Наказан…работой. Как и когда осужденный может оказаться в ситуации правовой неопределенности

Принудительные работы (ст. 53¹ УК РФ) как вид уголовного наказания включены в УК РФ еще в 2011 г. Одновременно Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) РФ был дополнен главой 8¹, посвященной исполнению этого наказания. Однако из‑за неготовности инфраструктуры применение принудительных работ было отложено до 1 января 2017 г. Законодатель рассматривает это наказание как альтернативу лишению свободы в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, «за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые».

Наказан…работой. Как и когда осужденный может оказаться в ситуации правовой неопределенности | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Несвободная свобода

Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет, за исключением применения этой меры в виде замены лишения свободы. Наказание отбывается в исправительных центрах или изолированных участках, функционирующих как исправительные центры и создаваемых при исправительных учреждениях.

Помимо привлечения к труду из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

Надо отметить, что по своему содержанию принудительные работы являются более строгим наказанием, чем его оценивает законодатель, относя к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества. Отбывающий принудительные работы лишается не только права на выбор рода деятельности и части своего заработка, но и ограничивается в свободе передвижения, выборе места жительства и пребывания, способе проведения досуга, пользовании теми или иными вещами, предметами. Нахождение в исправительном центре предполагает постоянный надзор за осужденными. Они лично и их жилые помещения могут подвергаться обыску, а их вещи — досматриваться. Им запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством и правилами внутреннего распорядка. При обнаружении таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются.

Как правило, осужденный обязан непрерывно находиться на территории исправительного центра, включая нерабочее и ночное время, выходные и праздничные дни. Самовольное без уважительных причин оставление территории считается злостным нарушением. Такое нарушение дает основание для направления в суд администрацией центра представления о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы.

Кроме того, отбывание принудительных работ на территории того субъекта Российской Федерации, в котором осужденный ранее проживал, не гарантируется.

Важно указать, что принудительные работы могут быть назначены не только в качестве «первичного» наказания, но и позже, после вынесения приговора или иного судебного решения, которым подсудимый признается виновным в совершении преступления. Тогда после фактического отбытия определенной части наказания в виде лишения свободы неотбытая часть может быть заменена принудительными работами как более мягким видом наказания. Для такой замены не требуется, чтобы преступление, в связи с которым отбывает наказание осужденный, было совершено им впервые. Нет и ограничений по тяжести — назначение принудительных работ в этом случае возможно даже тем, кто совершил особо тяжкое преступление.

Правила и исключения

Принудительные работы являются новым видом наказания, не имеющим полного аналога в российской практике, и регламентирующая их нормативно-правовая база явно хромает. Прежде всего потому, что места, где отбывается это наказание, формально исправительными учреждениями не считаются.

На них, к примеру, не распространяется общий принцип раздельного содержания впервые осужденных к лишению свободы и тех, к кому эта мера ранее уже применялась. Между тем последние, обладая криминальным опытом, как правило, теснее сплочены и более агрессивны, чем первые, нередко пытаются получить за их счет имущественную выгоду, удовлетворить свои низменные потребности. Соответственно, «первоходки» имеют больше шансов подвергнуться незаконному физическому воздействию и психологическому давлению со стороны бывалых осужденных. Такое положение вызывает тревогу и должно быть исправлено.

Не действует здесь также принятое в колониях ФСИН правило, по которому их администрация обязана не позднее чем за 30 дней до освобождения осужденного (а при досрочном освобождении — в тот же день) направить соответствующее уведомление потерпевшему или его законному представителю. Защищенности лиц, пострадавших от преступлений, такой порядок явно не способствует. Повторим: принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы, фактически они связаны с изоляцией осужденного от общества и могут назначаться в случае совершения тяжких и особо тяжких преступлений…

Имеется также неопределенность в порядке проживания осужденных. Как гласит закон, они должны содержаться, «как правило, в специально предназначенных для них общежитиях». Вместе с тем следует отметить: словосочетание «как правило» означает, что администрация места отбывания наказания наделяется дискреционными полномочиями; она может позволить или не позволить осужденному на вполне законных основаниях проживать вне общежития под разными предлогами.

Один из случаев «послабления» предусмотрен в ч. 6 ст. 60.4 УИК РФ: осужденным к принудительным работам, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.

По общему правилу, осужденные обязаны самостоятельно прибыть в этот центр. В случае уклонения от принудительных работ (в том числе неявки к месту отбывания наказания в установленный срок) таковые однозначно заменяются лишением свободы. То же самое происходит при несвоевременном (свыше 24 часов) возвращении из кратковременного отпуска или вызванного необходимостью выезда за пределы исправительного центра. При этом законодатель не оговорил уважительные причины опоздания (неплатежеспособность, болезнь, стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т. п.). Например, осужденный может стать жертвой преступления и утратить деньги, проездные и другие документы, пострадать от травмы криминального или некриминального характера и временно потерять способность общаться с окружающими и т. д. Правда, ведомственными нормативными актами эти факторы в основном учитываются, но, как известно, в подобных случаях приоритет имеет федеральный закон.

А что дальше?

Разумеется, сказанным тема не исчерпана, однако детальный и полный анализ законодательства уместно публиковать в специальных изданиях. Здесь же надо отметить, что для выявления проблем и усовершенствования уголовных наказаний не менее значимо (но много сложнее в реализации) изучение правоприменительной практики. Перспективными видятся свободные и формализованные опросы — сначала первые, пилотные, затем, после появления тех или иных гипотез, вторые, масштабные, чтобы обеспечить репрезентативность собранного материла. В качестве респондентов должны выступать сотрудники уголовно-исполнительной системы, работающие и работавшие в исправительных центрах, а также осужденные, отбывающие и отбывшие наказание в виде исправительных работ. Последнее важно, чтобы получить информацию от лиц, которые уже не находятся в зависимости от сотрудников исправительных центров, а, соответственно, более свободны в изложении фактов, выражении своих действительных оценок и позиций. По той же причине желательно опросить бывших сотрудников исправительных центров. Проведение подобного исследования предполагает создание исследовательской группы, выделение грантовой либо иной финансовой поддержки (в связи с большими трудозатратами и предстоящими командировками), требует содействия со стороны заинтересованных органов государственной власти, а также территориальных органов МВД России.


#осужденные #права #работы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7581) от 15.01.2024 под заголовком «Наказан… работой».


Комментарии