В России завершилась акция по возврату средств за отдых внутри страны

Итоги впервые проводимой в РФ недельной акции оказались противоречивы: если клиенты турфирм, гостиниц и санаториев, получившие возможность сэкономить до 20% стоимости поездки, поголовно ею довольны, то организаторы туров отмечают заметно более низкие, чем ожидалось, результаты. А также наличие в механизме новинки ряда изъянов, не позволивших в полной мере использовать безусловно полезный инструмент.

В России завершилась акция по возврату средств за отдых внутри страны | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Стоит напомнить: акция кешбэка стартовала в ночь с 20-го на 21-е и завершилась 28 августа. По оценке инициаторов проекта, к участию в ней подключились более 700 туроператоров и свыше 3 тыс. гостиниц, а количество потенциальных клиентов ожидалось в размере 3 млн человек.

Однако ближе к концу программы стало очевидно, что 15 млрд рублей, выделенные на проект правительством РФ, полностью освоены не будут - объемы продаж оказались ниже ожидаемых. Причем намного ниже: по данным Ростуризма, возможностью сэкономить при поездках по стране воспользовались не больше 100 тыс. человек, которые приобрели туров и размещений в отелях более чем на 1,4 млрд рублей. Да и количество участвующих в программе операторов и отелей из-за ошибок в системе учета не соответствует заявленным цифрам: по подсчетам Российского союза туриндустрии (РСТ), вместо 700 их было примерно вдвое меньше. В общем, первый блин Ростуризма оказался таким, каким обычно и бывает в случае, если его «жарят» в спешном порядке.

Да, никто не сомневается в необходимости такой акции. Например, сумевший сэкономить 15 тыс. на будущей поездке в Краснодарский край турист Сергей Васильев откровенно признается, что «поначалу думал, что все это какая-то липа». «Нет, система работает! - радуется он. - Заказал поездку в первый же день - и деньги уже вернулись на карту. Если предложат в другой раз - обязательно снова воспользуюсь».

Положительно оценивают акцию и в бизнесе, и во власти. Так, вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин говорит, что «идея хороша и при расширении сроков и смягчении ограничений она вполне может дать нужный эффект». Министр культуры и туризма правительства Калининградской области Андрей Ермак уверен, что «проект очень интересен в качестве инструмента стимулирования продаж туров в низкий сезон». «Такую практику, к которой мы добавляем свои местные варианты стимулирования туризма, обязательно стоит продолжить», - полагает он. По оценке Оксаны Булах, коммерческого директора национального туроператора «Алеан», «на путевки с кешбэком пришлось около 10% всего объема продаж за неделю», а «максимальный спрос зафиксирован на даты, когда туристам стал поступать возврат денег и они получили осязаемую выгоду». «Результаты оцениваем как позитивные», - отметила и глава Ростуризма Зарина Догузова.

Почему же они оказались не очень убедительны? В качестве основных тормозов проекта эксперты называют наличие значительного числа ограничений и множество организационно-технических «косяков» на используемом для реализации предложений интернет-сайте. Которые для туристов означали трудности при поиске нужных им предложений, а для организаторов туров - лишние усилия и затраты.

«Страница запутанная и с большим количеством ошибок», - говорит, к примеру, заместитель генерального директора ANEX Tour Яна Муромова. «Внутреннее устройство сайта было нелогичным и не совсем понятным, - соглашается глава псковской компании «Континент-тур» Светлана Баранова. - Объем продаж по программе оказался существенно ниже, чем мы ожидали, а затраты больше, чем полученный экономический эффект».

При этом исполнительный директор петербургской компании «Невские сезоны» Кирилл Соколов (по данным kartoteka.ru, он является одним из двух владельцев одноименного туроператора) замечает, что шероховатости явно вызваны слишком коротким временем подготовки к реализации большого федерального проекта. «За месяц очень трудно было отладить весь механизм его работы таким образом, чтобы он не давал никаких сбоев, - считает он. - Остается надеяться только на то, что впервые за многие десятилетия используемый инструмент развития внутреннего туризма будет применяться вновь и вновь».

В связи с чем почетный президент РСТ Сергей Шпилько уже направил главе Ростуризма Зарине Догузовой письмо, в котором предложил пролонгировать распродажу туров или предусмотреть ее повторение. И если средства на финансирование кешбэка не будут полностью освоены в этом году - перенести их на следующий. «Оптимизированный график распродаж в 2021-м в сочетании с хорошей рекламой помогут создать по-настоящему эффективный инструмент поддержки и потребителя, и бизнеса», - уверен он. Причем, по мнению Кирилла Соколова, уже в этом году акцию можно было бы повторить дважды - осенью и перед Новым годом.

Что касается лидеров программы кешбэка, то среди регионов выделяются Крым и Краснодарский край - на них, несмотря на старт акции только с 1 октября, приходится примерно половина всех бронирований. Однако и Петербург лицом в грязь не ударил: наряду с Московской областью и Ставропольским краем он в числе лидеров покупательского спроса.

Вывод прост: если Ростуризм и его партнеры отладят работу используемого для реализации внутренних туров интернет-сайта, а также снимут ряд излишних ограничений, программа возврата средств за отдых внутри страны вполне может стать той палочкой-выручалочкой, которая позволит туристам существенно экономить, а компаниям - зарабатывать.

#туризм #путешествия #кешбэк

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (6755) от 03.09.2020 под заголовком «Первый блин Ростуризма».


Комментарии