«Севморпуть» снова отправился в плавание

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз, тезка ледовой арктической трассы и единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой, не просто выжил, но и встал на вахту.

«Севморпуть» снова отправился в плавание  | ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС

ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС

Атомный контейнеровоз «Севморпуть» - прообраз линейного торгового флота, который сможет доставлять контейнеры, машины и оборудование с Дальнего Востока в Европу.

Лед тронулся

ФГУП «Атомфлот», которому принадлежит «Севморпуть», в нынешнем году планировало задействовать этот лихтеровоз в перевозке грузов по Северному морскому пути. В результате 6 марта судно прибыло в морской порт Архангельска под погрузку разнородного генерального груза для проекта «Арктик СПГ-2».

Переход из Мурманска занял не более двух суток. В Архангельске атомный лихтеровоз возьмет на борт груз в пеллетах, контейнеры и разнообразную технику. После завершения погрузочных работ судно проследует к месторождению «Утреннее», что на Гыданском полуострове в Обской губе.

«Атомфлот» является активным участником крупнейших арктических углеводородных проектов, - подчеркнул генеральный директор предприятия Мустафа Кашка. - Привлечение атомного контейнеровоза «Севморпуть» к реализации проекта «Арктик СПГ-2» демонстрирует востребованность нашего успешного опыта работ в Арктике. Экипаж этого контейнеровоза обеспечит доставку и выгрузку груза на ледовый припай. Моряки «Атомфлота» обладают необходимым опытом проведения подобных операций в высоких широтах. За один рейс судно «Севморпуть» доставит груз объемом 37 тысяч фрахтовых единиц.

Выход из порта Архангельска в направлении Гыданского полуострова намечен на середину марта. В пункте назначения будет произведена самовыгрузка груза - площадка для этого уже готова. Затем судно вернется обратно за второй партией грузов. В апреле атомоход совершит еще один рейс из Архангельска - опять же на месторождение «Утреннее». В планах - два рейса по Северному морскому пути, но уже с рыбой.

Несмотря на небольшие объемы груза, подобные рейсы важны для расчетов по снижению себестоимости доставки. И, следовательно, удешевления самого проекта «Арктик СПГ-2».

Лайнер для гигантов

Строительство атомного лихтеровоза началось в северной столице еще в советское время. Проектно-техническая документация уникального судна была разработана в 1978 году в Ленинградском ЦКБ «Балтсудопроект» по заданию правительства СССР. По тем временам это был революционный проект, который должен был облегчить эксплуатацию Северного морского пути, отсюда и название судна - «Севморпуть».

Особенностью атомного лихтеровоза стали в том числе его габариты. Судно длиной 260 метров имеет шесть трюмов, каждый из которых может вместить груз размером с пятиэтажный дом. Атомоход способен перевозить до 1300 контейнеров, а также более 70 лихтеров по 300 тонн каждый. Лихтеры - это небольшие несамоходные баржи, которые судно может специальным краном спускать на воду с кормы. Для этого не надо швартоваться или подходить близко к берегу - до пункта назначения лихтеры тащат буксиры.

Когда-то такой атомный гигант был необходим Минобороны, поскольку в условиях холодной войны обеспечение военной инфраструктуры советского Севера имело стратегическое значение. Тем более что район эксплуатации судна не ограничивается только Арктикой. Его можно отправить в любую точку Мирового океана.

Непосредственно строили атомный контейнеровоз в Керчи на судостроительном заводе «Залив». Его закладка была произведена в ноябре 1984 года, спуск на воду состоялся в феврале 1986 года, а ввели «Севморпуть» в строй 31 декабря 1988-го. Следом за этим ледоколом планировалось спустить на воду его близнеца (или, как говорят моряки, «сестру»). Но из-за политической ситуации в разваливающейся стране серия не получила продолжения и атомный лихтеровоз так и остался единственным в своем роде.

Вокруг света

Первые годы эксплуатации контейнеровоз работал на международных линиях Одесса - Вьетнам - Владивосток и Владивосток - КНДР, ведь в отличие от ледоколов класса «Арктика» это судно способно работать и в теплых водах. Затем оно несколько лет обеспечивало грузоперевозки на линии Мурманск - Дудинка - Мурманск.

В 2007 году в связи с отсутствием выгодных для лихтеровоза грузов рассматривался план его превращения в буровое судно. Мурманским пароходством был даже заказан проект ЦНИИ им. Крылова и ЦКБ «Балтсудопроект». Однако в феврале 2008-го последовало заявление об отмене проекта по переоборудованию «Севморпути», и весь атомный ледокольный флот, включая «Севморпуть», был передан в ФГУП «Атомфлот».

Пока лихтеровоз стоял без работы, велись разговоры о том, чтобы пустить его «на гвозди». Существовал приказ госкорпорации «Росатом» о выведении ядерной установки судна в режим остановки. Летом 2013 года работы по выводу лихтеровоза из эксплуатации были практически завершены.

Однако случилось чудо, и руководство «Росатома» издало приказ о восстановлении атомного лихтеровоза. В мае 2016-го возрожденный лихтеровоз впервые за десять лет вышел из Мурманска в свой первый рейс на остров Котельный с грузом стройматериалов и продуктов питания. Сегодня работа лихтеровоза успешно продолжается.

Флотское портфолио

По данным ФГУП «Атомфлот», в 2018 году российскими атомными ледоколами было проведено 331 судно общей валовой вместимостью 12,7 млн тонн. По сравнению с 2017-м, вместимость проведенных судов увеличилась на 5 миллионов тонн. При этом количество проводок сократилось на 162 судна, что связано с завершением активной фазы строительства в порту «Сабетта» и сокращением потока судов, перевозящих строительные грузы.

Кроме того, с началом вывоза сжиженного природного газа из порта «Сабетта» танкерами-газовозами класса Yamalmax выросла валовая вместимость судов, проводимых ледоколами.

По итогам 2018 года выручка предприятия достигла 6,8 миллиарда рублей (в 2017-м - 6,6 млрд руб.). Производительность труда выросла с 3669 тыс. руб. на человека в 2017 году до 3802 тыс. руб. на человека в 2018-м.

В прошлом году «Атомфлот» совместно с «ОКБМ Африкантов» продолжил плановые работы по продлению ресурса ядерных энергетических установок атомных ледоколов, а также продлил ресурс эксплуатации судов атомно-технологического обслуживания. Например, в феврале прошлого года ледокол «Вайгач» побил рекорд по длительности эксплуатации ядерной энергетической установки, поставленный атомным ледоколом «Арктика» в августе 2008 года.

#море #корабли #плавание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 045 (6398) от 13.03.2019 под заголовком ««Севморпуть» снова в пути».


Комментарии