Интеллигентный плут. Как обманывали петербуржцев в XIX веке

«В последнее время по квартирам врачей, адвокатов и других лиц свободной профессии стал ходить средних лет господин в золотых очках, очень прилично одетый и всегда со связкой книг и портфелем». Так «Петербургская газета» в ноябре 1906 года описывала облик предприимчивого афериста, задумавшего использовать в своих интересах любовь образованной публики к чтению.

Интеллигентный плут. Как обманывали петербуржцев в XIX веке | ФОТО Wesley Tingey on Unsplash

ФОТО Wesley Tingey on Unsplash

Благонравный, с первых минут располагающий к себе посетитель представлялся Коростылевым, сотрудником солидного мос­ковского издательства «Наука и разум». Красочно представив его собеседникам, он вежливо сообщал, что у них благодаря его сегодняшнему визиту появилась редкая возможность приобрести роскошную книжную продукцию по отпускной цене.

Требовалось для этого совсем немного: просто заплатить гостю десять рублей наличными. Взамен Коростылев выдавал расписку, которую, по его словам, издательство в свое время должно обменять на квитанцию надлежащего образца. Счастливым покупателям оставалось только ожидать, когда через посыльного они получат заказанные книги. Сердечно попрощавшись с торговым агентом, адвокаты, врачи и профессора радовались удачно сложившимся обстоятельствам.

Однако проходили дни, а оплаченное печатное слово не достигало берегов Невы. Обеспокоенные покупатели начинали писать в Москву, указывая адресатом «Науку и разум». Разочарование было велико: почта неизменно возвращала их послания обратно, поскольку такого издательства в Первопрестольной не существовало. Вероятно, многие в этот момент невольно вспоминали героя чеховского рассказа, который отсылал свое письмо «на деревню дедушке»…

Всего за два осенних месяца ловкий прохиндей, по подсчетам «Петербургской газеты», собрал у читающей публики порядка тысячи рублей. Но бесконечно так продолжаться не могло.

Один из обманутых подписчиков «Науки и разума», чертежник Поповцев, узнал от знакомого, что к тому недавно наведался агент Коростылев, которому хозяин предложил зайти еще раз. Приятели вознамерились разоблачить афериста и в назначенный день устроили «засаду» в квартире. Визитер понял, что разоблачен, но сумел убежать. Ему повезло: дежуривший внизу швейцар не был предупрежден и не остановил мошенника. Когда преследователи оказались на улице, того и след простыл.

Дальнейшая судьба Коростылева неизвестна, но, по всей видимос­ти, свои махинации ему пришлось оставить, поскольку больше мнимое издательство «Наука и разум» в ленте новостей не мелькало…

«На днях на Невском проспекте появился оригинальный разносчик-торговец — продавец оловянных машинок для вдевания ниток в иглу. Торговец этот с важностью курит сигару, имея перед собой на ремнях крохотный лоточек со своим товаром, почти не удовольствуя ответом своих покупателей, спрашивающих о полезности этих машинок. «Насколько полезны мои машинки, — говорит он покупателям-мужчинам, — вы можете узнать от вашей супруги, которая теряет зрение от того, что устремляет глаза в едва видимую скважину ушка иглы для продевания в нее шелковинки или нитки». Такие машинки названный разнос­чик-торговец продает по 5 копеек за штуку, и они охотно раскупаются теми мужчинами, которые сопровождают дам в прогулке».

«Петербургская газета», 15 апреля 1876 г.

«В Петербург прибыл англичанин Сакс, известный коллекционер старинных экипажей. Здесь у одного из помещиков Тверской губернии ему удалось купить карету, в которой перевозилась в начале сороковых годов почта из Москвы в Петербург. За экипаж этот, очень хорошо сохранившийся, уплачено владельцу 7600 рублей».

«С.‑Петербургские ведомости», 5 апреля 1899 г.

«Жара последних дней, доходившая не только в Петербурге, но и в других городах до 25 градусов, испортила как в пути, так и на петербургских станциях железных дорог огромные транспорты мясных продуктов и разного другого товара. Особенно сильно пострадали телятина и баранина, которую, за невозможностью продать даже на базары, нужно уничтожать целыми возами. Огромные убытки понесли торговцы, выдавшие авансы под товар, а также и те крестьяне-скупщики, которые, отправляя мясо, рассчитывали на барыши.

Вчера днем несколько возов позеленевшей телятины были доставлены на разные рынки для сбыта. До вечера простояли возы, и нигде ни одна из туш продана не была. Куда затем девались возы с гнилью, неизвестно».

«Биржевые ведомости», 10 апреля 1913 г.

«Вчера началось строительство детской железной дороги, которая соединит Центральный парк культуры и отдыха имени Кирова с Шуваловским парком. Строители приступили к подготовке земляного полотна для укладки верхнего строения пути. Вдоль трассы идет раскладка шпал.

Конечная станция будет находиться напротив ЦПКиО имени Кирова. Отсюда линия пройдет через Коломяги, мимо будущего Зоопарка и закончится у Белоостровской линии, между станциями Шувалово и Озерки. Линия — однопутная с тремя станциями и двумя разъездами. Ее протяжение — около 8 километров».

«Ленинградская правда», 19 апреля 1947 г.

#мошенники #аферисты #история города

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7643) от 12.04.2024 под заголовком «Интеллигентный плут».


Комментарии