Новое правительство было сформировано в бельгийском королевстве в начале февраля
Оно состоит из пяти партий, но, что особенно любопытно, главой федерального кабинета стал руководитель партии, стратегически выступающей за создание отдельного фламандского государства.

ФОТО Luiza Giannelli on Unsplash
Сложности бельгийской политики
Интересующийся политическими процессами в Европе читатель подметит, что парламентские выборы в Бельгии проходили параллельно с избранием Европейского парламента в июне прошлого года.
То есть переговоры о формировании федерального кабинета шли больше семи месяцев. Впрочем, это не рекорд, в свое время в Бельгии не могли сформировать парламентское большинство больше года.
Связано такое обстоятельство не только с высоким уровнем политической дифференциации в бельгийском парламенте, все‑таки там заседают сейчас представители 12 партий. Прежде всего проблема заключается в том, что в Бельгии партии в основном делятся по регионально-лингвистическому принципу, а это предполагает обязательное участие в работе совета министров как представителей нидерландоязычных (фламандских), так и франкоязычных (валлонских) политических партий.
Отметим: в июне в стране прошли всеобщие выборы, избирали также и законодательные органы политических субъектов бельгийского государства. На уровне этих сообществ политики договорились еще в прошлом году. В июле в Валлонии праволиберальный кабинет оформили либеральное Реформаторское движение (РД) и партия социал-христианской традиции «Преданные». Чуть позже, в сентябре, договорились о формировании коалиционного правительства во Фландрии Новый фламандский альянс (НФА), партия «Христианские демократы и фламандцы» (ХДФ) и социал-демократическая партия «Вперед».

В целом, как справедливо подчеркивает известный политолог профессор Свободного брюссельского университета Жан-Мишель де Ваель, «выборы 2024 года показали, что поправение бельгийского избирательного корпуса продолжается, даже если этот процесс носит неравномерный и не ровный характер». Так или иначе, но первые два места на федеральном уровне заняли партии, относящиеся, по европейским меркам, к разряду радикальных правых формаций, — НФА и его основной конкурент во Фландрии партия «Фламандский интерес» (ФИ). Видимо, в данной связи представляется логичным, что и в Валлонии, и во Фландрии представители «буржуазных» политических сил заняли наиболее важные правительственные позиции. Но немаловажно при этом добавить, что и НФА, и ФИ в своих политических программах (правда, с разным акцентированием) ставят вопрос не просто о продолжении дальнейшей децентрализации бельгийского королевства, но и о движении в сторону полноценного фламандского государства. Поэтому изменение соотношения сил, выразившееся, в частности, в ослаблении левоцентристских партий, потенциально может сказаться на судьбе бельгийской федерации.
От «Вивальди» к «Аризоне»
Политика в Бельгии — очень серьезное дело. Предвыборные программы партий, претендующих на места в парламенте, зачастую представляют собой толстенные книги по 300 – 400 страниц. Неудивительно, что бельгийские политики очень ответственно подходят к формированию правительственной коалиции. Ведь здесь речь идет не только об «уважительном» распределении министерских постов, но и о составлении общей программы кабмина. А это тоже деликатная тема, если учесть, что в предыдущих федеральных правительствах были представлены и левые партии, и либералы, и правоцентристы. Как отмечает историк приглашенный профессор Свободного брюссельского университета Сигфридо Перес, «в отдельные дни консультации о правительственном большинстве длились по восемь и более часов».
Политически смешанным получилось и приведенное 3 февраля к присяге новое коалиционное правительство, в которое вошли пять партий. По любопытному совпадению речь идет точно о тех самых партиях, которые ранее уже получили правительственный статус в Валлонии (РД, «Преданные») и во Фландрии (НФА, ХДФ и партия «Вперед»). Юморист одной из брюссельских газет в этой связи подметил: обличенным правительственными постами на уровне сообществ партиям как‑то «не с руки» было брать в компаньоны оппозиционеров. Сказать, что новое правительственное большинство в нижней палате федерального парламента выглядит подавляющим, нельзя: у правительственных партий имеется 81 мандат из 150 — 54 % депутатского корпуса.
Поскольку в Бельгии принято давать название коалиционным пасьянсам по символам или цветам представленных в правительстве партий, новый кабинет получил «заокеанское» название «Аризона» — против предыдущей политкомпозиции «Вивальди». Возглавит новое правительство страны 54‑летний Барт де Вевер, на момент своего назначения руководивший НФА и являвшийся мэром крупнейшего фламандского центра — Антверпена. Правда, сразу после 3 февраля он заявил о сложении данных полномочий.
Всем коалиционным партиям «Аризоны» достались посты вице-премьеров: товарищ Б. де Вевера по НФА, бывший министр-президент Фландрии Жан Жамбон назначен главой минфина, министром транспорта, экономики и сельского хозяйства будет представитель РД и мэр Ньевра Давид Кларинваль, мэр Намюра от «Преданных» Максим Прево получит должность министра иностранных дел и сотрудничества, министром здравоохранения и социальных дел останется представитель партии «Вперед» Фрэнк Ванденбруке, тогда как экс-министр финансов из ХДФ Винсент ван Петегхем получил должность министра бюджета и административного упрощения. В общем‑то, никто вроде в 15‑местном кабмине не обижен. Но насколько долго продлится внутриправительственная идиллия в Брюсселе, сказать пока сложно.
«Умный националист» на вершине власти
Бельгия стала далеко не первой европейской страной, где правительство возглавил правоконсервативный политик, каковым и является Б. де Вевер. Но вот то, что речь идет о человеке, мечтающем, по сути дела, положить конец гибкому бельгийскому федеративному устройству, — это, на мой взгляд, более интересный момент.
