«Севморпуть» снова отправился в плавание

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз, тезка ледовой арктической трассы и единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой, не просто выжил, но и встал на вахту.

«Севморпуть» снова отправился в плавание  | ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС

ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС

Атомный контейнеровоз «Севморпуть» - прообраз линейного торгового флота, который сможет доставлять контейнеры, машины и оборудование с Дальнего Востока в Европу.

Лед тронулся

ФГУП «Атомфлот», которому принадлежит «Севморпуть», в нынешнем году планировало задействовать этот лихтеровоз в перевозке грузов по Северному морскому пути. В результате 6 марта судно прибыло в морской порт Архангельска под погрузку разнородного генерального груза для проекта «Арктик СПГ-2».

Переход из Мурманска занял не более двух суток. В Архангельске атомный лихтеровоз возьмет на борт груз в пеллетах, контейнеры и разнообразную технику. После завершения погрузочных работ судно проследует к месторождению «Утреннее», что на Гыданском полуострове в Обской губе.

«Атомфлот» является активным участником крупнейших арктических углеводородных проектов, - подчеркнул генеральный директор предприятия Мустафа Кашка. - Привлечение атомного контейнеровоза «Севморпуть» к реализации проекта «Арктик СПГ-2» демонстрирует востребованность нашего успешного опыта работ в Арктике. Экипаж этого контейнеровоза обеспечит доставку и выгрузку груза на ледовый припай. Моряки «Атомфлота» обладают необходимым опытом проведения подобных операций в высоких широтах. За один рейс судно «Севморпуть» доставит груз объемом 37 тысяч фрахтовых единиц.

Выход из порта Архангельска в направлении Гыданского полуострова намечен на середину марта. В пункте назначения будет произведена самовыгрузка груза - площадка для этого уже готова. Затем судно вернется обратно за второй партией грузов. В апреле атомоход совершит еще один рейс из Архангельска - опять же на месторождение «Утреннее». В планах - два рейса по Северному морскому пути, но уже с рыбой.

Несмотря на небольшие объемы груза, подобные рейсы важны для расчетов по снижению себестоимости доставки. И, следовательно, удешевления самого проекта «Арктик СПГ-2».

Лайнер для гигантов

Строительство атомного лихтеровоза началось в северной столице еще в советское время. Проектно-техническая документация уникального судна была разработана в 1978 году в Ленинградском ЦКБ «Балтсудопроект» по заданию правительства СССР. По тем временам это был революционный проект, который должен был облегчить эксплуатацию Северного морского пути, отсюда и название судна - «Севморпуть».

Особенностью атомного лихтеровоза стали в том числе его габариты. Судно длиной 260 метров имеет шесть трюмов, каждый из которых может вместить груз размером с пятиэтажный дом. Атомоход способен перевозить до 1300 контейнеров, а также более 70 лихтеров по 300 тонн каждый. Лихтеры - это небольшие несамоходные баржи, которые судно может специальным краном спускать на воду с кормы. Для этого не надо швартоваться или подходить близко к берегу - до пункта назначения лихтеры тащат буксиры.

Когда-то такой атомный гигант был необходим Минобороны, поскольку в условиях холодной войны обеспечение военной инфраструктуры советского Севера имело стратегическое значение. Тем более что район эксплуатации судна не ограничивается только Арктикой. Его можно отправить в любую точку Мирового океана.

Непосредственно строили атомный контейнеровоз в Керчи на судостроительном заводе «Залив». Его закладка была произведена в ноябре 1984 года, спуск на воду состоялся в феврале 1986 года, а ввели «Севморпуть» в строй 31 декабря 1988-го. Следом за этим ледоколом планировалось спустить на воду его близнеца (или, как говорят моряки, «сестру»). Но из-за политической ситуации в разваливающейся стране серия не получила продолжения и атомный лихтеровоз так и остался единственным в своем роде.

Вокруг света

Первые годы эксплуатации контейнеровоз работал на международных линиях Одесса - Вьетнам - Владивосток и Владивосток - КНДР, ведь в отличие от ледоколов класса «Арктика» это судно способно работать и в теплых водах. Затем оно несколько лет обеспечивало грузоперевозки на линии Мурманск - Дудинка - Мурманск.

В 2007 году в связи с отсутствием выгодных для лихтеровоза грузов рассматривался план его превращения в буровое судно. Мурманским пароходством был даже заказан проект ЦНИИ им. Крылова и ЦКБ «Балтсудопроект». Однако в феврале 2008-го последовало заявление об отмене проекта по переоборудованию «Севморпути», и весь атомный ледокольный флот, включая «Севморпуть», был передан в ФГУП «Атомфлот».

