Силовой бампер для скорой: какие новые важные законопроекты ожидают автовладельцев в нынешнем году

Автомобиль давно уже не роскошь, а просто вещь, необходимая едва ли не каждой семье. Да, мы ворчим, когда дорожает бензин, когда приходится тратиться на страховку или ремонт, но без собственного авто многие свою жизнь уже не мыслят. Оборотная сторона этого благополучия — растущее количество ДТП. Виной чему и отсутствие должной инфраструктуры, и незнание элементарных правил, и, извините, откровенное хамство на дорогах… Поэтому автомобильная тема в приоритете и у законодателей. В том числе депутатов Госдумы. Для того чтобы наши дороги были более безопасными, ежегодно на суд общественности они выносят десятки инициатив. Какие‑то принимаются на ура, какие‑то вызывают споры. Поговорим о двух последних законопроектах.

Силовой бампер для скорой: какие новые важные законопроекты ожидают автовладельцев в нынешнем году | На платных стоянках 10 % парковочных мест отведены для людей с ограниченными возможностями. Если место инвалида займет любой другой автомобиль, велика вероятность, что его водитель получит штраф 5 тысяч рублей./ФОТО Станислава ТИХОМИРОВА/ТАСС

На платных стоянках 10 % парковочных мест отведены для людей с ограниченными возможностями. Если место инвалида займет любой другой автомобиль, велика вероятность, что его водитель получит штраф 5 тысяч рублей./ФОТО Станислава ТИХОМИРОВА/ТАСС

Кто пойдет на таран?

То, что сотрудники скорой или пожарной службы зачастую не могут подъехать к месту вызова из‑за припаркованных кое‑как автомобилей, — факт давно известный. Из-за нерадивых автолюбителей в последние несколько лет в России случилось немало трагических историй, когда люди гибли в огне или умирали от инфаркта, так и не дождавшись врача.

И депутаты не раз выступали с предложением освободить водителей скорой помощи и МЧС от ответственности за повреждение неправильно припаркованных машин. Ущерб, мол, должны покрывать страховые компании или владелец авто, который перекрыл проезд.

Однако каждый раз многие специалисты их инициативу иначе как глупостью не называли. Как бесперспективную ее определил и главный врач петербургской Городской станции скорой медицинской помощи Алексей Бойков. По его словам, скорые не танки и не броневики. Протаранив одну легковушку, дальше далеко не ­уедешь. От удара может пострадать не только имущество автохама, но и сама карета скорой, и люди, в ней находящиеся.

Ему не возразишь. Если тяжелая пожарная машина с легкостью подвинет препятствие на колесах, то скоропомощной «Форд» вряд ли сможет пережить столкновение без серьезных последствий.

А президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс и вовсе уверен в том, что никакая страховая компания не возьмется за страхование риска умышленного повреждения чужого иму­щества.

Казалось бы, вопрос был закрыт окончательно и бесповоротно. Но нет. К нему вновь вернулись. Правда, с некоторыми дополнениями.

Итак, что предлагается. Основная идея осталась прежней. Разрешить двум службам грубо убирать с дороги мешающие проезду машины, не платя при этом за причиненный ущерб. Правда, за чей счет будет сие удовольствие, авторы законопроекта не уточняют. А дабы не портить дорогостоящую технику пожарных или врачей, их машины предлагают оснастить силовыми бамперами. Какую конструкцию депутаты имеют в виду, тоже не очень понятно.

Словом, вопросов много. Тем не менее депутаты планируют рассмотреть этот законопроект уже в конце апреля.

А теперь попытаемся оценить эту инициативу, учтя реальное положение дел. Уже сейчас действующее законодательство позволяет в экстренных ситуациях пожарным службам таранить мешающие им машины. Но они почти никогда к этой норме не прибегают. Почему? Никто не хочет брать на себя ответственность. Формально ущерб пострадавшей стороне должен будет выплатить работодатель, но по факту не исключено, что накажут человека, сидящего за рулем.

По словам автоэксперта и защитника прав автомобилистов Петра Шкуматова, в случае ДТП водитель, например, пожарной машины должен остаться на месте аварии и дождаться сотрудников ГИБДД. Понятное дело, что есть неотложное служебное задание, и он может отступить от этого правила, но потом он будет ходить и писать объяснительные, прилагать справки.

Ведь ему придется доказывать основания для тарана. Кроме того, должны быть видеозаписи происшествия, привлечены свидетели, которые подтвердят, что проезд машины оперативных служб был невозможен. Потребуется провес­ти расследование дела, чтобы установить вину участников происшествия. И если виновным признают сотрудника спецслужбы, то как минимум ему придется за свой счет чинить служебную машину.

Да что там пожарные! Даже сотрудникам полиции, которые в погоне за преступником подставили свою машину под ДТП, приходится оформлять такое количество документов для подтверждения правомерности своих действий, что «рука писать устанет».

Устанавливать усиленные бамперы? Но это внесение изменений в конструкцию автомобиля. Что также требует времени и денег. Поэтому прав главный врач петербургской скорой Алексей Бойков, который сказал, что законодателям следовало бы обратить внимание на другие насущные проблемы: это и нападения на водителей медицинского транспорта, и отсутствие дорожной культуры у некоторых автовладельцев, которые не торопятся освободить путь, услышав сигналы скорой.

Со 100 %-ной скидкой

Еще одну инициативу депутатов, пожалуй, можно только приветствовать. Они предлагают значительно снизить стоимость полисов ОСАГО для инвалидов, владеющих машиной, и тех, кто их возит. Вплоть до полного возврата средств, потраченных на страховку. Во всяком случае депутаты планируют рассмотреть такой законопроект.

Напомним, что сейчас для этой категории граждан существует скидка на полисы ОСАГО в размере 50 процентов. То есть инвалид покупает полис по полной стоимости, а потом ему возмещают половину уплаченной суммы. Такое право предусмотрено законом об ОСАГО. Как сообщила пресс-служба отделения Социального фонда России по Петербургу и Ленобласти, в прошлом году такие компенсации получили 812 жителей города и области. И было бы неплохо, если бы людям с ограниченными возможностями предоставили возможность вообще не платить за полис.

Кстати, у Российского союза автостраховщиков идея отторжения не вызвала. Проще говоря, страховщикам все равно, получат ли они деньги за страховку по ОСАГО от автовладельца или из госбюджета. Ключевое слово — получат.

Кстати, право на 50 %-ную компенсацию возникает автоматически, если необходимые сведения уже направлены в Федеральный реестр инвалидов и Единую государственную информационную ­систему социального обеспечения.

Воспользоваться льготой можно и подав заявление. Либо удаленно через портал госуслуг, либо придя в МФЦ, либо обратившись в клиентские службы отделения СФР.

Для подачи заявления при себе необходимо иметь: полис ОСАГО; справку от органов медико-социальной экспертизы об инвалиднос­ти, в которой в том числе указаны медицинские показания для приобретения транспорта. Денежные средства будут выплачены в течение пяти рабочих дней с момента принятия ОСФР решения о возмещении расходов.


#законопроекты #авто #льготы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (7636) от 03.04.2024 под заголовком «Силовой бампер для скорой».


Комментарии