Новое правительство было сформировано в бельгийском королевстве в начале февраля

Оно состоит из пяти партий, но, что особенно любопытно, главой федерального кабинета стал руководитель партии, стратегически выступающей за создание отдельного фламандского государства.

Новое правительство было сформировано в бельгийском королевстве в начале февраля | ФОТО Luiza Giannelli on Unsplash

ФОТО Luiza Giannelli on Unsplash

Сложности бельгийской политики

Интересующийся политическими процессами в Европе читатель подметит, что парламентские выборы в Бельгии проходили параллельно с избранием Европейского парламента в июне прошлого года. 

То есть переговоры о формировании федерального кабинета шли больше семи месяцев. Впрочем, это не рекорд, в свое время в Бельгии не могли сформировать парламентское большинство больше года.

Связано такое обстоятельство не только с высоким уровнем политической дифференциации в бельгийском парламенте, все‑таки там заседают сейчас представители 12 партий. Прежде всего проблема заключается в том, что в Бельгии партии в основном делятся по регионально-лингвис­тическому принципу, а это предполагает обязательное участие в работе совета министров как представителей нидерландоязычных (фламандских), так и франкоязычных (валлонских) политических партий.

Отметим: в июне в стране прошли всеобщие выборы, избирали также и законодательные органы политических субъектов бельгийского государства. На уровне этих сообществ политики договорились еще в прошлом году. В июле в Валлонии праволиберальный кабинет оформили либеральное Реформаторское движение (РД) и партия социал-христианской традиции «Преданные». Чуть позже, в сентяб­ре, договорились о формировании коалиционного правительства во Фландрии Новый фламандский альянс (НФА), партия «Христианские демократы и фламандцы» (ХДФ) и социал-демократическая партия «Вперед».

В целом, как справедливо подчеркивает известный политолог профессор Свободного брюссельского университета Жан-Мишель де Ваель, «выборы 2024 года показали, что поправение бельгийского избирательного корпуса продолжается, даже если этот процесс носит неравномерный и не ровный характер». Так или иначе, но первые два места на федеральном уровне заняли партии, относящиеся, по европейским меркам, к разряду радикальных правых формаций, — НФА и его основной конкурент во Фландрии партия «Фламандский интерес» (ФИ). Видимо, в данной связи представляется логичным, что и в Валлонии, и во Фландрии представители «буржуазных» политических сил заняли наиболее важные правительственные позиции. Но немаловажно при этом добавить, что и НФА, и ФИ в своих политических программах (правда, с разным акцентированием) ставят вопрос не просто о продолжении дальнейшей децентрализации бельгийского королевства, но и о движении в сторону полноценного фламандского государства. Поэтому изменение соотношения сил, выразившееся, в частности, в ослаблении левоцентристских партий, потенциально может сказаться на судьбе бельгийской федерации.

От «Вивальди» к «Аризоне»

Политика в Бельгии — очень серь­езное дело. Предвыборные программы партий, претендующих на мес­та в парламенте, зачастую представляют собой толстенные книги по 300 – 400 страниц. Неудивительно, что бельгийские политики очень ответственно подходят к формированию правительственной коалиции. Ведь здесь речь идет не только об «уважительном» распределении министерских ­постов, но и о составлении общей программы кабмина. А это тоже деликатная тема, если учесть, что в предыдущих федеральных правительствах были представлены и левые партии, и либералы, и правоцентристы. Как отмечает историк приглашенный профессор Свободного брюссельского университета Сигфридо Перес, «в отдельные дни консультации о правительственном большинстве длились по восемь и более часов».

Политически смешанным получилось и приведенное 3 февраля к присяге новое коалиционное правительство, в которое вошли пять партий. По любопытному сов­падению речь идет точно о тех самых партиях, которые ранее уже получили правительственный статус в Валлонии (РД, «Преданные») и во Фландрии (НФА, ХДФ и партия «Вперед»). Юморист одной из брюссельских газет в этой связи подметил: обличенным правительственными постами на уровне сообществ партиям как‑то «не с руки» было брать в компаньоны оппозиционеров. Сказать, что новое правительственное большинство в нижней палате федерального парламента выглядит подавляющим, нельзя: у правительственных партий имеется 81 мандат из 150 — 54 % депутатского корпуса.

Поскольку в Бельгии принято давать название коалиционным ­пасьянсам по символам или цветам представленных в правительстве партий, новый кабинет получил «за­океанское» название «Аризона» — против предыдущей политкомпозиции «Вивальди». Возглавит новое правительство страны 54‑летний Барт де Вевер, на момент своего назначения руководивший НФА и являвшийся мэром крупнейшего фламандского центра — Антверпена. Правда, сразу после 3 февраля он заявил о сложении данных полномочий.

Всем коалиционным партиям «Аризоны» достались посты вице-премьеров: товарищ Б. де Вевера по НФА, бывший министр-президент Фландрии Жан Жамбон назначен главой минфина, министром транспорта, экономики и сельского хозяйства будет представитель РД и мэр Ньевра Давид Кларинваль, мэр Намюра от «Преданных» Максим Прево получит должность министра иностранных дел и сотрудничества, министром здравоохранения и социальных дел останется представитель партии «Вперед» Фрэнк Ванденбруке, тогда как экс-министр финансов из ХДФ Винсент ван Петегхем получил должность министра бюджета и административного упрощения. В общем‑то, никто вроде в 15‑местном кабмине не обижен. Но насколько долго продлится внутриправительственная идиллия в Брюсселе, сказать пока сложно.