Сам Б. де Вевер родился во фламандской националистической семье, его дед был секретарем Фламандского национального союза — партии, которая в годы Второй мировой войны отметилась своим коллаборационизмом по отношению к гитлеровской Германии. Б. де Вевер получил высшее историческое образование, работал в молодые годы журналистом, научным работником. Это весьма образованный и эрудированный человек, хорошо говорящий на четырех языках.
Свою политическую карьеру он начал во фламандской регионалистской партии «Фольксюни» («Народный союз»), многие годы выступавшей в качестве младшего партнера христианских демократов. В начале XXI века во многом благодаря де Веверу эта партия совершила консервативный разворот, приняла нынешнее название НФА и постепенно от идей децентрализации Бельгии эволюционировала в сторону концепции фламандского суверенитета. Правда, сам Б. де Вевер заявляет: «Я не революционер и не работаю на немедленную кончину Бельгии». Ряд журналистов отмечают, что новый глава правительства является носителем «умного национализма».
Но, встав во главе НФА в 2004 г. (до назначения на премьерский пост он считался своего рода дуайеном среди лидеров парламентских партий в стране), де Вевер, что называется, начал «работать» на саму идею перспективного отделения более промышленно развитой и благополучной Фландрии от бельгийского государства. Он и его товарищи по руководству НФА открыто заявляли, что страну следует четко поставить на конфедеративный путь, при котором у национальных сообществ будет собственная налоговая, экономическая и социальная политика. Когда в 2014 – 2018 гг. члены НФА участвовали в работе федерального кабинета, они сделали немало для продолжения децентрализации Бельгии в разных сферах.
За два десятилетия командования де Вевером НФА превратился не только в главную политическую партию Фландрии (кстати, сам нынешний премьер с 2013 г. до начала февраля возглавлял мэрию ее столицы Антверпена), но и в «первую партию» всей Бельгии. При этом его партия продвигала не только децентрализаторский, но и четко консервативный политический дискурс. НФА последовательно выступает за сокращение госрасходов на социальную политику, в защиту частного бизнеса, за ограничение пособий по безработице, повышение пенсионного возраста и сокращение числа государственных служащих. Во внешнеполитическом плане Б. де Вевер является одновременно твердым поборником атлантизма и в то же время критически настроен в отношении «еврократии» в масштабе ЕС.
Курс на неолиберализм
Поскольку большая часть представленных в новом федеральном правительстве партий, как и министров, принадлежит партиям правого и правоцентристского спектра, вполне логично, что и программа кабинета Б. де Вевера носит в целом неолиберальный характер. В очередной раз анонсированная цель реформирования бельгийского государства предполагает осуществление целой серии мер, имеющих, скажем так, не социальный характер.
Среди обнародованных де Вевером и его министрами мер фигурируют, в частности, такие, как ограничение выплаты пособий по безработице двумя годами, осложнение трудящимся досрочного выхода на пенсию (так, на сегодняшний день, чтобы досрочно выйти на пенсию, нужно было иметь трудовой стаж 30 лет, с 2030 г. речь пойдет уже о 35‑летнем сроке). Студентам будет разрешено работать в течение 650 часов вместо 600 часов на данный момент. Новый кабинет предлагает более жесткую политику в области безопасности и противодействия нелегальной миграции, на чем в ходе переговоров твердо настаивала команда НФА. К 2030 г. планируется поднять планку «нормального» выхода на пенсию с нынешних 66 до 67 лет.
Во внешней политике, по большому счету, ожидать серьезных отличий от прежнего кабинета не стоит. Те же заверения о поддержке европейской интеграции, желательности увеличения расходов на оборону и государственных инвестиций в оборонно-промышленный комплекс, о верности обязательствам по линии НАТО. Правда, пока неясно, как отреагирует правительство и его председатель на «фактор Трампа».
В феврале уже прошли первые манифестации против антисоциальной направленности правительства «Аризоны». Влиятельные в обществе бельгийские профсоюзы настроены на продолжение социальных мобилизаций, поскольку профсоюзное движение не принимает те «подарки», которые подготовили на ближайшие годы жителям королевства Б. де Вевер и его команда. Важное место в этой мобилизации принадлежит марксистской Партии труда Бельгии (ПТБ), активно участвующей в социальном движении. Представители ПТБ утверждают, в частности, что «с этим правительством «Аризоны» преподаватели вскоре потеряют сотни чистых евро пенсии в месяц».
Похоже, в современной политической ситуации «клевать» правительство будут как радикальные левые, так и крайне правые. Федеральные и региональные выборы 2024 г. показали, что во Фландрии если кто и в состоянии составить конкуренцию партии Б. де Вевера, то это именно крайне правая партия ФИ. В отличие от «поэтапной» стратегии НФА «Фламандский интерес» ставит вопрос жестче. С точки зрения фламандских крайне правых националистов, уже сейчас необходимо предпринимать меры по «расчленению» федеративного государства и установлению полноценной фламандской государственности. Если левая оппозиция критикует кабинет «Аризоны» за антисоциальную направленность, то оппозиция в лице ФИ считает, что «воздушные замки де Вевера не обеспечат никакой безопасности…».
Читайте также:
Какие настроения царят в немецком обществе перед важнейшим для ФРГ политическим событием?
Министерство финансов КНР объявило о введении пошлин на ряд американских товаров
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (7853) от 21.02.2025 под заголовком «Сепаратист во главе королевства».
Комментарии