К чему должны быть готовы туристы в Иране?

С каждым днем Исламская Республика Иран и Россия становятся ближе. Сегодня между этими странами активно налаживаются политические, экономические и культурные связи, делаются шаги в сторону развития туризма. Но, несмотря на то что у России и Ирана много общего, они отличаются друг от друга как небо и земля.

К чему должны быть готовы туристы в Иране? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Крылья к богу

С первого же дня своего пребывания в исламском государстве я с удовольствием соблюдала мусульманский дресс-код, но к вечеру сдалась. Находиться все время в платке при температуре плюс 28 – 30, поверьте, очень тяжко. Тем не менее закон лучше не нарушать, особенно с учетом того, что в последнее время местные власти запустили кампанию по его ужесточению.

Напомню, что осенью 2022 года в Иране были волнения против хиджабов, и они стали одними из самых массовых и кровавых за последние несколько лет. Все началось после гибели в отделении полиции двадцатилетней девушки, задержанной за появление в общественном месте с непокрытой головой. Тогда в беспорядках, которые правительство назвало террористическими актами, погибли более двухсот человек. После этого у населения появилась надежда, что власти пересмотрят закон об обязательном ношении хиджаба, однако никаких поправок относительно исламского дресс-кода сделано не было. Наоборот, в конце марта 2023 года МВД Ирана выступило с категоричным заявлением о невозможности введения поблажек. На улицах и в общественных местах были установлены камеры наблюдения, настроенные на вычисление женщин, нарушающих дресс-код. Магазины и кафе, где были замечены девушки без хиджабов, штрафовали и закрывали. Могли даже лишить прав водителя, в машине у которого замечали женщину с непокрытой головой.

Надо признать, что к туристам по этому поводу особенно не пристают, достаточно символически накинуть на голову платок, и все. А в особо религиозных местах типа исторических мечетей выдают настоящие чадры, наряжаться в которые мне было даже интересно. А еще весь Иран завешан социальными плакатами о том, что «истинная красота женщины» как раз в хиджабе, а сам он не что иное, как «крылья к богу»…

Иранки начинают покрывать голову со школьного возраста. Девочки-ученицы в школьной форме с яркими цветными платочками со стороны выглядят очень мило. Да и взрослые дамы в черных чад­рах производят впечатление таинственности. Но… только со стороны. Находиться в их шкуре (читай: в хиджабе) все‑таки не очень комфортно. Впрочем, это их культура, как говорится, «со своим самоваром», хотя… самовар в Иране как раз русский.

Иран_Исфаган - сад птиц павлин и дети_Че.jpg
ФОТО АВТОРА

Отдых «на сухую»

Первые русские самовары по­явились в Иране в конце XIX века. Вскоре их научились делать и местные умельцы, выработав свой особый стиль. Самовар занял настолько сакральное место в жизни персов, что даже на могильных плитах знати высекали его изображение. Сегодня в Иране чай из самовара наливают на каждом углу. Подают его с очень сладкими восточными десертами. Что касается местной кухни, то на мой вкус она достаточно скудная. Основные блюда меню иранского общепита — кебаб, рис и бургеры. И если первое время дегустировать их интересно, то уже через несколько дней они, мягко сказать, надоедают. Тем более что и ужины, и обеды (даже праздничные) в Иране проходят «на сухую». Алкоголь в любом виде в стране официально запрещен. Это значит, что ни в магазинах, ни в ресторанах его не купить. Хотя при желании можно достать из‑под полы, но лучше этого не делать. Во-первых, можно нарваться на неприятности с законом, а во‑вторых, есть риск отравиться.

Интересно, что в кафе и ресторанах в Иране есть места как европейские (со столом и стульями), так и иранские (с тахтой, на которой нужно сидеть с ногами). К слову, у 30 процентов иранцев в доме нет мебели, поэтому они накрывают не стол, а… пол. И спят они тоже на полу. Я была в гостях у иранской семьи, которая мебелью пользуется, но все равно ее очень мало. Зато все в коврах, местами они лежат даже в два слоя.

Можно до вас дотронуться?

