Когда дает команду ФАС. В России контролируют необоснованное поднятие цен

Удорожание товаров во многом обусловлено сегодня перестройкой экономического механизма. А на него в свою очередь влияют процессы, связанные с растущим санкционным давлением. Но всегда ли рост цен обоснован? Конечно, нет: в ряде случаев это касается спецодежды, да и ценник на лекарственные препараты меняется порой без веских причин. Так что сотрудники Ленинградского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) подумывают снова открыть «горячую линию». По их словам, получая такие сигналы от жителей области и реагируя на них, в феврале-марте удалось вернуть цены на ряд товаров в нормальное русло.

Когда дает команду ФАС. В России контролируют необоснованное поднятие цен | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

За первое полугодие 2022 года Ленинградское УФАС рассмотрело более 1,7 тыс. жалоб по итогам закупочной деятельности (почти треть из них были признаны необоснованными). Но лишь по 509 эпизодам сотрудники данного ведомства посчитали нужным вмешаться и выдать винов­ным предписание об устранении нарушений. Такие данные привели на днях руководители этого регионального управления.

«Конечно, на товарных рынках сложилась непростая ситуация, — отметили специалисты, — и хотя это не повод идти на нарушения, рассматривая каждый случай, мы исходим из того, повлияла она на результаты закупки или нет. Важно также, чтобы заказчик мог вовремя получить нужный товар или выполнить в интересах населения области какую‑либо работу».

В то же время с 1 января текущего года вступили в силу поправки к 44‑му ФЗ, вызвавшие определенные изменения контрактной системы, и некоторые подзаконные акты. Многие участники торгов не успели быстро перестроиться, и в начале года наблюдался всплеск нарушений. Но потом положение дел изменилось в лучшую сторону, рассказал глава Ленинградского УФАС Тимофей Крюков.

Так или иначе, выбирая, например, после рассмотрения закупочных процедур между «казнить» и «помиловать», антимонопольщики не спешат обрушить на виновных карающий меч. Это общий российский тренд, с которым связано возрастание роли превентивных мер и усиление методико-консультационной работы сотрудников службы. А она становится более открытой к общению с бизнесом, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и властными органами, добавил Крюков.

Но это не значит, по его словам, что УФАС перестало пресекать картельные соглашения, а также контролировать проведение госзакупок, состояние товарных рынков и работу естественных монополий в Ленобласти. Так, рассмотрев за шесть месяцев нынешнего года 145 дел в отношении электросетевых компаний, региональное управление привлекало к административной ответственности ряд должностных лиц (в основном из‑за срыва сроков предоставления услуг). Энергетики заплатили при этом штрафы на общую сумму 65 млн рублей, сообщил Кирилл Даньшин, заместитель руководителя областного УФАС.

Кроме того, за тот же период туда поступило 77 жалоб, прямо связанных с реализацией 223‑го ФЗ (закона о закупках товаров и услуг), около половины из которых оказались необоснованными. В остальных случаях сотрудники управления выдали предписания, настояв на устранении выявленных нарушений.

Скажем, при проведении торгов в документацию закладывали требования, ущемлявшие права малого бизнеса и ограничивавшие круг участников, а значит, мешавшие свободной конкуренции. Много нареканий, говорят специалисты, вызывает выбор управляющих компаний в многоквартирных домах и поведение бизнес-структур, работающих в Ленобласти на рынке ритуальных услуг.

Деятельность чиновников тоже порой, мягко говоря, небезупречна. Но, стараясь вникнуть в каждое дело, антимонопольщики и тут не торопятся с наказанием. Если чиновник не привлекался прежде к ответственности, в его адрес поступает предупреждение. А уж при повторном отступлении от правил следуют штрафные меры. Всего за истекшее полугодие областное УФАС вынесло 143 предупредительных и штрафных постановления.

За это же время работники управления проанализировали 185 обращений по поводу невыполнения обязательств по контрактам. После чего 88 компаний и организаций дополнительно внесли в реестр недобросовестных поставщиков (в случае, например, когда они частично или полностью не выполнили условия госконтракта).

«Наше ведомство, — отмечают антимонопольщики, — проводит вместе с прокуратурой мониторинг закупочных процедур в рамках выполнения на территории области национальных проектов (в частности, по строительству жилья). Но в целом существенного роста таких нарушений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года мы не фиксируем».

А изменение товарных потоков если и отражается на росте цен, то не повсеместно и, как правило, не слишком заметно. Во всяком случае данные УФАС свидетельствуют о том, что ситуация в области остается под контролем. Что же касается картельных сговоров, они были отмечены в текущем году на региональном рынке клининговых услуг и в дорожно-строительной сфере. Но это единичные и не громкие случаи, а участники картелей были наказаны рублем.

Прецедентных дел, о которых рассказали на пресс-конференции, в нынешнем году тоже немного. Это судебная тяжба по факту навязывания услуг со стороны Приморского торгового порта. А также дела, связанные с необос­нованным завышением цен операторам связи, использующим опоры ЛЭП (компания «ЛОЭСК»), и отключением газа в многоквартирных жилых домах Всеволожского района (компания «Аква Норд-Вест»). 


#экономика #цены #жалобы #нарушения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (7269) от 05.10.2022 под заголовком «Когда дает команду ФАС».


Комментарии