Гибче надо быть. Соавтор Стивена Хокинга - о мышлении и успехе

Звездным лектором на минувшем научно-популярном Гик Пикнике (Geek Picnic) был Леонард МЛОДИНОВ. Сам физик, соавтор физика Стивена Хокинга говорил не о физике, а о «гибком мышлении». Чтобы в эпоху стремительных перемен жить по возможности счастливо, надо уметь адаптироваться. Свои мысли Млодинов изложил в книге «(Нео)сознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением», а мы законспектировали тезисы его выступления.

Гибче надо быть. Соавтор Стивена Хокинга - о мышлении и успехе | Млодинов не пренебрегает юмором и в книгах про точные науки, и в этой, про бессознательное. Фото предоставлено Geek Picnic

Млодинов не пренебрегает юмором и в книгах про точные науки, и в этой, про бессознательное. Фото предоставлено Geek Picnic

При решении совершенно новой задачи старые правила не работают.

Изменения возрастают по экспоненте: мы путешествуем на убер-такси, арендуем жилье через airbnb... Вместе с тем возникли и новые опасности вроде взлома электронной почты. В какой бы сфере ни работала компания, могут появиться технологии, которые ее обессмыслят, рабочая сила разделилась на зарабатывающих очень много и тех, кто получает очень мало без всякой возможности роста. Глобально вопрос поставлен так: «вы разрушитель или разрушаемый?».

Крупные компании стали банкротами, потому что не поспевали за изменениями. Помните видеокассеты? В США была крупнейшая сеть видеопроката «Блокбастер», но, когда появились DVD, компания в них не поверила и не перешла на эти носители, а Интернет-стартап «Нетфликс» понял, что такие диски удобно пересылать почтой. «Блокбастер» разорился, а «Нетфликс», как известно, пошел дальше, сделал ставку на потоковый показ фильмов - и процветает.

Мышление можно рассматривать как спектр: на одном краю - аналитическое, на другом - гибкое. Аналитическое работает в ситуациях, когда вы уже сталкивались с чем-то подобным. Гибкое пригодится для принципиально новой задачи, когда известные правила не помогут.

Эйнштейн не был профессиональным физиком (он вообще работал в конторе), не был связан идеями физиков и использовал для решения физических задач математику.

Следует выходить за рамки контекста.

Знаете «Лед Зеппелин»? Если проиграть их песню «Лестница в небо» (Stairway To Heaven) задом наперед, получится белиберда, но были люди, которые расслышали в ней зашифрованное восхваление сатаны. Любопытно, что если я вновь проиграю вам эту песню наоборот, теперь и вы расслышите и «сатану», и «шесть-шесть-шесть»: ваш мозг уже мыслит в рамках заданного контекста.

Вот вам загадка: Марша и Марджори родились в один день, месяц и год у одних родителей, но они не двойняшки. Как это возможно? Услышав «Марша и Марджори», вы сразу представляете себе двух, таков контекст. И не задумываетесь, что речь может идти о двух из тройни, и девочки - тройняшки.

Были исследования в кардиологической клинике: оказалось, тяжелые пациенты нередко выживали, если их вел начинающий врач, еще не скованный рамками стандартов и ищущий другие решения. Это не к тому, что быть профессионалом хуже, чем новичком. Но профессионалу следует научиться иногда выходить за рамки контекста.

«Когнитивные фильтры» оберегают нас от взбалмошных идей, но тормозят и нашу изобретательность.

Чем отличаются мозг и компьютер, по сути - машины по обработке информации? Компьютер обрабатывает информацию только сверху вниз: сверху дана команда, на нижних уровнях она исполняется. Так же, как гендиректор компании или генерал в армии отдают приказы, а нижестоящие выполняют. В нашем мозге тоже есть иерархия: два полушария, в каждой доли, в них разные структуры - и так далее, до нейронов. Но мозг обрабатывает информацию не только сверху вниз, но и снизу вверх: нейроны могут передавать информацию крупным структурам, как если бы самый «низовой» сотрудник компании говорил боссу, что делать.

Лучший пример переработки информации снизу вверх - муравьи. Вместе они способны решать сложную задачу вроде выстраивания переправы, хотя у каждого из них в отдельности нет понятия «мост». Так и в мозге: нейрон просто получает электрический сигнал от другого, передает дальше, и запускается сеть нейронных реакций, и хотя один нейрон не поймет теорию относительности, вместе они ее осилят.

Когда вы видите, слышите что-то новое, образуется новая нейронная связь, и это запускает целую цепь ассоциаций. Но определенные структуры в мозге решают, какие из них важны, и только их пропускают в наше сознание. У детей через эти «когнитивные фильтры» прорываются и вполне дикие идеи (будь я ребенком, я бы не сошел с этой сцены, а спрыгнул), но примерно к 25 годам «фильтры» уже налажены, они не пропускают к сознанию «безумные» идеи. Однако не пропускают и оригинальные.

Тем не менее мы можем научиться настраивать эти «фильтры», чтобы в одних ситуациях думать более логично, а в других - более творчески.

Тут нам поможет наше мощное бессознательное. Вот лишь один пример того, как оно действует. В нашем мозге есть структура, отвечающая за распознавание лиц: для эволюции было важно научить нас различать «свой/чужой». Но вы опознаете человека, даже если его фото перевернуто вверх тормашками, хотя та структура в мозге под такие трюки не заточена. Зато наше бессознательное дорабатывает информацию, и эту способность можно тренировать и использовать в других сферах. Скажем, орнитологи натаскивают себя различать разные виды птиц.

Гибкое мышление можно натренировать.

Не бойтесь провала. Страх неудачи мешает гибко мыслить, поэтому в успешных компаниях не наказывают сотрудников за ошибочные предложения. Одна моя подруга дала своей дочке-отличнице «задание»: получить за сочинение максимально низкую оценку. Девочка получила низкий балл, это было неприятно, зато она стала намного свободнее, поскольку поняла: если взялся что-то исследовать - не бойся ошибаться. Когда я учился кататься на горных лыжах, я, чтобы убрать страх падения, первым делом специально завалился набок.

Принимайте свои ошибки, а не пытайтесь доказывать, что правы. Физики-теоретики говорят: почти каждая идея, приходящая им в голову, окажется неверной, но необходима-то всего одна правильная, которая окупит прежние ошибки.

Один из главных врагов креативности - крайние сроки. В ситуации дедлайна мы берем не лучшую идею, а первую пришедшую на ум и самую безопасную. Если вы преподаватель, не задавайте ученикам жесткие ограничения по времени. Диапазон «можно за день, можно за месяц» - прекрасен.

Тренируйте осознанность. В середине решения какой-то задачи нелишне спросить себя: все ли я правильно делаю?

Наконец, исследуйте и принимайте новое и неизвестное. Неофилия, или любовь к новому, вообще присуща людям, потому нам и скучно заниматься одним и тем же. Эта особенность проявилась, когда 100 тысяч лет назад произошла глобальная климатическая катастрофа и выживали те, кто учился новому и исследовал новые места.

Пробуйте новое - даже если это просто новое блюдо. Общайтесь с «другими». Мы живем в этаком пузыре: наш ежедневный круг общения - родственники, близкие друзья, коллеги. Чтобы расширить свое мышление, нужно взаимодействовать с людьми, которые думают, выглядят, живут иначе, чем вы. Исследования показывают, что даже когда вы общаетесь с теми, чьи идеи кажутся вам дурацкими, ваши собственные идеи от этого становятся только лучше.

#мозг #наука #успех

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (6503) от 15.08.2019 под заголовком «Гибче надо быть».


Комментарии