Новые уловки. Кибермошенники сегодня прибегают к самым изощренным уловкам

Специалисты банковской сферы предупредили граждан об очередном витке развития мошеннических схем. Цель — убедить вкладчиков самим отдать деньги в руки злоумышленникам.

Новые уловки. Кибермошенники сегодня прибегают к самым изощренным уловкам | ФОТО: Pixabay

ФОТО: Pixabay

По большому счету ничего нового. По-прежнему преступники делают ставку на несведущих граждан, склонных подчиняться строгому голосу «специалиста» или «представителя правоохранительных органов», даже не видя его.

Схема обмана такова: первый мошенник по телефону представляется сотрудником Следственного комитета России и сообщает, что гражданин рискует остаться с пустым счетом. Чтобы спасти свои деньги, мол, следует действовать по инструкции «специалиста Банка России». Далее трубку берет вышеозначенный «специалист», который, как честный человек, предлагает жертве убедиться в том, что он говорит правду.

Как убедиться? Очень просто: нужно зайти на сайт «Единого государственного реестра», где можно найти «личный идентификатор сотрудника». Что это такое, гражданину неизвестно, но звучит солидно. На самом деле этот самый сайт — суть обман. Или, как ныне модно говорить, сплошной фейк. Где, разумеется, непременно найдутся ФИО и прочие данные «сотрудника Банка России».

Таким образом, убедив клиента в том, что «специалист» уполномочен давать рекомендации, обманутый (или обманувшийся?) гражданин начинает внимать.

Содержание дальнейшей речи мошенника: некто пытается от имени клиента оформить кредиты в разных банках. Чтобы остановить эти действия, владелец счета якобы должен быстро перевести все свои деньги на некий «безопасный счет», за которым будут внимательно следить сотрудники Следственного комитета. Уж они‑то не допустят осуществить мошенничество: и преступника поймают, и деньги гражданина сберегут… Надо ли говорить, что никакого «безопасного счета» нет, а есть счет, контролируемый бандой киберпреступников?

Сотрудники Сбербанка уже выявили ряд аналогичных сайтов, которые созданы, чтобы убедить граждан в реальности существования звонящего сотрудника. При этом на таких сайтах имеются ссылки на официальные ресурсы крупнейших банков и на портал «Госуслуги», а также есть данные некоторых реально существующих публичных деятелей из банковской сферы (впрочем, все они в свободном доступе на просторах Интернета).

В распространенном банком предупреждении говорится: «Когда вы получаете телефонные звонки о необходимости проведения каких‑либо операций с вашими денежными средствами, будьте бдительны. От чьего бы имени вам ни звонили: сотрудника банка, ЦБ РФ, Следственного комитета, МВД — не верьте этой информации. Сразу же положите трубку и перезвоните по телефону «горячей линии» банка. Его можно найти на оборотной стороне банковской карты или на официальном сайте организации».

Специалисты особо подчеркивают: сегодня в сети Интернет можно сфабриковать любой ресурс. Что касается настоящих сотрудников банков, то они никогда не попросят отправить деньги на «защищенный счет» или оформить кредит для отмены «мошеннического займа».

Между тем 

Статистика телефонных обманов такова: в 2021 году правоохранительные органы Российской Федерации возбудили 183 уголовных дела по факту мошенничества по отношению к гражданам, в 2022‑м — 591, а в нынешнем ориентировочно будет на 30 % больше — за полгода уже свыше 300 дел. Средний возраст обманутых россиян — 35 – 54 года.

Конечно, далеко не все поддаются «обаянию» мошенников. Большинство граждан не покупаются на телефонные звонки разнообразных «специалистов». Однако количество попыток с годами только растет: в Сбербанке подсчитали, что его клиенты получают примерно 8,6 миллиона подобных звонков… в сутки. Годом ранее было 5 миллионов звонков.


#мошенничество #злоумышленники #мошенники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (7463) от 24.07.2023 под заголовком «Новые уловки кибермошенников».


Комментарии