Гости на карантине. Туриндустрия в Петербурге переживает кризис
С началом осени подошел к концу высокий туристический сезон, итоги которого стали совсем неутешительными для бизнеса. Правда, во второй половине лета со снятием большинства ограничений в Северную столицу снова массово поехали гости, однако турфирмам от этого мощного потока достался только тонкий ручеек.
ФОТО Игоря ЕВДОКИМОВА/ИНТЕРПРЕСС
Драйвер уперся в вирус
Еще сравнительно недавно в Петербурге с точки зрения экономики туризм считался важной, но все-таки не ключевой отраслью. Теперь же губернатор Северной столицы Александр Беглов четко расставляет приоритеты. «Туризм - это «быстрые» деньги, в которых сейчас особенно нуждается наша экономика», - подчеркивает он. А глава профильного комитета Смольного Сергей Корнеев, не стесняясь, называет его ключевой несырьевой отраслью экономики и самым большим мультипликатором рабочих мест.
Цифры эту оценку подтверждают. В 2019 году, когда петербургский туризм вышел на пик своего развития, а Петербург принял рекордные 10,4 млн гостей, только прямой вклад отрасли в его валовой региональный продукт (ВРП) составил 4,4% (209 млрд рублей). Что сопоставимо, к примеру, с деятельностью в сфере строительства. А если считать вместе с доходами смежников, отрасль вливает в казну Петербурга более 378 млрд. Постоянно в сфере гостеприимства непосредственно заняты немногим более 100 тыс. горожан, но в высокий сезон она обеспечивает рабочими местами около полумиллиона человек.
Экономическую эффективность сферы туризма и гостеприимства вообще трудно переоценить. В течение последних пяти лет отрасль увеличила объем экспорта более чем вдвое - в 2019-м его величина составила $3,14 млрд, т. е. 12,5% от всего экспорта города и 44,5% от объема несырьевого. А рост ВРП туризма в прошлом году оказался в 4,8 раза больше аналогичного для ВРП Петербурга в целом. «Туризм не только существенная экономическая часть жизни города, но и один из главных драйверов его развития», - сделал однозначный вывод Сергей Корнеев.
Но в этом году драйвер забуксовал. Стоит напомнить, что еще в феврале, когда был поставлен на паузу туризм из Поднебесной, отрасль сразу же потеряла каждого четвертого клиента из-за рубежа. А еще через месяц поток туристов-иностранцев в Петербург полностью пересох... И очевидно, что в ближайшие месяцы «воды» в нем не появится, так как ни одна из основных стран-доноров пока не готова отправлять своих граждан в Россию. Это означает потерю как минимум 40% общего потока гостей. А финансовые потери отрасли могут быть еще более весомыми, поскольку иностранцы традиционно тратили на берегах Невы больше.
Докладывая о ситуации в сфере туризма на одном из заседаний правительства города на Неве, Сергей Корнеев не стал ее приукрашивать. И прямо заявил: «Мы стараемся минимизировать ущерб, но пока прогноз - уменьшение туристического потока на 70% в сравнении с прошлым годом». И путь к былым показателям, даже при благоприятном развитии событий, займет не менее года.
Россияне иностранцев не заменят
Может ли внутренний туризм хотя бы частично компенсировать закрытие границ? Глядя на забитые под завязку курорты Крыма и Краснодарского края, можно подумать, что жизнь у туристических компаний начала налаживаться. В реальности все печальнее.
«Увеличение интереса к внутреннему туризму действительно наблюдается: на туры по России рост спроса в этом году двукратный, - замечает руководитель группы компаний «Петротур» Игорь Мазулов. - У нас, например, наибольшей популярностью пользовались поездки в Калининградскую область, но хорошие продажи есть и в Адыгею, Казань и по Золотому кольцу. Однако это составляет всего 40% оборота от уровня прошлогодних продаж».
Аналогичная картина и на въезде в наш город. Когда видишь, как любоваться разведенными над Невой мостами приходят толпы людей, а в открывшихся недавно ресторанах посетители занимают все доступные места, складывается обманчивое впечатление того, что прежняя жизнь полностью вернулась. Люди снова едут в наш город - если не со всего мира, то хотя бы со всей России.