Надо отметить, что иранцы очень гостеприимны и открыты к общению. Оказавшись на улицах древней Персии, я почувствовала себя звездой. И если в продвинутом Тегеране на меня просто восторженно глазели, восклицая: «Смотрите, иностранка!», то в городах и поселках нам сигналили, оборачивались вслед, махали руками, улыбались и пытались дотронуться. Нас фотографировали, а самые смелые просили сделать совместное селфи. При этом порой такая уличная фотосессия затягивалась, поскольку к нам выстраивалась целая очередь из желающих сделать совместный снимок. Так что пару раз пришлось просто убегать, чтобы нас не растащили на сувениры.

Для иранцев иностранцы — чудо, потому что Иран из‑за внутреннего режима и санкций — очень закрытая страна. Получить выездную визу куда‑либо для иранцев очень сложно и дорого, поэтому они практически не путешествуют за пределы своей страны, считая туризм бездельем. Да и к ним до не­давнего времени мало кто приезжал — только сейчас потянулись первые туристические ручейки из России и Китая. Так что местные жители не могут определить, кто перед ними: француз, немец или русский… Меня один раз даже за кореянку приняли.

При этом иранцы очень дружелюбны. Они с огромным интересом вступают в диалог, расспрашивают, рассказывают про себя. Искренне хотят угодить и… вдохновенно читают наизусть стихи национальных поэтов. Признаюсь, это невероятное ощущение, когда таксист специально для тебя с выражением цитирует Шахнаме или поет народную песню.

Когда я только собиралась в Иран, многие меня предостерегали: «Ты что! Там же опасно!». На самом деле оказалось, что это одна из самых безопасных стран, в которых доводилось бывать. Я ходила по улицам и не боялась, что у меня, как в Испании, вытащат кошелек, или, как в Турции или Египте, следом будут бежать местные мачо с многозначительным «Эй, Наташа!». В одном из отелей дверь в наш номер вообще закрывалась на обычную щеколду, и мы не боялись, что в него войдет кто‑то посторонний.

Одна из реальных опасностей для туристов — это автодвижение. Поскольку бензин в стране дешевле воды (литр бензина может стоить максимум 6 рублей), практически все горожане имеют машины. Движение очень плотное и хаотичное. Пропускать пешеходов не принято, а зеленый свет или пешеходная зебра преимуществ не гарантируют, вот они и перебегают дорогу в любом месте. «Просто надо попасть в ритм и идти», — объяснил мне один местный житель.

Похороните меня на башне

Иранцы очень религиозны. При этом кроме мечетей в Иране есть зороастрийские храмы огня и погребальные зороастрийские комплексы — дахмы. К слову, персы изначально были зороастрийцами, но в VII веке на их территории вторглись арабы и стали принудительно насаждать там ислам. Зороастрийские храмы действующие — в них горит жертвенный огонь и звучит гимн верховному божеству иранского пантеона Ахура Мазде. А вот дахмы, которые называют «Башни молчания», действовали до конца 1960‑х годов, пока Мухаммед Реза Пехлеви, последний шах Ирана, не ввел запрет на зороастрийские похороны.

Согласно этим похоронным традициям, считается, что, когда человек умирает, в его тело вселяется злой дух и прикасаться к умершему человеку запрещается. Более того, труп нельзя хоронить в земле, бросать в воду, сжигать, потому что он эти стихии осквернит. Чтобы выйти из положения, зороастрийцы оставляли трупы на возвышенностях, чтобы их растерзали хищные птицы. Затем для этих целей начали строить специальные башни. Оставшиеся кости складывали в центре башни или специальные емкости (оссуарии) и растворяли в кислоте.

Иран_Башня молчания_Че.jpg
ФОТО АВТОРА

Сегодня зороастрийцы вынуждены хоронить своих мертвых в земле обычным способом. Хотя некоторые члены общины все‑таки цементируют могилы изнутри, чтобы покойник не соприкоснулся с землей, осквернив ее таким образом. Ну а «Башни молчания» стали местной достопримечательностью, которую с интересом посещают туристы.

Для туристов в Иране действительно много интересного и экзотичного. Однако без знания местного языка — фарси путешествие будет достаточно сложным, поскольку по‑английски в стране практически не говорят.


#Иран #туристы #путешествие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (7482) от 18.08.2023 под заголовком «Персидские истории».


Комментарии