Отдых во время пандемии. Как принимали туристов на российском юге

Весной, когда пандемия только началась, экономисты предрекали смерть туризма. Однако этого не случилось. По крайней мере, в нашей стране. Он, конечно, пострадал, но выжил. Границы по-прежнему можно считать закрытыми, и измученные самоизоляцией россияне минувшим летом ринулись на наш юг, несмотря на потенциальную опасность. В первой половине сентября – в самый разгар бархатного сезона - наш корреспондент тоже отправился на Черноморское побережье и выяснил, изменился ли в новых условиях российский туристический сервис, который всегда явно уступал зарубежному.

Отдых во время пандемии. Как принимали туристов на российском юге | Фото автора

Фото автора

Не сарай, а «коттедж под ключ»


Решение поехать в этом году на море было принято почти спонтанно. В сложившейся ситуации мнения в семье разделились. Но победил переиначенный аргумент Паровозика из Ромашкова из одноименного советского мультфильма: «Если мы не побываем на море, то мы опоздаем на весь год». С погодой и морем нам повезло, но все другое можно вспоминать, только закатывая глаза и вздыхая.

Дабы минимизировать контакты с другими людьми, мы отказались от крупных курортов и отправились в маленький Джанхот – хутор в Краснодарском крае с численностью чуть более 400 человек, известный своим чистым морем. Мы поехали на машине. Расстояние от Петербурга до Джанхота – 2249 км. На машине его можно преодолеть без остановок за 27 часов. Нам повезло: на момент начала путешествия мы были примерно на середине пути – в Волгограде. Оттуда путь занял 14 мучительных часов для трех взрослых и одного ребенка.

Стремясь к безопасному уединению, мы искали отдельное жилье, а не гостиницу или гостевой дом, где, как правило, есть общая кухня. Выбирать жилье мы начали недели за три до предполагаемой поездки, и уже тогда мест почти не было. На известных и проверенных сайтах бронирования Джанхот был представлен слабо. Поэтому пришлось обратиться к более сомнительным порталам. Неприветливость Елены, хозяйки одного из немногих оставшихся свободных домов, - с ней состоялся разговор по телефону, - граничила с грубостью. Однако выбирать не приходилось.

Въехав в сумерках в начинающий пустеть хутор, мы остановились у двухэтажного строения, снаружи больше походившего на сарай, отделанный желтым сайдингом. Все это называлось «коттеджем под ключ» и стоило 8 тыс. рублей в сутки (в высокий сезон цена еще выше). Даже искушенные путешественники, неоднократно отдыхавшие за границей, признались, что это недешево. Впрочем, это был не самый дорогой вариант: в соседнем селе Криница предлагалась трехкомнатная квартира стоимостью 12 тыс. рублей в сутки. Наш дом был поделен пополам и рассчитан на две большие семьи. В нашей половине могло разместиться до восьми человек. Но поскольку мы были вчетвером, сумма была ощутимой.

Дом с двумя спальнями и гостиной, с дизайнерской и технической точки зрения, был сделан, мягко говоря, посредственно. Старая плита с подключенным газовым баллоном размещалась во дворе, а подойти к ней можно было, только преодолев неожиданно высокую ступень нестандартной высоты – сантиметров 35, что особенно «удобно» с кастрюлей кипящего борща в руках. Розетка на кухне размещалась прямо над мойкой, рискуя быть залитой водой. Про старую посуду и столовые приборы и говорить нечего. «Потрясающим» был и вид из окна: ржавая хозяйственная техника, оцинкованный сарайный забор, неуютные соседские дворы и пластиковые бутылки с водой, сцепленные металлической цепочкой и ограждающие прямоугольный пятачок грязи, - «парковка» для машин. Тут и там виднелись хаотичные нагромождения черных пластиковых пакетов с мусором и все те же пластиковые бутылки: местные жители признают, что вода у них «хоть и чистая, но лучше пить бутилированную». И над всем этим великолепием на фоне тонкой синей полоски моря и нежно-голубого неба раскинула свои пушистые ветви пицундская сосна.


Фото автора

Беспечность повсюду


Галечный пляж Джанхота считается вполне благоустроенным. Здесь можно арендовать лежак под навесом и переодеться в кабинке. Туалеты с душем находятся чуть поодаль. Смущает разве что железобетонный фундамент недостроенной набережной, проходящий вдоль всего пляжа, и хамство персонала. Мы стали свидетелями неприятной сцены, когда молодой человек, сдающий в аренду катамараны (он же, к слову, местный спасатель), очень грубо ответил своим клиентам, хотя был неправ, и даже не извинился.

