Ремонт дороже денег. Почему страховщикам выгоднее монетизировать услуги?

Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил увеличить максимальный срок ремонта автомобиля по ОСАГО с 30 до 60 дней, легализовать использование бывших в употреблении запчастей и временно ввести мораторий на штрафы, которые грозят страховщикам за не вовремя отремонтированное авто. Также в ведомстве считают, что если автосервис не может получить запчасти в установленный законом срок, то страховщикам надо дать возможность не чинить машину, а компенсировать ее ремонт деньгами. Попробуем разобраться, чем эти предложения грозят автовладельцам.

Ремонт дороже денег. Почему страховщикам выгоднее монетизировать услуги? | Ум хорошо, а два лучше… Однако ликвидировать неисправность в современной машине без диагностического оборудования весьма сложно. / Фото Ярослава ЧИНГАЕВА/ТАСС

Ум хорошо, а два лучше… Однако ликвидировать неисправность в современной машине без диагностического оборудования весьма сложно. / Фото Ярослава ЧИНГАЕВА/ТАСС

Секонд-хенд для «ласточки»

Что бы ни говорили, но сегодня «железный конь» из средства передвижения все больше становится роскошью. Посудите сами: «овес» дорожает с завидным постоянством, запчасти тоже. А тут еще из‑за дефицита комплектующих стал пробуксовывать ремонт по ОСАГО, и страховщики перешли на возмещение ущерба деньгами.

Почему? По словам председателя комитета автострахования Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Александра Баклушина, ответ прост: из‑за санкций нарушились все логистические цепочки поставок запчастей. Следовательно, у автосервисов нет возможности организовать ремонт в установленные законом сроки. А они достаточно сжатые — машину необходимо починить в течение 30 календарных дней. Не уложился — получай штраф в размере 50 % от суммы ремонта плюс пени за день просрочки.

Некоторые СТО, конечно, идут на хитрости и предлагают своим клиентам соглашаться на секонд-хенд, то есть на запчасти б/у. И есть автовладельцы, которые против этого не возражают. Ведь, ждать, когда придут новые детали, не каждый может.

Но тут есть один нюанс. По сути, такие сделки не совсем законны. Чтобы как‑то ввести их в правовое русло, РСА и предложил легализовать использование бывших в употреблении запчастей.

В принципе все логично. Рынок использованных запчастей процветает достаточно давно, и если запчасть сертифицирована, то почему бы ее не использовать вторично? Ведь, как говорят эксперты, часто при ремонтах после ДТП речь идет не о замене сложных механизмов, а о кузовных частях — крыльях, капотах, багажниках. То есть о том, что не влияет на безопасность движения.

Тем более что б/у запчасти бывают даже более надежны, чем, например, китайские аналоги оригинальных элементов. В России немало праворульных авто — найти оригинальные запчасти на такие практически невозможно. Поэтому все их ремонтируют с использованием б/у элементов.

Инициативу РСА с радостью поддержал Союз автосервисов. Однако Центральный банк, который является регулятором страхового рынка, выступил категорически против. И его тоже можно понять.

Критериев качества для б/у запчастей нет. Поэтому для точной диагностики каждой нужно проведение отдельной экспертизы, что в принципе невозможно.

«Ремонт с использованием ненадежной детали может привести к трагедии на дороге, причем не только с отремонтированным автомобилем, но и с другими участниками дорожного движения», — отметили в ведомстве.

И еще один момент, который не стоит сбрасывать со счетов. Предположим, ЦБ даст добро на использование автомастерскими секонд-хенда. Где они будут брать эти бэушные части? Ведь вряд ли кто‑то при нынешней цене на автомобили добровольно отдаст свою «ласточку» на «органы». Остается одно — угоны под заказ. Чего и опасаются эксперты.

Водитель на распутье

Возможно, ЦБ пойдет на изменение страховых тарифов и условий урегулирования убытков. Сейчас лимит на автомобиль установлен на уровне 400 тыс. рублей. Но в текущих реалиях он потерял свою актуальность: на дорогих иномарках сегодня столько может стоить замена фары.

Будут ли поднимать лимит — большой вопрос. Так что сегодня у авто­владельцев выбор невелик: либо получить деньги и самому чинить свою машину, либо загнать автомобиль на СТО.

Предположим, водитель выберет первый вариант и захочет получить наличные. Тогда он должен учесть следующий момент: страховая компания рассчитывает стоимость ремонта или денежного возмещения исключительно по ценам деталей, указанным в справочнике РСА. А они там далеки от реальных. Плюс при выплате страховщик учтет и износ деталей транспортного средства, что не делается при ремонте. Так что, скорее всего, владельцу «пожилой» машины не выплатят и половины стоимости ремонта. А у нас автопарк в стране в среднем старше 14 лет.

Что будут делать в этом случае потерпевшие водители, догадаться несложно — заваливать суды исковыми заявлениями с требованием довзыскать оставшуюся сумму, которая требуется для ремонта поврежденного авто, с виновника аварии.

Если автовладелец выберет второй вариант и воспользуется своим законным правом починить машину по полису ОСАГО, тогда ему придется набраться терпения и ждать, когда на складе появятся оригинальные запчасти. Причем не факт, что за восстановление авто не придется доплатить. Потому что в рамках бюджетов, которые может сегодня предложить по справочнику страховая компания, качественный ремонт просто нельзя осуществить.

Объясним почему. В том же справочнике РСА указаны цены как на оригинальные детали, так и на неоригинальные. Первые всегда были значительно дороже. А сегодня некоторые автопроизводители и вовсе задрали их стоимость до небес. Что, соответственно, привело к существенному взвинчиванию средних цен.

Чтобы этого избежать, Банк России предложил вообще убрать из расчета цены на оригинальные запчасти автопроизводителей из недружественных стран. По мнению экспертов ведомства, это позволит существенно снизить цены на ремонт. Только один вопрос: захочет ли владелец машины вместо оригинальной детали получить пусть новую, но «копийную»?

Короче, нам, автолюбителям, пока остается одно: либо на СТО завести знакомство с мастером на все руки, либо вспомнить советское время и научиться самим ремонтировать и обслуживать семейное авто. Наверняка дешевле выйдет.

Между тем 

Актуальные цены на запчасти, сформированные в условиях международных санкций, отражены в новых справочниках, которые сейчас проходят процедуру общественного обсуждения. Планируется, что ориентироваться на них страховщики начнут уже в середине июня. Ожидается, что после этого средняя выплата заметно увеличится. Правда… в результате вырастет и стоимость полиса ОСАГО. На сколько? Даже сложно предположить.


#автомобили #ОСАГО #машина

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (7183) от 06.06.2022 под заголовком «Ремонт дороже денег».


Комментарии