Подставили туристов. В России разгорается скандал вокруг компании «Робинзон-турс»

Несмотря на то что в целом многомесячный период остановки туризма в России прошел почти без громких банкротств, жертвы кризиса отрасли все же есть. Причем к тому, что сотни людей потеряли честно заработанные и потраченные на путевки миллионы рублей, привело не случайное стечение обстоятельств или экономические причины, а банальная безалаберность руководства конкретного туроператора.

Подставили туристов. В России разгорается скандал  вокруг компании «Робинзон-турс» | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

«Как и ожидалось, пошли отказы в выплате по банкротству «Робинзон-турс». Удивительная по своей бестолковости история, когда туроператор собственными действиями создал условия для отказа в выплате страхового возмещения туристам» - так охарактеризовал происходящее юрист Георгий Мохов.

Все началось с прекращения деятельности венгерской Robinson Tours, о котором было объявлено еще в мае. А поскольку российское ООО «Туристическая фирма «Робинзон-турс» (по данным kartoteka.ru, 45% предприятия контролировалось гражданами Венгрии), скорее всего, являлось его «дочкой», уход с рынка был ожидаем. Что и произошло 2 июля нынешнего года, когда «Робинзон-турс» подал заявление в Федеральное агентство по туризму об исключении из реестра туроператоров. А уже 7 июля появился соответствующий приказ. И хотя оператор сразу после прекращения деятельности призывал многочисленных пострадавших (в том числе в Петербурге, где у компании был свой филиал) обращаться за страховым возмещением в САО «Лексгарант», еще тогда профильный эксперт Юлия Алчеева говорила, что «компания остановила деятельность по добровольной инициативе». «В этом случае финансовые гарантии не работают», - пояснила она.

А недавно САО «Лексгарант», к которому и предъявляют претензии потерявшие сотни тысяч рублей туристы, опубликовало официальное заявление, в котором прямо обвинило руководство «Робинзон-турс» в недобросовестности.

В частности, там подтверждается, что случай не является страховым, поскольку «исключение из единого федерального реестра наступило по основаниям, не связанным с невозможностью исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта». Проще говоря, это означает: все туристы, которые обращались или будут обращаться к страховщику с целью возмещения затрат на путевки, ничего не получат. Ведь «Робинзон-турс» не признан банкротом по суду и нет официальных сведений о том, что в отношении него начата процедура банкротства. Следовательно, и возмещать потери должен сам.

Мало того: страховщик говорит о том, что есть все основания сомневаться в добропорядочности туроператора, поскольку система его финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета далеки от установленных законодательством норм. «Исходя из отчетов «Робинзон-турс», количество обязательств перед туристами, подлежащих исполнению на 1 мая 2020 года, составляло всего 32 турпутевки, - замечает страховщик. - При этом на 13 мая оператор имел на счетах многомиллионные остатки. Однако нами получено около 500 заявлений туристов. Каким образом за короткий период, с мая по начало июля, в условиях пандемии число туристов возросло более чем в 15 раз, остается загадкой». Подкрепляя свою оценку, страховщик отмечает, что «имеется оборот наличных денег по приходным кассовым ордерам, не отраженный в бухгалтерском учете». И тут же делает вывод, что это затруднит туристам доказать сам факт легитимной оплаты приобретенной турпутевки.

Но и это не все. При изучении документов специалисты выяснили, что в «Робинзон-турс» задним числом пытались заменить договоры о реализации туристического продукта на «экстравагантные» договоры его купли-продажи. «Можно предположить, что тем самым оператор пытался перенести ответственность на принимающую сторону и авиакомпанию», - оценивают подобные действия эксперты, называя эту попытку неуклюжей. А в страховой компании «Лексгарант», на которую руководство туроператора как раз и пыталось свалить ответственность (в первую очередь - финансовую), предполагают, что это недобросовестные действия. «К сожалению, это уже сложившаяся практика, которая повторяется из раза в раз при уходе туроператоров с рынка вне зависимости от оснований», - делает вывод страховщик.

Увы, но крайними во всей этой истории снова оказались сотни туристов. Ведь из-за действий руководства «Робинзон-турс» претендовать на выплаты по страховке они, как выяснилось, не могут. А с самого оператора, скорее всего, взятки будут гладки, поскольку значительную часть туристов он оставил даже без надлежащих документов. Да и где теперь искать уплаченные сполна людьми деньги, неизвестно...

Единственной надеждой на возмещение остается фонд персональной ответственности «Робинзон-Турс», размер которого превышает 5,8 млн рублей. Однако ущерб оценивают примерно в четыре раза больше, а шансы на получение денег обратно в связи с имеющимися нюансами документации могут оказаться призрачными.

#туризм #путешествия #скандал

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (6760) от 10.09.2020 под заголовком «Как подставили туристов».


Комментарии