Нотариат как зеркало эпохи

Об этапах становления важнейшей юридической структуры рассказывает почетный президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Мария САЗОНОВА. 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, которые положили начало возрождению важного института гражданского общества — небюджетного нотариата. А спустя три месяца состоялось учредительное собрание, посвященное образованию Нотариальной палаты Санкт-Петербурга. По кандидатуре ее президента разногласий не возникло. Все 19 учредителей единодушно проголосовали за нашу сегодняшнюю собеседницу — Марию Ивановну Сазонову. На этой должности она оставалась в течение 17 лет. А с 2009-го по 2014 год возглавляла Федеральную нотариальную палату. «Служить по совести и по закону» — эту клятву она дала тогда, 30 лет назад. Собственно, в этом и есть суть работы нотариуса.

Нотариат как зеркало эпохи | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Давайте, Мария Ивановна, вернемся в конец восьмидесятых — начало девяностых. Почему вообще возникла необходимость в реформировании нотариата?

Сазонова М.И.jpg

— С позиции сегодняшнего дня можно сказать, что это было самое тяжелое время не только для нотариата, но и для всей страны. Началось интенсивное переустройство общества, связанное с переходом к новым экономическим отношениям, появлением частной собственности, активизацией гражданского оборота и, как следствие, с правовой перестройкой. А государственный нотариат, прямо скажем, находился в кризисном состоянии и был не способен к качественному правовому сопровождению происходящих преобразований. Снабжение и финансирование его шло по остаточному принципу.

В Ленинграде в конце 1980‑х годов было всего 19 нотариальных контор, по одной на район. Из числящихся 165 нотариусов стабильно не работали порядка половины. Зарплата была настолько низкой, что люди пользовались любой возможностью, чтобы не выходить на работу: декрет, болезни, уход за детьми. Условия труда тоже были плохими: старая мебель, раздолбанные пишущие машинки, минимум бумаги и обычных ручек. В итоге — большая текучка, постоянная нехватка кадров и, как следствие, длинные очереди, бесконечные жалобы.

С принятием Основ законодательства о нотариате началась новая эпоха.

Новый закон, конечно, был принят «на ура»?

— Определенные трудности имели место. Восприятие частного нотариата в обществе было далеко неоднозначно, потому что он одним из первых в нашей стране «оторвался» от государства. А в то время доверие ко всему государственному еще было превалирующим. Звучали даже предложения заменить словосочетания «частный нотариат» и «частнопрактикующий нотариус» иными определениями. Но эти слова и понятия составляли идеологию закона, включая в себя многообразие его новаций: небюджетность, независимость, беспристрастность, самоорганизация. Поэтому, невзирая на активную критику, слово «частный» в законопроекте, а затем и в законе осталось.

К счастью, переход к новой жизни государство нам облегчило: было принято важное решение — передать нотариусам в пользование помещения бывших государственных контор с имеющимся в них оборудованием, мебелью, оргтехникой.

Общеизвестно, что Нотариальная палата Санкт-Петербурга уже в начале 1990‑х фактически стала центром передовой мысли в работе нотариусов всей России…

— Да, это так. В связи с практически полным обновлением гражданского законодательства нотариусы остро нуждались в первую очередь в теоретической переподготовке. Наши частые обращения за помощью к преподавателям юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета привели к созданию на базе последнего Института нотариата (ныне он продолжает свою деятельность в статусе кафедры). Стали системно работать курсы повышения профессионального уровня нотариусов, консультации по правоприменению.

Огромную роль сыграл и созданный нами методический совет. В него помимо опытных нотариусов входили представители науки, Жилищного комитета, Проект­но-инвентаризационного бюро, Городского бюро регистрации (ГБР, ныне Росреестр) и других органов. Совместно вырабатывались схемы поэтапной приватизации жилого фонда, государственной регистрации права собственности на приватизированное жилье граждан, порядок и условия сделок с этим жильем.

Большим подспорьем стал в то время Информационный бюллетень, ежемесячно издаваемый нашим методическим советом. В нем регулярно публиковались рекомендации, методические материалы, разъяснения и консультации преподавателей Университета, ответы органов государственной власти на наши запросы и другие материалы.

Ничего подобного в палатах других субъектов тогда не было. По­этому нотариусы ехали к нам за опытом, за советами. Но, когда мы устали встречать гостей каждую неделю, а иногда каждый день, мы выступили с предложением создать Координационно-методический совет нотариальных палат Северо-Западного федерального округа. Потом по нашему примеру такие органы стали создавать в других округах России.

Интересно, как с высоты прожитых лет вы смотрите на новое поколение нотариусов?

— Да это уже другое племя, другие специалисты — высококвалифицированные, уверенные в себе. Профессия нотариуса стала настолько престижной, что на одно вакантное место при проведении конкурса претендуют 25 – 30 человек! В настоящее время в нотариате отсутствует понятие текучести кадров и неукомплектованности.

Самая главная задача, которую ставил перед собой нотариат на начальном этапе реформирования, достигнута. Это удобство и доступность нотариальных действий для граждан. Сегодня в Петербурге около 300 нотариальных контор, в которых для посетителей созданы комфортные условия.

Очередей к нотариусу теперь нет. Культура правового обслуживания иная. Без единого государственного рубля нотариальные конторы обустроены и оснащены самым современным оборудованием, созданы прекрасные условия для работы. С каждым днем все больше используются цифровые технологии, в том числе Единая информационная система (ЕИС), многие нотариальные действия можно совершать удаленно. Постоянно совершенствуется система профессионального обучения, которая помогает в повышении квалификации нотариусов и в подготовке кадров.

Налоговые отчисления от нотариата вносят весомую долю в пополнение госбюджета. А в Петербурге за счет собственных средств нотариусов было не только построено современное помещение для палаты, но и создан нотариальный архив, равного которому нет в России.

Нельзя не вспомнить еще и о влиянии нотариальной деятельности на снижение нагрузки на судебную систему, на предотвращение криминализации рынка недвижимости, на предоставление гражданам и юридическим лицам достоверной информации, содержащейся в архивах нотариуса, в том числе электронных, и многое другое.

Напомню, что каждый нотариус обязан застраховать свою ответственность. Если его полиса окажется недостаточно, есть коллективная страховка в региональных палатах. Несколько лет назад был создан Компенсационный фонд — страховка на самый крайний случай, которая покроет выплату любого размера. Но хочу подчеркнуть, что процент ошибок нотариусов, ведущих к ущербу для граждан, остается ничтожным.

В заключение нашей беседы хочу поздравить всех коллег с юбилейной датой, желаю от всей души крепкого здоровья, профессионального совершенствования, постоянного формирования в себе духовно-нравственных качеств на благо дальнейшего процветания нашей замечательной и благородной профессии.

Подготовила Елена ЧЕРКАСОВА

#юристы #закон #нотариальная

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (7432) от 08.06.2023 под заголовком «Нотариат как зеркало эпохи».


Комментарии