«Умный националист» на вершине власти

Бельгия стала далеко не первой европейской страной, где правительство возглавил правоконсервативный политик, каковым и является Б. де Вевер. Но вот то, что речь идет о человеке, мечтающем, по сути дела, положить конец гибкому бельгийскому федеративному устройству, — это, на мой взгляд, более интересный момент.

Сам Б. де Вевер родился во фламандской националистической семье, его дед был секретарем Фламандского национального союза — партии, которая в годы Второй мировой войны отметилась своим коллаборационизмом по отношению к гитлеровской Германии. Б. де Вевер получил высшее историческое образование, работал в молодые годы журналистом, научным работником. Это весьма образованный и эрудированный человек, хорошо говорящий на четырех языках.

Свою политическую карьеру он начал во фламандской регионалистской партии «Фольксюни» («Народный союз»), многие годы выступавшей в качестве младшего партнера христианских демократов. В начале XXI века во многом благодаря де Веверу эта партия совершила консервативный разворот, приняла нынешнее название НФА и постепенно от идей децентрализации Бельгии эволюционировала в сторону концепции фламандского суверенитета. Правда, сам Б. де Вевер заявляет: «Я не революционер и не работаю на немедленную кончину Бельгии». Ряд журналистов отмечают, что новый глава правительства является носителем «умного национализма».

Но, встав во главе НФА в 2004 г. (до назначения на премьерский пост он считался своего рода дуайеном среди лидеров парламентских партий в стране), де Вевер, что называется, начал «работать» на саму идею перспективного отделения более промышленно развитой и благополучной Фландрии от бельгийского государства. Он и его товарищи по руководству НФА открыто заявляли, что страну следует четко поставить на конфедеративный путь, при котором у национальных сообществ будет собственная налоговая, экономическая и социальная политика. Когда в 2014 – 2018 гг. члены НФА ­участвовали в работе федерального кабинета, они сделали немало для продолжения децентрализации Бельгии в разных сферах.

За два десятилетия командования де Вевером НФА превратился не только в главную политическую партию Фландрии (кстати, сам нынешний премьер с 2013 г. до начала февраля возглавлял мэрию ее столицы Антверпена), но и в «первую партию» всей Бельгии. При этом его партия продвигала не только де­централизаторский, но и четко консервативный политический дискурс. НФА последовательно выступает за сокращение госрасходов на социальную политику, в защиту частного бизнеса, за ограничение пособий по безработице, повышение пенсионного возраста и сокращение числа государственных служащих. Во внешнеполитическом плане Б. де Вевер является одновременно твердым поборником атлантизма и в то же время критически настроен в отношении «еврократии» в масштабе ЕС.

Курс на неолиберализм

Поскольку большая часть представленных в новом федеральном правительстве партий, как и минист­ров, принадлежит партиям правого и правоцентристского спектра, вполне логично, что и программа кабинета Б. де Вевера носит в целом неолиберальный характер. В очередной раз анонсированная цель реформирования бельгийского государства предполагает осуществление целой серии мер, имеющих, скажем так, не социальный характер.

Среди обнародованных де Вевером и его министрами мер фигурируют, в частности, такие, как ограничение выплаты пособий по безработице двумя годами, осложнение трудящимся досрочного выхода на пенсию (так, на сегодняшний день, чтобы досрочно выйти на пенсию, нужно было иметь трудовой стаж 30 лет, с 2030 г. речь пойдет уже о 35‑летнем сроке). Студентам будет разрешено работать в течение 650 часов вместо 600 часов на данный момент. Новый кабинет предлагает более жесткую политику в области безопасности и противодействия нелегальной миграции, на чем в ходе переговоров твердо настаивала команда НФА. К 2030 г. планируется поднять планку «нормального» выхода на пенсию с нынешних 66 до 67 лет.

Во внешней политике, по большому счету, ожидать серьезных отличий от прежнего кабинета не стоит. Те же заверения о поддержке европейской интеграции, желательнос­ти увеличения расходов на оборону и государственных инвестиций в оборонно-промышленный комплекс, о верности обязательствам по линии НАТО. Правда, пока неясно, как отреагирует правительство и его председатель на «фактор Трампа».

В феврале уже прошли первые манифестации против антисоциальной направленности правительства «Аризоны». Влиятельные в общест­ве бельгийские профсоюзы настроены на продолжение социальных мобилизаций, поскольку проф­союзное движение не принимает те «подарки», которые подготовили на ближайшие годы жителям королевства Б. де Вевер и его команда. Важное место в этой мобилизации принадлежит марксистской Партии труда Бельгии (ПТБ), активно участ­вующей в социальном движении. Представители ПТБ утверждают, в частности, что «с этим правительством «Аризоны» преподаватели вскоре потеряют сотни чистых евро пенсии в месяц».

Похоже, в современной политической ситуации «клевать» правительство будут как радикальные левые, так и крайне правые. Федеральные и региональные выборы 2024 г. показали, что во Фландрии если кто и в состоянии составить конкуренцию партии Б. де Вевера, то это именно крайне правая партия ФИ. В отличие от «поэтапной» стратегии НФА «Фламандский интерес» ставит вопрос жестче. С точки зрения фламандских крайне правых националистов, уже сейчас необходимо предпринимать меры по «расчленению» федеративного государства и установлению полноценной фламандской государственности. Если левая оппозиция критикует кабинет «Аризоны» за антисоциальную направленность, то оппозиция в лице ФИ считает, что «воздушные замки де Вевера не обеспечат никакой безопасности…».

Читайте также:

Какие настроения царят в немецком обществе перед важнейшим для ФРГ политическим событием?

Министерство финансов КНР объявило о введении пошлин на ряд американских товаров


#политика #Бельгия #партии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (7853) от 21.02.2025 под заголовком «Сепаратист во главе королевства».


Комментарии