Мусор в 5-м классе. Количество несанкционированных свалок уменьшилось в Петербурге в 6 раз

Из прошлогоднего отчета городского комитета по природопользованию: выявили несанкционированные свалки на площади более 55 гектаров. Ликвидировали - на 46 гектарах. Это восемь Дворцовых площадей, заваленных примерно 4-метровым слоем отходов. Для сравнения: в 2016 году выявлены свалки на 373,4 гектара. Таким образом, за два года количество заваленных отходами закоулков города сократилось более чем в 6,5 раза. Бывают же на свете приятные новости! Заместитель главы городского комитета по природопользованию Александр Кучаев знает все о приключениях несанкционированных свалок.

Мусор в 5-м классе. Количество несанкционированных свалок уменьшилось в Петербурге в 6 раз | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Наверное, сидели в засаде и караулили грузовики с «левыми» отходами?

- Бывало и такое... Сейчас скучное скажу, но абсолютно необходимое.

Для организации работы со свалками мы разработали документ. Называется он длинно и для многих, очевидно, нудно. Но это название абсолютно отвечает его содержанию: «Административный регламент по исполнению государственной функции по организации благоустройства в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов и их ликвидации». Эти функции - обеспечение/пресечение/ликвидация - полномочия районных администраций.

Но главное - предотвращение несанкционированных свалок. Как говорится, работа на опережение. Места, где велик риск образования свалок в районах, хорошо известны. Так что должностное лицо, определенное в каждой администрации, еженедельно должно обходить их. А если появляются новые места, то сами граждане, как правило, ставят районные власти в известность.

Далее перед администрацией стоит задача пресечь увеличение свалки, если она уже появилась, и закрыть доступ на территорию риска для грузовиков. Здесь каждый район сам себе хозяин: кто-то закрывает проезд бетонными блоками, кто-то ограничивается плакатом «Свалка мусора запрещена...». Появившиеся свалки обследуют, составляют смету их ликвидации и... ликвидируют за счет бюджета - из соответствующей статьи расходов района.

Заслуживающий внимания опыт есть у Фрунзенского района. В прошлом году там оснастили потенциально опасные площадки, куда регулярно завозят отходы, системой автоматического оповещения с видеокамерами, световой и звуковой сигнализациями...

- Постойте. Это что, как только какой-нибудь грузовик подъезжает к месту, включается сирена?..

- ...И начинают мигать прожекторы! Думаю, такая светомузыка реально бьет по нервам. Как говорят в администрации, за 2018 год не зафиксировано ни одного случая образования свалок в этих местах. В 2019-м, правда, один случай был, однако номер машины попал в объектив камеры. Водителя уже нашли и сейчас с ним работают. Район имеет полномочия составить протокол, на основе которого можно возбудить административное дело со всеми вытекающими последствиями: штраф, обязание вывезти отходы...

Но очевидно, что такая система оповещения подходит не всем районам. В пригородах, в отдаленных от жилья уголках мигай не мигай - никого не испугаешь. Там применяют собственные методы.

- Александр Вячеславович, но ведь это почти случайные свалки - на уровне простого свинства: ехал водитель, вез мусор, решил не тратить время и бензин, а вывалить в ближайших кустах. За ним второй, третий... Преградить дорогу таким водителям, а затем очистить кусты - важная, но не самая сложная задача...

- Разумеется, есть случайные несанкционированные свалки. И есть неслучайные - серьезный многомиллионный бизнес. И уж против него районам, конечно, не выстоять. Собственно, в регламенте четко прописано, кому, как и с кем нужно взаимодействовать: органы МВД, прокуратуры, комитеты по благоустройству, по вопросам законности, наш комитет.

- И как, получается: регламентом по бизнесу?

- Я бы сказал: уже многое получается. Во всяком случае известны все объекты, требующие серьезного внимания. Должен сказать, что среди них нет свалок бытовых отходов. С этим в регионе все более-менее благополучно: возят туда, куда разрешено. Рынок поделен между организациями, которые дорожат своими лицензиями. А транспорт, по новым правилам, должен быть оснащен системой ГЛОНАСС. И мы проверяем их - вместе с прокуратурой.

А вот строительные отходы... С ними огромные проблемы. Они относятся к 4-му или 5-му классу опасности. Визуально, без лабораторных исследований определить, к какому именно, невозможно. При этом только 5-й считается нейтральным к окружающей среде. Транспортировка и работа с ним - нелицензируемые виды деятельности. Контролировать их сложно, законодательство неоднозначно. Именно поэтому в этой сфере так расцвел сомнительный бизнес.

Вот свалка на Волхонском шоссе. Участок находится между Волхонским шоссе и проспектом Народного Ополчения. С дорог свалки не видно. Машина заезжает и пропадает из поля зрения. Однако отследили: возбудили дело, которое закончилось привлечением к уголовной ответственности лица, признанного виновным в организации свалки.

- И «лицо» сидит?

- Нет. По 247-й статье Уголовного кодекса («нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов») ему назначили штраф 100 тысяч рублей. И пошло «лицо» гулять дальше.

