Петербургский арктический кластер: как беспилотные авиационные системы развиваются на Крайнем Севере

Гражданские беспилотные летательные аппараты с каждым годом все шире используются в повседневной жизни Крайнего Севера. Такие системы, создаваемые предприятиями петербургского Научно-производственного арктического кластера, применяются для уточнения ледовой обстановки на трассе Севморпути и для решения других не менее важных задач.

Петербургский арктический кластер: как беспилотные авиационные системы развиваются на Крайнем Севере | ФОТО Annie Spratt on Unsplash

ФОТО Annie Spratt on Unsplash

Нет ничего удивительного в том, что беспилотная авиация в последние пару лет основательно утвердилась на Крайнем Севере. Осуществлять мониторинг на огромных просторах этого края, будь то строительство крупных объектов или экологический контроль, с ее помощью довольно удобно. Крылатые системы и их начинку, правда, еще нужно приспособить к суровому климату, обеспечив им большой запас прочности.

Петербуржцы стали осваивать это перспективное направление работ задолго до того, как оно оказалось у всех на слуху. К тому времени, когда в нашей стране была утверждена Стратегия развития гражданских БПЛА на период до 2030 года и начал действовать «беспилотный» нацпроект, такие разработки питерских инженеров вовсю помогали геофизикам, картографам, нефтяникам, морякам и т. д.

Так, целую линейку беспилотников вертолетного типа с полезной нагрузкой создала научно-производственная компания, входящая в арктический кластер Петербурга. Это и тяжелые БПЛА, способные перемещать груз весом до 100 кг на расстояние до 600 км, что для северян важно. И системы поменьше, вплоть до электрического беспилотника, который может находиться в воздухе около двух часов, перемещаясь на 80 км с грузом до семи килограммов.

Беспилотники этого предприятия широко используются в аэро­логистике и геофизических исследованиях, отмечает его исполнительный директор Иван Анцев. Отрабатывая такие технологии с нефтяниками, петербуржцы впервые в отрасли освоили доставку нужных грузов на нефтепромыслы Ямала. И «поручили» своим крылатым машинам ­осуществлять беспилотную инкассацию денег с дальних объектов, что тоже было в новинку. Теперь их беспилотные воздушные суда совершают регулярные рейсы на нефтегазовое Восточно-Мессояхское месторождение, выручая работающих там специалистов. И проложили устойчивый маршрут в заполярный город Салехард, столицу ЯНАО, куда тоже непросто добраться.

А беспилотники другого предприятия Северной столицы, участвующего в продвижении кластерных проектов, применяются для охраны разных объектов. Скажем, морских портов, трубопроводов и электростанций. Подобные системы, создаваемые петербуржцами, осваивают не только воздушное пространство, но и морскую среду. Прежде всего в интересах северян, отмечают сотрудники профильного комитета Смольного. По их словам, Петербург стал одним из регионов-лидеров по производству беспилотных высокотехнологичных систем, двигающихся под водой. Таких, как подводный глайдер, способный передвигаться подо льдом в Северном Ледовитом океане на большие расстояния и отслеживать при этом десятки океанологических, геохимических и прочих параметров.

Когда с 1 января 2024 года в России стартовал нацпроект «Беспилотные авиационные системы», это позволило говорить, по существу, о зарождении новой отрасли. И стало очевидно, что это направление нужно срочно укреп­лять кад­рами. Хотя петербуржцы и здесь предвосхитили события, не мешкая с подготовкой специалистов, которые могли бы и создавать БПЛА, и управлять подобными системами в сложных условиях Арктики.

Такая междисциплинарная лаборатория, в частности, была открыта в 2023 году на базе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ».

Неплохо двигается в этом направлении и Университет телекоммуникаций (СПбГУТ) имени М. А. Бонч-Бруевича. В его активе есть готовые БПЛА самолетного и вертолетного типа, которые работники вуза тестируют на полигоне, обучая студентов пилотировать эти машины.

Для подготовки операторов беспилотных систем университет ввел специальный курс. А специалисты вуза небезуспешно участвуют в подготовке защищенных помехоустойчивых каналов связи для БПЛА — теперь это одно из приоритетных направлений его работы.


#беспилотники #крайний север #лед

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7637) от 04.04.2024 под заголовком «Крылатые помощники северян».


Комментарии