Пляж Джанхота во всем уступает более широкому и просторному пляжу в соседней Прасковеевке. На местном пляже по громкой связи объявляли не только информацию о том, что все желающие могут прокатиться на «банане», но и советовали родителям следить за своими детьми на воде и ненавязчиво напоминали, что пандемия продолжается, и советовали соблюдать меры предосторожности.

Впрочем, ни в Джанхоте, ни в Прасковеевке мы не встретили ни одного человека в маске. Справедливости ради стоит отметить, что рекомендация соблюдать социальную дистанцию не менее 1,5 метров висела на воротах местного рынка. Что ни говори, море и солнце усыпляют бдительность. И даже запуганные москвичи, отдыхающие на пляже, никого не сторонились. Многие приехали с маленькими детьми и, ничего не страшась, кормили их жареными пирожками, купленными у доброжелательной бабушки. Поедая пирожок с повидлом, мало кто задумывался об антисептиках, которые на юге (в общественных местах и в свободном доступе) встречаются крайне редко.

Та же беспечность была и в нарядном Геленджике: по длинной набережной курортного города в вечерних огнях гуляли без преувеличения толпы народу. И мысль надеть маску здесь казалась даже неуместной. Правильно надетая маска была лишь у продавца мороженого в сетевом кафе. Повара на кухнях в кафе и ресторанах, размещенных на свежем воздухе, носили ее исключительно на подбородке, так, что нос и рот были открыты. Все остальные гости города пребывали в состоянии праздника, который неразрывно связан с морем и отдыхом. Нарушал его разве что легкий запах канализации: плачевное состояние очистных сооружений Геленджика, как и многих других черноморских городов, - давняя проблема.

Зачем что-то менять?


По предварительным данным Ростуризма, летом 2020 года на юге России отдохнули более 7 млн человек. Это почти половина того турпотока, который бывает в обычный сезон. Окончательные итоги ведомство планирует подводить в октябре. Ущерб, нанесенный российской туристической отрасли разбушевавшимся вирусом, в первой половине 2020 года в агентстве оценивают в 1,5 трлн руб.

Государство пытается поддержать отрасль как только может. Так, в конце августа была запущена программа кешбэка для путешественников по России. Ею воспользовались около 100 тыс. человек, которые приобрели туры и оплатили проживание в отелях на общую сумму более чем 1,4 млрд рублей. И эта программа, судя по отзывам, действительно работает.

Однако для туристов, желавших отдохнуть на Черном море летом и в начале осени, эта опция была недоступна. Во-первых, в Краснодарский край, по условиям программы, можно поехать только с 1 октября по 20 декабря 2020 года. А во-вторых, кешбэк касался только официально проведенных платежей. Южный же частный сектор традиционно работает по-черному. В лучшем случае – по-серому. В нашем случае была внесена предоплата на карту безо всякого подтверждения в виде чека. Остаток суммы мы заплатили через терминал только потому, что хозяйка нашего дома держала еще и продуктовый магазин и, вероятно, провела платеж как пирожки или хлеб.

На протяжении всей поездки меня не покидало ощущение, что нам делают одолжение и относятся как к «понаехавшим». Мы неоднократно сами задавали вопрос себе, - почему же мы сюда приехали? И сами на него отвечали. В нашей в общем-то северной стране очень маленький кусочек теплого моря. Помимо Черного, у нас есть еще и Азовское, однако, по словам опытных путешественников, сервис там еще более непритязательный.

Я была на Черноморском побережье неоднократно в течение нескольких лет и не заметила кардинальных улучшений. Жители этих мест, которые всегда кормились только за счет туристов, не сделали за эти годы почти ничего, что приблизило бы черноморские курорты к иностранным. Казалось бы, в ситуации неопределенности, падения доходов населения и почти полной изоляции страны самое время, наконец, начать бороться за клиента. Но этого, увы, не произошло: сервис у нас по-прежнему настолько ненавязчивый, что почти отсутствует. Зачем что-то вообще менять, если люди все равно приедут? Из Москвы, из Петербурга, из Карелии, из Тюмени (номера машин из этих регионов мы наблюдали на трассе), из других городов необъятной страны. А все недовольные могут остаться дома.

#отдых #отпуск #туризм

Комментарии