Какие настроения царят в немецком обществе перед важнейшим для ФРГ политическим событием?

Через девять дней в Германии пройдут всеобщие выборы, которые, скорее всего, должны положить конец правлению коалиции во главе с социал-демократом Олафом Шольцем. Фаворитом голосования является блок ХДС/ХСС, а это означает, что следующим канцлером, по всей видимости, станет лидер христианских демократов Фридрих Мерц.

Какие настроения царят в немецком обществе перед важнейшим для ФРГ политическим событием? | ФОТО Maheshkumar Painam on Unsplash

ФОТО Maheshkumar Painam on Unsplash

Согласно исследованию, проведенному в начале февраля со­циологическим институтом YouGov, специализирующимся на вопросах, волнующих граждан Германии, и, соответственно, на которые политикам ФРГ следует обратить внимание, наименее насущной темой для немцев было энергоснабжение. Лишь 4 % респондентов посчитали необходимым безотлагательные действия в этой сфере.

Вопросы обороны и безопаснос­ти вызывали беспокойство у чуть большего количества граждан — 5 %. Еще 7 % участников опроса отметили пенсии и пенсионное обеспечение в качестве наиболее важных для них тем, за которыми следуют проблемы защиты окружающей среды и климата. Около 10 % респондентов посчитали меры для сохранения планеты центральной задачей политиков, поставив эту тему на второе место. Наконец, первое место с большим отрывом занял вопрос, который, по мнению большинства опрошенных (около 33 %), требует безотлагательного политического решения — миграция и беженцы.

Примечательно, что еще в прошлом году тема миграции не была столь животрепещущей. В августе 2024‑го она беспокоила около 27 % опрошенных, а годом ранее лишь 17 % респондентов высказывали озабоченность политикой предоставления убежища. Причем эта тема была практически на одном уровне с вопросом защиты окружающей среды — 14 % участников голосования.

Неудивительно, что тема миграции стоит на повестке многих партий, которые через несколько дней поборются за голоса избирателей. Кроме того, по мнению экспертов, наибольшую поддержку обеспечат себе те партии, предвыборные ­программы которых будут содержать конкретные шаги, отвечающие запросам общества и позволяющие решить миграционный кризис в стране.

Следует заметить, что, согласно опросу, проведенному социологическим институтом INSA в конце января, около 65 % граждан ­Германии поддерживают предложения кандидата в канцлеры от блока Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) Фридриха Мерца по ужесточению миграционного законодательства. По словам ­Мерца, в случае избрания канц­лером он в первый же день отдаст полиции распоряжение установить долгосрочный контроль на границах со всеми странами-сосе­дями и введет «фактический запрет на въезд» нелегальных мигрантов.

Действующий глава правительства Шольц раскритиковал предложения лидера ХДС/ХСС по ужесточению миграционного законодательства. Он заявил, что они нарушают конституцию страны. Канцлер напомнил: «Право на убежище является неотъемлемой частью немецкой правовой и ценностной системы, которую непозволительно расшатывать».

Между тем социологические исследования показывают, что блок ХДС/ХСС занимает лидирующие позиции, за него готовы отдать свой голос примерно 29 % избирателей. Второй политической силой с 20 % голосов в бундестаге может стать правопопулистская партия «Альтернатива для Германии» (АдГ). Несмотря на то что на прошедших минувшей осенью земельных выборах АдГ добилась впечатляющих результатов в Тюрингии и Саксонии, вероятность ее попадания в правящую коалицию практически равна нулю. Основные немецкие партии объявили табу на сотрудничество с ней на любом уровне. Кроме того, в бундестаге не раз обсуждался запрет деятельности АдГ, а 25 января сотни тысяч немцев в разных городах вышли на акции протеста против ультраправой идеологии партии.

Плохи дела у действующего канц­лера, который, собственно говоря, и был инициатором досрочных выборов. При наблюдении за его действиями и заявлениями у основной массы немцев складывается ощущение, что он уже признал свое поражение. По сути, Шольц делает то, что должен делать: критикует своего соперника Мерца и поднимает социал-демократические темы. Однако выглядит это очень натужно и несуразно и, конечно, рождает у избирателей вопрос: что мешало Шольцу воплотить все эти идеи и предложения в жизнь, с учетом того что сначала он более трех лет был вице-канцлером, а затем, с 8 декабря 2021 года, девятым федеральным канцлером? «Больше безопасности, больше минимальной заработной платы, повышение пенсий» — сегодня все эти слова из его уст звучат, скорее, как вынужденные лозунги, когда нужно делать заявления и вести за собой людей, надеясь на чудо.

Однако к блоку ХДС/ХСС у избирателей также накопилось немало вопросов. На грядущие выборы он идет с лозунгом: «Экономика, экономика, экономика» и планирует снижение налога на доход с капитала, применение максимальной налоговой ставки, начиная с доходов от 80 тыс. евро, и многие другие «послабления». Кроме того, в основе экономической ­программы 

ХДС/ХСС лежит комплексная налоговая реформа, которая должна будет внедряться поэтапно с 2026 года. Она предусматривает увеличение базового необлагаемого дохода для физических лиц, отмену «взноса солидарности» (особого налога, введенного после воссоединения Германии в целях финансирования более бедных восточных земель), снижение ставки НДС в ресторанной индустрии с 19 % до прежних 7 % и т. д. Читая все это, граждане Германии задаются вполне резонным вопросом: откуда на это возьмутся деньги? Как все эти социальные «добродетели» скажутся на изрядно потрепанном бюджете страны, который уже сейчас испытывает серьезные проблемы?

Многие немецкие предприниматели продолжают страдать от слишком высоких цен на энергоносители, число корпоративных банкротств в стране бьет рекорды и по итогам 2024 года достигло 22 400 случаев. Даже немецкий Volkswagen, второй по величине автоконцерн в мире, вынужден сокращать штат и закрывать заводы впервые за свою 87‑летнюю историю.

Если расстановка сил, фиксируемая опросами, в ближайшие дни не изменится, то ХДС/ХСС получит право сформировать правительство, а возглавит его Фрид­рих Мерц. Что касается возможных конфигураций будущей правящей коалиции, то абсолютное большинство в бундестаге — 316 мандатов, согласно опросу INSA, блок ХДС/ХСС не сможет получить ни в коалиции с «зелеными» (290), ни с СДПГ (310). Если левые и свободные демократы все‑таки пройдут в бундестаг, то ХДС/ХСС придется искать двух партнеров по коалиции. Стоит отметить, что ранее Мерц, как и глава ХСС Маркус Зедер, критиковал кандидата в канц­леры от «зеленых» Хабека и призвал его искать других партнеров. По данным опроса YouGov, проведенного в январе, большинство немецких избирателей выступают за «большую коалицию» ХДС/ХСС и СДПГ (46 %), а союз центристов с «зелеными» поддерживает только 31 % опрошенных.

Читайте также:

Участники саммита европейских руководителей неофициально узаконили собственную капитуляцию

Почему прикрыли «мягкую силу»? В США ликвидируют Агентство по международному развитию


#политика #выборы #ФРГ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 26 (7848) от 14.02.2025 под заголовком «Германия накануне выборов».


Комментарии