существующих десертах.
Сара начала экспериментировать и получила наконец то, о чем мечтала, — «экстранаполненный», по ее же определению, шоколадный батончик. Сласть назвали Can’t Get Knafeh of It. В вольном переводе с английского — «Не могу оторваться от этого».
Появился батончик в 2021‑м. В следующем году Сара Хамуда вместе с мужем открыли онлайн-магазин, чтобы проталкивать изобретение «в массы». Дело не пошло — «массы» новинкой не заинтересовались. «Мы продавали примерно по батончику в неделю. По одному-единственному!» — признавалась Сара.
На помощь пришли блогеры и социальные сети. Причем добровольно, без призывов со стороны дубайской кондитерши. Просто кому-то из блогеров удалось попробовать творение Сары, ему понравилось, и он поделился восторгами с друзьями, подписчиками, случайными зрителями… Другие блогеры, а позже и мировые звезды подхватили ахи-охи.
Ну и понеслось по всей интернет-паутине: «А вы слышали? А вы пробовали?..». Кстати, именно пользователи переименовали игривое Can’t Get Knafeh of It в то, что попроще и понятнее «массам» в любой точке планеты — в дубайский шоколад.
За прошедшие годы кондитерская Сары Хамуда, конечно, разрослась, но в промышленное производство не превратилась. Батончики тут делают вручную, не более пятисот плиток в день. Говорят, что раскупают их моментально и получить можно только через службу доставки. Плитка весом 200 граммов стоит 20 долларов, в переводе на рубли примерно 1600–1700 целковых.
Полностью удовлетворить растущий спрос одна кондитерская, понятное дело, не может. Сегодня дубайский шоколад производят десятки, если не сотни кондитерских. И не только в Эмиратах, но и в других странах мира.
Экзотика в эрзац-формате
Дубайский шоколад по‑прежнему остается дорогим удовольствием. Высокий спрос, созданный вирусной популярностью в социальных сетях, а также ограниченное предложение (особенно на начальном этапе) определили его чуть ли не заоблачную цену.
У покупателей создалось устойчивое ощущение эксклюзивности и премиальности продукта. Впрочем, отчасти оно оправданно: все‑таки ручное производство, использование первосортных ингредиентов — отборный шоколад, качественное тесто катаифи, натуральные орехи… Но бывают и эрзацы, в которых все попроще.
Минувшей зимой на прилавки наших дискаунтеров попал «дубайский» шоколад, сошедший с конвейеров кондитерских фабрик Турции. Батончики весом 30 граммов были предложены сладкоежкам за полторы сотни рублей. Товар, по утверждению очевидцев, уходил влет. Народ вкушал распиаренную сладость. Пусть даже в эрзац-формате.
Но вот что интересно: какого‑то дикого восторга в опубликованных на разных платформах отзывах не обнаружилось. Ну да, сладко. Ну да, необычно. Но в целом — ничего особенного, никакого «феномена»… Причем такую оценку получали не только эрзацы, но и дубайские оригиналы. Большинство сошлись во мнении: продегустировать ради интереса можно (хотя бы из‑за «инновационных» начинок), но возводить это изделие в ранг кондитерского величия все‑таки не стоит.
Сомнения высказали врачи — диетологи и токсикологи. Вспомнили случай, когда девушка-москвичка заработала отек Квинке, лишь только откусив десерт. Причем какой именно ингредиент «инновационной» начинки спровоцировал такую реакцию, медики определить так и не смогли.
Впрочем, даже если экзотическая сладость не спровоцирует аллергических неприятностей, она запросто может стать причиной возникновения проблем с ЖКТ, ведь дубайский шоколад очень жирный и излишне калорийный. При злоупотреблении таким перекусом проблем с весом уж точно не избежать. И до приобретения диабета — полтора шага…
Если же дубайский десерт зацепил так, что «жить без него невмочь», то лучше готовить его самостоятельно. Так, можно выбрать хорошее тесто катаифи, не добавлять слишком много фисташковой пасты и заменить молочный шоколад на горький хотя бы частично. Все это снизит калорийность блюда и тем самым убережет от возможных опасных последствий.
На виртуальных прилавках маркетплейсов сейчас есть целые наборы для приготовления дубайского шоколада. В них входят тесто катаифи, фисташковая и кунжутная пасты и, конечно, шоколад, по утверждению производителей, наивысшего качества (часто — бельгийский). Еще и форма для шоколадотворчества прилагается. Средняя стоимость такого набора 1300 рублей. Из предложенных ингредиентов можно «слепить» плитку весом 270 – 280 граммов.
