Обманчивая любовь. Почему одним предпринимателям делают поблажки, а другим - ужесточают нормы?

Предпринимателей наша власть очень любит. По крайней мере постоянно об этом говорит. Со всех трибун годами раздаются призывы не кошмарить бизнес. Слова подкрепляются делами - последовательно проводится линия на гуманизацию уголовного законодательства, касающегося предпринимательской деятельности. Последняя новация - вступившие в силу 13 августа поправки к ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ («заключение под стражу»).

Обманчивая любовь. Почему одним предпринимателям делают поблажки, а другим - ужесточают нормы? | Иллюстрация Lightspring/shutterstock.com

Иллюстрация Lightspring/shutterstock.com

Отныне запрещено помещать в СИЗО руководителей коммерческой организации, если вменяемый им проступок связан с управлением ею или ее экономической деятельностью. Арест таких лиц допускается только в исключительных случаях - при нарушении условий ранее избранной меры пресечения, попытке скрыться или отсутствии постоянного места жительства.

У непосвященного сразу возникает вопрос. Вообще-то у нас есть Конституция, в которой написано, что перед законом все граждане равны. Независимо от их профессиональной деятельности. Почему за одно и то же преступление руководитель госучреждения может быть арестован, а топ-менеджер коммерческой структуры - нет? Неужели мы уже достигли той стадии, которую известный писатель-утопист определил словами «все звери равны, но некоторые равнее»?

Увы, человеку, задающему столь наивные и несвоевременные вопросы, можно посоветовать только спуститься с небес на землю. И тогда он быстренько поймет, кто в нашей рыночной экономике «более матери-истории ценен».

Возьмем, к примеру, самую ходовую статью 159 УК РФ («мошенничество»). До недавнего времени в ней были четыре части, в соответствии с размером нанесенного ущерба. Но в 2016 году появились части 5, 6 и 7 - «мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности», тоже с разделением по степени тяжести содеянного.

Санкции там практически те же, что и в предыдущих четырех частях, вот только критерии тяжести ущерба совсем иные. Например, для обычного мошенника особо крупный размер похищенного (срок до 10 лет) начинается с одного миллиона рублей, а для предпринимателя - с 10 миллионов. Украв же миллион, он «попадает» лишь на «значительный ущерб», рискуя лишиться свободы максимум на 5 лет.

Ту же правовую линию (бизнес - это святое!) продолжает и вышеупомянутая ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ, запрещающая заключать бизнесменов под стражу. Запрет этот впервые был введен еще федеральным законом № 60-ФЗ от 7 апреля 2010 года. С тех пор данная правовая норма корректируется уже пятый (!) раз. Предыдущая редакция датирована 27 декабря 2018 года.

Почему же спустя всего восемь месяцев законодатель вновь вернулся к этой теме? Да очень просто - несмотря на все его усилия, у правоохранителей оставалась возможность «не видеть» коммерческого статуса подозреваемого.

Теперь же формулировку статьи «разжевали» до предела - там однозначно прописано, что имеются в виду преступления, совершенные предпринимателем исключительно в сфере коммерческой «или иной экономической деятельности». Отныне, как заявил бизнес-омбудсмен Борис Титов, «следователю будет сложнее рассуждать о том, что предприниматель якобы не является предпринимателем».

Итак, законодатель в очередной раз подчеркнул особый правовой статус бизнесменов, оградив их от «чрезмерной активности» правоохранителей. Предполагается, видимо, что это улучшит инвестиционный климат и повысит привлекательность бизнеса.

Однако расслабляться и принимать на веру клятвы государства в необъятной к ним любви бизнесмены, похоже, не торопятся. Как свидетельствует недавний опрос ВЦИОМ, 71% предпринимателей заявили, что считают условия ведения бизнеса в России неблагоприятными. 59% сообщили, что за последний год они ухудшились, а 51% уверены, что дальше будет только хуже.

Российская власть, сетуют бизнесмены, непредсказуема, ненадежна, часто действует по непонятным, постоянно меняющимся правилам. И, получается, благоволит в основном к нарушителям закона. Законопослушных же предпринимателей обложила невероятным количеством отчетов, непонятных поборов, нелепых норм...

- При этом, - сетует мой приятель, хозяин небольшого магазина, - интересы государства по большей части представляют какие-то непонятные коммерческие структуры, которым я постоянно плачу. За аттестацию рабочих мест, за рекламу на фасаде и прочее. С налоговой общаюсь через посредника - некоего оператора фискальных данных. В масштабах страны кто-то, особо не парясь, делает бешеные миллиарды...

Вот такая «большая и чистая» любовь. А зачем нам, правда, кошмарить бизнес? Пусть живет. Тем более если дает неплохо жить другим.

#бизнес #предпринимательство #закон #власть

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (6536) от 01.10.2019 под заголовком «Обманчивая любовь».


Комментарии