Правда, сейчас помимо уголовного дела природоохранная прокуратура подала гражданский иск о взыскании с организатора свалки суммы ущерба окружающей среде. Это несколько миллионов рублей. Но вот вопрос: как получить с физического лица эти деньги?

- А у меня другой вопрос: что сейчас на месте той свалки?

- ...Свалка. Ее деятельность возобновилась.

- То есть все было бессмысленно?

- Думаю, нет. У нас в Петербурге начала складываться неплохая судебная практика по 247-й статье.

Речь в ней идет о наказании за производство запрещенных видов опасных отходов, за транспортировку, хранение, захоронение радиоактивных, бактериологических, химических веществ с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. А во втором пункте статьи - наказание за то же самое, если в результате имеют место загрязнение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека или массовая гибель животных: штраф от 100 до 300 тысяч рублей, или до 5 лет принудительных работ, или до 5 лет лишения свободы. Но пока дальше минимального штрафа или условных сроков суды не идут.

Мы поставили перед собой юридическую задачу - доказывать суду наличие ущерба от запечатывания подстилки, то есть за засыпание почвы, в которой есть живые организмы, сплошным слоем мусора. В таких случаях прекращается доступ кислорода и массово гибнут животные. К примеру, беспозвоночные, черви, моллюски. То есть у нас возникает квалифицирующий признак 247-й статьи.

Первое время и судьи и следователи слушали наши заявления... с опаской. У нас ведь Следственный комитет один. Люди там привыкли, наверное, иметь дело с убийствами... А здесь какие-то беспозвоночные!

Но мало-помалу суды начали воспринимать подобные заявления. Спасибо коллегам из природоохранной прокуратуры и управления Следственного комитета. И наш опыт взяли на вооружение в других регионах... Правда, реальные сроки все равно никто еще не получил, да и штрафы по-прежнему невелики.

- Но в таком случае можно ли говорить, что практика сложилась?

- Несколько приговоров все же есть. Для России это уже практика.

Вот летом генпрокурор Чайка на коллегии Генпрокуратуры заявил, что оперативно-разыскная работа по делам о незаконном обороте отходов практически не проводится. За 2,5 года в России завели всего 150 дел оперативного учета. А реализовали лишь 11. Расследовали 154 уголовных дела. До суда дошли 40. Причем в половине регионов дела этой категории вообще не возбуждали.

На этом фоне наши 11 уголовных дел в суде, из которых 5 уже доведены до приговора, - это, конечно, впечатляющий результат.

Но подкосило нашу юридическую деятельность то, что недавно пленум Верховного суда разъяснил, как надлежит понимать 247-ю статью УК. Он счел, что отходы, о которых идет речь в статье, должны быть либо химическими, либо бактериологическими, либо радиоактивными. И именно от этих опасных свойств должна произойти гибель животных, чтобы данные факты подпадали под действие этой статьи. То есть, если ты вывалил на гектар леса инертные отходы, разровнял это бульдозером, тем самым уничтожив экосистему, это не будет подпадать под 247-ю статью УК...

- И что - положение безвыходное?

- Ищем, думаем... У нас сейчас есть совместный проект со следственными органами. Мы обратились в комитет по экологии Законодательного собрания с просьбой разработать поправку в 247-ю статью УК и выступить с законодательной инициативой, чтобы уточнить формулировку и предусмотреть уголовную ответственность за вредное воздействие не только химических, бактериологических и радиационных отходов, но и за физический вред, нанесенный несанкционированным размещением нейтральных отходов. Якобы нейтральных...

А пока придумали, как использовать другую статью УК - 246-ю... «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ». Тяжесть наказания аналогичная.

Вот сейчас суд рассматривает дело компании, которая засыпала территорию 8 га (а это примерно 12 футбольных полей) мусором так, что она поднялась на два метра выше своего естественного уровня. Объемы отходов, как мы примерно подсчитали, - больше 200 тысяч кубометров. Сохранилось ли что-либо живое под этим слоем утрамбованного бульдозером мусора? Между прочим, у них был даже ордер ГАТИ на производство земляных работ.

- Складировали строительные отходы?

- В компании утверждают, что да. Но, думаю, не только. В данном случае даже без экспертизы, визуально мы определяли большие объемы 4-го класса опасности. Там присутствовали обломки асфальта, грунты, пропитанные нефтепродуктами... Специалисты нашего комитета исследовали пробы: суммарная проба с трех из восьми гектаров показала, что имеет место класс опасности, что это мусорное плато не является абсолютно инертным.

- А наказание?

- Мы вынесли сразу несколько постановлений о привлечении к административной ответственности. За отсутствие экологической экспертизы этого самого «проекта вертикальной планировки» штраф 100 тысяч. За организацию несанкционированной свалки штраф один миллион рублей. Еще штраф за порчу земель. Плюс ущерб объектам живого мира. Всего почти на 16 миллионов рублей. Наши постановления вступили в законную силу.