«Среди популярных направлений для коротких поездок по России Петербург, безусловно, первый», - характеризует происходящее глава компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. Да и у других туроператоров, отправляющих людей к нам в гости, мнение однозначное: город на Неве лидирует по уровню туристического спроса.
Действительно, спрос есть - но вопрос в том, кто его удовлетворяет. Во внутреннем туризме всегда наблюдалась высокая доля тех, кто путешествует самостоятельно, без помощи турфирм. А в ковидных условиях эта доля выросла еще больше, что вполне объяснимо. Как ни крути, а поездка на своем автомобиле сейчас с эпидемиологической точки зрения безопаснее организованного тура, в котором не избежать множества контактов с посторонними людьми.
Вот и получается, что рост внутреннего туризма мало что дает представителям отрасли. По оценке исполнительного директора компании «Невские сезоны» Кирилла Соколова, «август 2020 года - это примерно 25% от объемов за аналогичный период 2019-го». Соглашается с ним и вице-президент Ассоциации малых гостиниц Петербурга Тамара Буйлова: она уверена, что «сезон 2020 года для туризма города фактически потерян», поскольку самые лучшие месяцы - май и июнь - упущены. «Сейчас туристическая жизнь в Северной столице, особенно после отмены ограничений на работу ресторанов и получения разрешения на экскурсионную деятельность, оживилась, - говорит она. - Но ожидать хотя бы приближения к былым результатам пока не приходится».
Задача — только выжить
От осени представители отрасли тоже ничего хорошего не ждут. Кирилл Соколов разочаровывает, говоря, что «верить в то, что сезон будет еще долгим и тем самым ситуация выправится, я бы не стал». По его мнению, общие результаты и скомканного сезона, и года в целом в Петербурге очень зависят от погоды. «Если она окажется хорошей - можно надеяться, что гости приедут в октябре и даже ноябре, - резюмирует он. - А если нет - притока туристов ожидать трудно».
ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС
Примерно в том же духе рассуждает и генеральный директор «Тари Тур» Марина Левченко. «Октябрь не самый лучший месяц для Петербурга», - считает она. А петербургский ресторатор Александр Затуливетров добавляет, что «сейчас в городе наблюдается невиданное нашествие туристов, но они стремительно возвращаются домой». «А на их место уже никто не приедет», - делает он вывод. Увы, но надеяться, к примеру, на существенную помощь такого инструмента, как кешбэк за туры по России, Петербургу тоже особенно не приходится. Ведь наиболее популярные и продаваемые туры в наш город - так называемые сити-брейки, поездки на 2 - 3 дня, которые под действие акции не подпадают.
К сожалению, потеря как минимум 50% турпотока и, соответственно, доходов для сферы петербургского гостеприимства вполне реальна. И на другое трудно рассчитывать, если учесть, что турфирмам в Петербурге разрешили работать всего месяц назад.
В этой связи прогнозы на годовые результаты остаются неутешительными: в лучшем случае по итогам 2020 года Петербург выйдет на половину турпотока 2019-го. В худшем - потеряет до 70% потока гостей. «Да, отрасль воспользовалась всеми предложенными ей мерами поддержки (особенно федерального уровня), - говорит Тамара Буйлова. - И рынок медленно, но восстанавливается. Однако скоро наступит 1 октября, и придется сполна платить по отложенным на время долгам». В результате, по ее оценке, по итогам года до 15% малых средств размещения в Петербурге может обанкротиться. Примерно такая же картина будет наблюдаться и в целом по рынку туризма и гостеприимства. И хотя банкротств крупных компаний не ожидается, «падеж» среди «малышей» вполне вероятен.
Специалисты уверены: в 2020 году петербургский туризм сильно потеряет в объемных и экономических показателях. И даже отмена ограничений, препятствующих его восстановлению в полном объеме, уже поможет не сильно - впереди низкий сезон. И направления, особенно завязанные на сезонность, не рассчитывают на восстановление показателей 2019-го даже в следующем году. «Реально восстановиться мы сможем только к 2022 году, - считает, к примеру, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов. - Сейчас основная задача компаний-перевозчиков - выжить».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (6757) от 07.09.2020 под заголовком «Гости едут, бизнес стоит».
Комментарии