Петербургские ученые начнут полярную экспедицию-2022 в сентябре

Петербургские ученые сформировали программу полярной экспедиции-2022. Она стартует в сентябре этого года и пройдет в арктических водах на борту ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) «Северный полюс», испытание которой проводят в настоящее время специалисты «Адмиралтейских верфей». Ее использование позволит расширить технические возможности таких научных походов, отмечают специалисты.

Петербургские ученые начнут полярную экспедицию-2022 в сентябре | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

В прежние годы подобные экспедиции сотрудники Арктического и Антарктического научно-исследовательского института ­(ААНИИ) проводили на дрейфующих льдинах, оборудуя там базы, что требовало немало времени.

«Когда мы работали со льда, то не могли использовать большие тяжелые лебедки для отбора проб, — рассказал директор института Александр Макаров. — Благодаря новому судну, которое предстоит опробовать в условиях Арктики, такая возможность появится. Его оснастят океанографическими приборами, и у нас кратно увеличится скорость отбора проб воды и их объемы. Кроме того, ученым теперь не придется заботиться о своем жизнеобеспечении, больше времени они смогут тратить на исследования».

Эти научные работы петербуржцы проведут в ходе свободного дрейфа (с востока на запад: от Чукотского моря до выхода в североевропейский бассейн Атлантического океана через пролив Фрама) вмороженной в лед ЛСП «Северный полюс».

Часть научной программы арк­тической экспедиции «Северный полюс-41» предполагается выполнить на борту этого плавающего научно-исследовательского центра, а часть — недалеко от него, на льдине, где полярники разобьют лагерь.

Рядом с этой станцией будет устроена взлетно-посадочная полоса, способная принимать самолеты типа Ан-74, которые станут доставлять грузы и людей для ротации участников экспедиции. Также на льдине полярники оборудуют две вертолетные площадки — на ЛСП есть ангар, где «поселится» винтокрылая машина.

По словам сотрудников ­ААНИИ, в этом лагере и вокруг него, на удалении в несколько десятков километров, будет развернута наблюдательная сеть (полученные там данные станут храниться на судовом сервере). Ученые будут вести мониторинг окружающей среды, используя метеорологический комплекс, магнитный павильон, океанографический терминал и ледоисследовательское оборудование.

В ходе экспедиции предстоит выполнить комплексные исследования атмосферы, ледяного покрова и воды в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Это необходимо, чтобы, изучая причины климатических изменений в Арктическом регионе, спрогнозировать трансформацию климата в ближайшие десятилетия, пояснили специалисты. Такая работа, отвечающая национальным интересам России, важна с точки зрения фундаментальной науки, а также имеет большое прикладное значение.

«Климатические изменения в Арктике влияют на степень защищенности от природных угроз, — отметил руководитель ­ААНИИ. — В последние десятилетия на территории России климат теплеет быстрее, чем в других странах. При этом Арктика — ключевая область планетарного изменения климата, где скорость потепления почти в два раза выше, чем где бы то ни было. И важно предвидеть растущие риски и возможные выгоды от их уменьшения».

Особый интерес в этом отношении представляет акватория Севморпути. Его восточный сектор со временем станет частью круглогодичной транспортной магистрали. А ее безопасность и эффективность использования во многом будут зависеть от изменений в Арктике ледовых и гидрометеорологических условий, добавил Александр Макаров.

Во время предстоящих исследований планируется не только определить «самочувствие» природной среды, но и провести ряд междисциплинарных научных экспериментов. Причем первые их результаты удастся получить там же, в Арктике, поскольку ЛСП будет оснащена современным лабораторным оборудованием и средствами обработки данных.

Участники экспедиции опробуют также новые технологии проведения комплексных научных исследований на базе ЛСП в центральных районах Арктики, используя, кроме прочего, беспилотники, подводные аппараты и буи. Это будет первый такого рода беспрецедентный по масштабам научный арктический эксперимент, отметил Макаров.

В частности, намечается провести работы, которые позволят получить новые данные о подледных течениях, арктическом льде и его дрейфе. Ожидается, что эти исследования также помогут улучшить дешифрирование спутниковых изображений ледяного покрова и получать более качественные карты ледовой обстановки. А в итоге позволят делать более точные прогнозы ледовой обстановки, что очень важно для обеспечения круглогодичного плавания на трассе Севморпути.

Попутно ученые проведут ряд исследований в области судостроения и материаловедения, изучив деформацию морского льда с помощью системы мониторинга ледовых нагрузок ЛСП. Корпус платформы оснащен датчиками, которые будут измерять параметры его состояния во время ледовых сжатий. Изучение этих процессов облегчит понимание механики деформации и разрушения морских льдов при взаимодействии с судами и инженерными сооружениями.

­КСТАТИ

ЛСП «Северный полюс» (ее длина 83,1 метра, ширина 22,5 метра, а водоизмещение 10,3 тыс. тонн) была построена по заказу «Росгид­ромета» для проведения в Арктике круглогодичных экспедиций без привлечения ледокола. С ее помощью полярники смогут проводить там непрерывные исследования (океанографические, геолого-геофизические, биологические и т. д.) на протяжении двух лет автономного плавания, живя и работая в безопасных, комфортных условиях. На судне будут находиться 14 членов экипажа и 34 научных работника.


#Арктика #экспедиция #полярники #ученые

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7192) от 20.06.2022 под заголовком «Маршрут странствий «Полюса»».


Комментарии