Штрафы за спам-звонки и рекламу кредитов без указания их полной стоимости увеличили в пять раз

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о штрафах, который должен защитить людей от навязчивой рекламы по телефону. Штрафы за спам-звонки и рекламу кредитов без указания их полной стоимости увеличили практически в пять раз. Теперь за такие нарушения гражданам вместо 2 – 2,5 тысячи могут назначить наказание в размере 10 – 20 тысяч рублей, для должностных лиц штраф увеличен с 4 – 20 тысяч до 20 – 100 тысяч. С юридических лиц вместо 100 – 500 тысяч могут взыскать от 300 тысяч до 1 млн рублей.

Штрафы за спам-звонки и рекламу кредитов без указания их полной стоимости увеличили в пять раз  | ФОТО Bacho / shutterstock

ФОТО Bacho / shutterstock

Появление нового закона не говорит о том, что спам-звонки исчезнут навсегда. Абоненты все‑таки будут их получать, но только при одном условии.

«Согласно нововведениям, теперь юридические лица могут распространять рекламу, только если получат на это письменное согласие абонента или адресата. Если наличие такого согласия нельзя доказать, то это нарушение. А поскольку получить его от огромной массы людей невозможно, то любые обзвоны по базам данных априори оказываются вне закона. Придется платить штраф, размер которого может достигать 1 млн руб­лей. Однако, считаю, ужесточение мер по защите граждан от навязчивой рекламы вряд ли изменит ситуацию», — рассказывает Евгений Самсонюк, арбитражный управляющий, генеральный директор крупной юридической компании.

Конечно, потерпевший может пожаловаться на нежелательный звонок в полицию или же в отдел Федеральной антимонопольной службы. Но при этом он должен будет доказать, что звонивший действительно распространял спам. Потребуется записать разговор с ним и сохранить его номер. Увы, такая возможность у граждан есть далеко не всегда. Кто‑то не успевает сориентироваться и включить функцию записи, а у кого‑то на телефонах попросту таковой нет. Да и не все граждане захотят проходить эти этапы — записывать разговор, затем подавать жалобу, участвовать в разбирательствах. Для многих проще заблокировать номер звонившего и забыть.

Есть еще один нюанс, на который надо обратить особое внимание.

«Необходимо установить, действительно ли абонент не давал согласия на звонки с навязчивой рекламой. Он может пожаловаться в правоохранительные органы, но в реальности окажется неправ: когда‑то случайно поставил галочку в рассылке или документе от рекламораспространителя и не заметил. А документ был тем самым согласием. Поэтому рекомендую всегда внимательно относиться к рассылкам и документам, в которых призывают поставить отметку», — подытоживает Евгений Самсонюк.

С действиями телефонных спамеров сталкиваются более 94 % клиентов сотовых операторов, пишут «Известия» со ссылкой на исследование агентства TelecomDaily. По данным аналитиков, такие звонки регулярно получают 77,4 % абонентов, 60 % приходят нежелательные SMS, а 47 % сталкиваются со спамом в мессенджерах. При этом, несмотря на негативное отношение к спаму людей, его получающих, бизнес по‑прежнему платит за данные услуги. А значит, видит в этом выгоду.

«В последнее время проблема в России обострилась. Около 15 % от всего трафика приходится именно на спам-звонки. Кроме того, отмечается уход от использования роботов и автоматизированных решений. Они зарекомендовали себя как неэффективный инструмент», — рассказывает эксперт по ИИ Андрей Наташкин.

По его словам, человеку сейчас требуется больше времени для того, чтобы понять, что ему звонят со спам-целью.

«Чаще всего людям предлагают кредиты и микрозаймы, а также медицинские и юридические услуги. Если говорить о популярности данного инструмента, то в первую очередь использование спам-звонков связано с его более низкой стоимостью относительно других каналов продвижения», — резюмирует эксперт.

Однако данная экономия уже не раз приводила крупные компании к штрафам от Федеральной антимонопольной службы.

Так, в середине марта один из коммерческих банков заплатил 150 000 рублей за рекламные сообщения о «выгодном кредите», которые были разосланы без согласия пользователей.

За аналогичное нарушение — рассылку рекламного контента местного питомника растений — был наказан крупный сотовый оператор. Один из его абонентов пожаловался в ФАС, что не давал согласия на получение подобного спама. Более того, он даже писал отказ от рассылки. Но компания продолжала ему отправлять SMS. Штраф составил полмиллиона рублей.

Попала «под статью» даже известная торговая сеть продуктовых магазинов, на которую подал жалобу житель Твери. Он был недоволен тем, что на его телефон постоянно приходили рекламные сообщения с предложением скидок на товары и услуги доставки. Данную рассылку организовало некое ООО, которое владеет сетью ретейла.

Компания попыталась доказать, что сообщения носили информационный, а не рекламный характер. Но ФАС с этим была не согласна. В итоге ООО назначили штраф в размере 100 тысяч руб­лей. И арбитражный суд Тверской области отклонил обжалование постановления антимонопольного органа.

Подобных дел ФАС рассмотрела уже не одну сотню. Но сейчас штрафы ужесточились. Правда, пока спам-реклама работает, санкции в большинстве случаев будут для заказчиков звонков не критичны. Тем не менее ситуация однозначно нуждается в регулировании, говорят эксперты. И ужесточение наказаний за нарушения сыграет в этом свою положительную роль.


#телефонный спам #мошенники #штрафы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 82 (7658) от 07.05.2024 под заголовком «Телефонный «мусор»».


Комментарии