Тесто катаифи вообще можно приобрести отдельно. Цена удовольствия — от 280 рублей за 100 граммов.
Когда кончаются запасы…
Между тем сырье, без которого производство шоколада просто невозможно, продолжает дорожать. Речь о какао-бобах.
Как известно, крупнейшими производителями какао-бобов остаются две страны — Кот-д’Ивуар и Гана, обеспечивающие 70 % мирового рынка.
В последние годы на них с регулярным постоянством нападают природные катаклизмы: то жара полсотни градусов в тени, то нескончаемые ливни…
После таких аномалий стоимость какао на торговых биржах стала расти с утроенной скоростью. И разогналась до максимальной после того, как ко всем бедам добавилось невиданное нашествие на плантации вредителя — мучнистого червеца. Результатом стали огромные потери урожая. И, как следствие, во всем мире рост цен на шоколад и иные кондитерские изделия с высоким содержанием какао.
Российский потребитель почувствовал это не сразу. Стоимость шоколада в нашей торговой рознице где‑то до середины прошлого года оставалась стабильной, а некоторые виды даже дешевели. Сдерживать цены, чтобы не отпугнуть потребителей, старались сами производители. Да и работали они на сырье, закупленном ранее по щадящим, скажем так, расценкам. Но рано или поздно запасы заканчиваются.
Средняя цена шоколада в России в прошлом году подскочила на 11 %. Больше всего — на 24 % — подорожали горький и темный, с самым высоким содержанием какао. Спрос на горький при этом заметно снизился — его продажи в натуральном выражении упали на 17 %. Максимальную долю рынка занял молочный шоколад, его потребление превысило 80 тысяч тонн.
Эксперты рынка констатируют: качество шоколадной продукции падает. Потому как производители экономят, заменяя натуральное какао растительными жирами — соевым, пальмовым, арахисовым маслом и добавляя в шоколадную продукцию различные начинки. Самые распространенные — ореховые, из сушеных фруктов, из цукатов. А бывают еще жидкие начинки. Изготавливают их из йогурта с фруктами, карамели, помадки, ягодных джемов, сгущенки. В прослойку могут добавлять вафельную и кокосовую стружку, орешки или печенье.
Подобные изделия шоколадом тоже можно назвать с большой долей условности. Как и в случае с дубайским, это будет десерт, батончик с начинкой. Правда, без «волос ангела».

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в феврале повысились на 1,0 %. С начала года — на 2,5 %
Стоимость плодоовощной продукции в целом оставалась на уровне предыдущего месяца. На снижение цен повлияли сладкий перец, подешевевший на 5,7 %, апельсины — 5,1 %, лук репчатый — 4,0, свекла столовая — 3,5, зелень свежая — на 2,1, помидоры свежие — на 1,3 %. Но при этом подорожал виноград — на 2,9 %, груши — на 2,8, картофель — на 2,4, огурцы свежие на 2,1 %.
Рост цен также отмечался на рыбу мороженую разделанную — на 6,1 %, крупу манную — на 5,3, коньяк отечественный — на 5,1, масло оливковое — на 4,5, шоколад — на 4,1, кофе натуральный растворимый — на 3,5 %. Российские сыры и брынза подорожали на 3,5 %; хлебобулочные изделия из пшеничной муки различных сортов — на 1,9 %.
Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах февраля составила 8563 рубля 20 копеек в расчете на месяц, что на 74 рубля 33 копейки больше, чем в январе.
Из бытовой техники и электроники дешевле стали миксеры и блендеры — на 5,5 %, ноутбуки — на 3,7, машины стиральные — на 3,0 %. Из прочих непродовольственных товаров снизились цены на ювелирные изделия из золота — на 31,3 %, легковые автомобили импортные подержанные — на 3,3, одежду для детей дошкольного возраста — на 3,0 %.
Билеты в театр в феврале стали дороже на 12,2 %, проезд в поездах дальнего следования — на 9,1, пересылка простого письма внутри России — на 6,5 %. Подорожала помывка в общем отделении городской бани — на 4,5 %, а также услуги фотоателье — на 4,0, услуги в сфере зарубежного туризма — на 3,9 и медицинские — на 2,2 % При этом стоимость начального курса обучения вождению легкового автомобиля стала ниже на 7,6 %
Читайте также:
Укрощение строптивых. Как развивается рынок радужной форели в России?
Без скоромного. Как развивается рынок бобовых культур в России?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 51 (7873) от 24.03.2025 под заголовком «Шоколадный феномен».
Комментарии