Пока лихтеровоз стоял без работы, велись разговоры о том, чтобы пустить его «на гвозди». Существовал приказ госкорпорации «Росатом» о выведении ядерной установки судна в режим остановки. Летом 2013 года работы по выводу лихтеровоза из эксплуатации были практически завершены.

Однако случилось чудо, и руководство «Росатома» издало приказ о восстановлении атомного лихтеровоза. В мае 2016-го возрожденный лихтеровоз впервые за десять лет вышел из Мурманска в свой первый рейс на остров Котельный с грузом стройматериалов и продуктов питания. Сегодня работа лихтеровоза успешно продолжается.

Флотское портфолио

По данным ФГУП «Атомфлот», в 2018 году российскими атомными ледоколами было проведено 331 судно общей валовой вместимостью 12,7 млн тонн. По сравнению с 2017-м, вместимость проведенных судов увеличилась на 5 миллионов тонн. При этом количество проводок сократилось на 162 судна, что связано с завершением активной фазы строительства в порту «Сабетта» и сокращением потока судов, перевозящих строительные грузы.

Кроме того, с началом вывоза сжиженного природного газа из порта «Сабетта» танкерами-газовозами класса Yamalmax выросла валовая вместимость судов, проводимых ледоколами.

По итогам 2018 года выручка предприятия достигла 6,8 миллиарда рублей (в 2017-м - 6,6 млрд руб.). Производительность труда выросла с 3669 тыс. руб. на человека в 2017 году до 3802 тыс. руб. на человека в 2018-м.

В прошлом году «Атомфлот» совместно с «ОКБМ Африкантов» продолжил плановые работы по продлению ресурса ядерных энергетических установок атомных ледоколов, а также продлил ресурс эксплуатации судов атомно-технологического обслуживания. Например, в феврале прошлого года ледокол «Вайгач» побил рекорд по длительности эксплуатации ядерной энергетической установки, поставленный атомным ледоколом «Арктика» в августе 2008 года.

#море #корабли #плавание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 045 (6398) от 13.03.2019 под заголовком ««Севморпуть» снова в пути».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен
28 Января 2019

Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен

Они построят шесть крупных рыбопромысловых судов, способных работать во льдах.

Индексация пенсий – с 1 января: примеры расчета
14 Января 2019

Индексация пенсий – с 1 января: примеры расчета

Если пенсионер хочет проверить, правильно ли ему увеличили сумму, не обсчитали ли, ему нужно размер своей пенсии умножить на 0,0705 (7,05%).

Кто прикрывал «черных лесорубов» в Ленобласти?
10 Января 2019

Кто прикрывал «черных лесорубов» в Ленобласти?

По версии следствия, на территории Ленобласти действовала преступная группа, специализировавшаяся на хищении и незаконном обороте древесины. Подробности расследования – в нашем материале.

Россия готовит подсолнечный удар
28 Ноября 2018

Россия готовит подсолнечный удар

Масличная отрасль России готова показать выдающиеся результаты. Но пока что этому очень мешает зависимость от импортных семян.

Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге
19 Ноября 2018

Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге

Глава программного офиса Совета Европы в России сообщил, что сотрудничество с Россией по части туризма успешно продолжается.

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей
19 Ноября 2018

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей

Какие именно сведения войдут в новую базу, еще предстоит определить. Сейчас в МВД разработали поправки в КоАП, устанавливающие ответственность для врачей за ложные или неполные сведения о здоровье вод...

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией
14 Ноября 2018

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией

По данным финской погранохраны, в этом году количество пересечений российско-финской границы окажется примерно таким же, как и в 2017-м году, составив около 7,2 млн.

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов
18 Октября 2018

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов

Где еще увидишь живой мост, музей одного романа и необыкновенный Царицынский источник?

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией
04 Октября 2018

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией

В Петербурге за «круглым столом» обсудили курс развития гастрономического туризма. Подробности – в нашем материале.

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка
12 Сентября 2018

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка

Как себя вела дикая птица? Мы узнали, что она не улетела на юг с сородичами, стала признавать хозяина и начала делать кое-что еще.

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»
04 Сентября 2018

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»

Мы узнали одного из основателей «Диссернета», зачем ловцы плагиаторов проверяют иностранные диссертации и насколько прилично вынуждать ученых ловить коллег за руку.

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей
21 Августа 2018

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей

В Ленобласти завершаются работы по реконструкции участка трассы «Скандинавия». Что происходит на новой магистрали? Подробности - в нашем материале.