Должен сказать, что чаще всего такой бизнес не слишком-то опасается наших постановлений и предписаний. Ну «зарубим» мы ему проект «вертикальной» планировки. Он тут же изобразит «горизонтальной», «диагональной»... И будет выдумывать все новые и новые документы, которые позволят уйти от условий, содержащихся в предписаниях и постановлениях. А тем временем, пока идет эта бумажная работа, он продолжит выкачивать из участка деньги, принимая отходы.

Но в данном случае историю продолжила природоохранная прокуратура, возбудила уголовное дело, которое сейчас слушается в Пушкинском районном суде.

- Как думаете, чем закончится?

- Даже гадать не буду. Скажу лишь, что в сегодняшней ситуации и мы, и правоохранительные органы, и природоохранная прокуратура вынуждены искать юридические возможности привлечь бизнес к ответственности. Эти возможности не очевидны.

Фишка такого бизнеса в том, что он, как говорится в договорах, принимает «отходы для утилизации, для использования при работах по благоустройству территории». И выдает строителям документы о том, что их отходы не просто сброшены на землю, а приняты на утилизацию. И все довольны... Зачем возить мусор на лицензированную свалку (куда-нибудь в Гатчинский район), если можно сбросить его практически не выезжая из города?

Причем и с тех и с других даже плату за негативное воздействие на окружающую среду не взимают. Представляете, что это за бизнес! Какие приносит доходы! И какой ущерб наносит природе!

- Имеется ли возможность изъять участки у собственников, которые используют свою землю таким образом?

- Напрямую - нет. Частная собственность! Но если суд предпишет им ликвидировать незаконную свалку, а они не смогут этого выполнить, то иск, возможно, будет обращен на имущество. Быть может, это путь... Хотя не берусь утверждать абсолютно точно.

- Интересная ситуация может получиться: собственник нажился на организации свалки на своем участке, потом госструктуры обратили иск на его имущество, суд принял решение об изъятии земли. В результате собственник избавился от испорченного участка, а государство приобрело лишнюю головную боль в виде необходимости тратить бюджет на ликвидацию свалки...

- По поводу затрат на ликвидацию... Одно показательное дело рассматривают в Колпине. И в рамках уголовного дела наш комитет предъявил иск на один миллион рублей. А администрация Колпинского района - на 4 миллиона в возмещение расходов на ликвидацию несанкционированной свалки, которая образовалась в Колпине на улице Севостьянова, 24.

Вообще, мое личное мнение, пора возвращать лицензирование работы с 5-м классом опасности, как это было несколько лет назад. Надо признать, что строительный мусор не является нейтральным. В нем чрезвычайно много полиэтиленовых или резиновых включений. В качестве строительных отходов вывозят старые грунты с территорий, где раньше располагались промышленные предприятия. Между тем они чрезвычайно загрязнены. Как, к примеру, на «Красном треугольнике». Куда повезут такие отходы?.. Вообще без проведения лабораторных исследований невозможно установить, везет грузовик опасный груз или нет.

- То есть в нынешней ситуации остается только ждать юридических перемен?

- Да. А попутно использовать любую возможность, чтобы мешать такому бизнесу процветать. Путем постоянных контрольных мероприятий: проверок, протоколов, актов, административных дел и прочих действий - в пределах своих полномочий. В какой-то степени за последние два-три года решить эту задачу удалось. Мы понимаем, что частично своими методами вытеснили этих коммерсантов на территорию Ленинградской области. Но частично все же сделали незаконный бизнес настолько невыгодным, что он сам сходит на нет.

- Как это невыгодным?

- Мы имеем право задерживать технику, которая попадается на перевозке мусора в места несанкционированных свалок, «арестовываем» бульдозеры, которые трамбуют там отходы... А простой такой техники стоит больших денег. Рекорд был: бульдозер из Ручьев попал на штрафстоянку и простоял там более полутора лет. Вот и считайте, во что обошлась незаконная деятельность.

Так что метод у нас пока таков: делать все возможное, чтобы нарушение природоохранного законодательства было нерентабельным. А там, глядишь, и уголовное законодательство подоспеет.



В 2017 году Центр общественного мониторинга Общероссийского народного фронта по проблемам экологии России создал интернет-карту, на которой любой пользователь может обозначить замеченную им незаконную свалку. Проект называется «Генеральная уборка». Его адрес: kartasvalok.ru.

Информация о расположении свалки поступает в администрацию соответствующего района и в городской комитет по благоустройству.

Также любой, кто интересуется проблемой, может посмотреть, что делается в соседних регионах. Ведь карта одна на всю Россию. Самая северная из отмеченных на карте свалок находится на мысе Челюскинцев Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, где, по сообщению граждан, «все побережье от погранзаставы до полярной станции завалено мусором». А самая южная - на сельскохозяйственных землях в Ахтынском районе Дагестана.

А в нашем городе, как видите...

6Снимок-экрана-от-2019-03-2.jpg

Читайте также о том, как мужчина чуть не пристрелил соседа из-за пакета с мусором.

#экология #мусор #свалка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 069 (6422) от 16.04.2019 под заголовком «Мусор в 5-м классе».


Комментарии