Россия — Узбекистан: что еще кроме газа?

По итогам переговоров между президентами России и Узбекистана Владимиром Путиным и Шавкатом Мирзиеевым принято совместное заявление. Подписано еще десять документов, в том числе об учреждении генконсульства РФ в Самарканде, реализации проекта скоростных железнодорожных перевозок «Агроэкспресс», а также ряд других — в сферах транспорта, науки, образования и культуры. Больше всего обратили внимание на соглашение о начале поставок газа в Казахстан и через него в Узбекистан. Для начала объем будет скромным — по 3 млрд куб. метров, но он может быть увеличен. А чем кроме газа могут прирастать отношения?

Россия — Узбекистан: что еще кроме газа? | ФОТО engin akyurt on Unsplash

ФОТО engin akyurt on Unsplash

Еще подписано соглашение и о пос­тавках нефти. Тут, впрочем, могут возникнуть некоторые сложности, но преодолимые. Аналогичное сог­лашение есть у России с Кирги­зией. Однако недавно Казахстанские железные дороги перестали согласовывать месячные и дополнительные планы перевозок нефтепродуктов (они идут через Казахстан, как и в случае с Узбекистаном). Объясняется это тем, что Казахстан «повышает дисциплину» соблюдения санкций Запада против России. Сейчас Киргизия и Казахстан на межправительственном уровне пытаются найти решение. Известно, что казахстанская нефть поставляется транзитом в Европу через Россию, так что взаимозависимость имеется.

До сих пор транзитные поставки нефти в Узбекистан через Казахстан не встречали препятствий: они увеличены в текущем году в четыре раза по итогам второго квартала (до почти 38 тысяч тонн). Начавшись еще в 2017 году, в 2019 – 2022 гг., поставки прерывались. В годовом выражении речь может идти далее о примерно 300 тысячах тонн

Что касается поставок газа, то в нынешнем соглашении можно увидеть прообраз «газового союза», который был предложен Моск­вой еще в прошлом году, но поначалу отношение к нему (в Казахстане) было, скорее, нейтральным. И вот дело пошло. Узбекистан и Казахстан имеют собственные газовые месторождения, но значительная часть добываемого газа законт­рактована для поставок в Китай. Объем добычи не поспевает за ростом экономики и ростом внутреннего потребления. Российский газ сможет восполнить этот дефицит, притом с выгодой для стран-потребителей, поскольку цены на него будут ниже, чем те, по которым они продают Китаю. Однако для «Газпрома», утратившего значительную часть европейского рынка из‑за санкционной войны (со 175 млрд куб. м в 2021 г. до 45 млрд куб. м в текущем году), перспективные 10 – 20 млрд кубов поставок в Среднюю Азию будут нелишними. Это может стать «отталкиванием от дна».

Также экономика Узбекистана, начавшего после прихода к власти нынешнего президента (в 2016 году) осторожные реформы, представляет интерес по многим направлениям для России. Республика уже добилась заметного прогресса. В прошлом году прямые иностранные инвестиции достигли 25 млрд долл., за последние шесть лет было реализовано около 59 тысяч инвестпроектов и создано более 2,5 млн рабочих мест. Поставлены амбициозные цели достичь ВВП 100 млрд долл. в год, удвоить экспорт (до более 30 млрд долл.) и добиться, чтобы 80 % ВВП производилось частным сектором. К 2030 году Узбекистан хочет достичь уровня ВВП на душу населения выше среднемирового.

В 2022 г. товарооборот между нашими странами вырос за год на 36 % — до 6 млрд долларов. Россия обогнала Китай и стала главным торговым партнером Узбекистана. Общий объем накопленных российских инвестиций в Узбекистан составляет уже около 10 млрд долл. (более 40 % всех инвестиций в республику). Только за прошлый год доля инвес­тиций и кредитов из России (2 млрд долл.) составила пятую часть от годового притока всех иностранных инвестиций. За год было создано 967 предприятий в Узбекистане, и общее их число с участием российского бизнеса достигло 3156 (20 % от общего числа действующих). Россия поставляет в Узбекистан металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, сельхозсырье, продукты, древесину и целлюлозу, продукцию химической промышленности, нефтепродукты, лекарства. Узбекистан отправляет в Россию текстиль и обувь, сельхозпродукцию, а также продукцию химичес­кой промышленности. Есть проект с «Росатомом» по строительству АЭС. Изучается возможность выпуска в Узбекистане российского электромобиля «Атом», что позволит вывести такое производство из‑под западных санкций. В Узбекистане функционируют 15 филиалов российских вузов.

Главный конкурент в Узбекистане для России — Китай (а также Турция, внедряющая масштабную ­программу интеграции тюркоязычного мира). По объему взаимной торговли Китай сейчас (точнее, в прошлом году уже) чуть отстал, но несильно. При этом накопленные китайские инвестиции в Узбекистан составляют сопоставимые с российскими 9 млрд долларов. Долг республики перед КНР — около 3 млрд долл., 20 % всего внешнего долга. Крупнейший кредит был предоставлен шесть лет назад на сумму 1,2 млрд долл. «Узбекнеф­тегазу» на строительство завода по производству СПГ.

В последнее время Китай старается диверсифицировать вложения, вкладывая деньги, в частности, в текстильную промышленность, керамическое производство, инфраструктуру в рамках мегапроекта «Один пояс — один путь». Последнее направлено в том числе на помощь Узбекистану в его стремлении выйти на новые экспортные рынки, притом что экспорт Узбекистана на 38 % состоит из углеводородов и на 33 % из хлопка. После 2016 года поставки в Китай резко возросли. В феврале текущего года Узбекистан подписал пятилетнюю программу торгово-инвестиционного сотрудничества с Китаем.

В последнее время государствами Средней Азии заинтересовались и в США. С одной стороны усиливая давление, с тем чтобы перекрыть возможности для обхода с их помощью Россией западных санкций, с другой — сами предлагая расширять инвестиционное и технологическое сотрудничество. Казахстан и Узбекистан — главные объекты внимания. Недавно это подтвердил саммит (первый в истории такого рода) в формате C+5 в США с участием глав всех пяти постсоветских среднеазиатских государств. Так что если прошедший российско-узбекский саммит действительно придаст новый импульс двусторонним отношениям, это будет очень вовремя.


#Узбекистан #сотрудничество #проекты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7522) от 13.10.2023 под заголовком «Россия — Узбекистан: что еще кроме газа?».


Комментарии