Семейное счастье Стивена Хокинга

На экраны вышла биографическая драма «Вселенная Стивена Хокинга», на днях принесшая исполнителю главной роли Эдди Редмэйну премию «Оскар» за лучшую мужскую роль.

Семейное счастье Стивена Хокинга | Эдди Редмэйн тоже заканчивал Кэмбридж, как и его герой Стивен Хокинг.  Так что эти галереи актеру хорошо знакомы

Эдди Редмэйн тоже заканчивал Кэмбридж, как и его герой Стивен Хокинг. Так что эти галереи актеру хорошо знакомы

Забавный юный очкарик мчится по улочкам Кембриджа на велосипеде, обгоняя нерасторопного приятеля. Участвует в лодочных гонках. Топчется на студенческой вечеринке с бокалом шампанского в неловкой руке. Категорически не танцует. Неутомимо болтает о загадках Вселенной и застенчиво улыбается, когда говорят о сексе. Выполняет домашнее задание по физике. Не может определиться с темой докторской диссертации – профессор терпелив, но недоволен. Находит девушку. Влюбляется. Продолжает болтать о Вселенной с удвоенной энергией – теперь у него есть девушка, есть кому слушать. Получает смертельный диагноз. У Стивена Хокинга, начинающего ученого-космолога, – боковой амиотрофический склероз. Это означает постепенную потерю контроля над всеми мышцами, паралич и вероятную смерть в ближайшие два года.

Дальше – собственно история невероятного человеческого и научного подвига. Судьба ученого, исследователя черных дыр и теории Большого взрыва, совершившего несколько важных открытий в теоретической физике и много сделавшего для популяризации современной науки. Успевшего – вопреки предопределению, но не провидению – жениться, завести троих детей, прожить с женой тридцать лет, развестись, жениться во второй раз. И все это практически не покидая инвалидного кресла и большую часть времени общаясь с миром через компьютер. Эта необыкновенная биография просится на экран – и попадает туда уже не в первый раз.

За десять лет до нынешнего фильма Джеймса Марша по сценарию Энтони Маккартена (основанного на книге Джейн Хокинг, первой жены ученого) на ВВС был снят телевизионный фильм «Хокинг» по сценарию Питера Моффата в режиссуре Филипа Мартина. Разумеется, никаких «Оскаров», пара номинаций на телевизионную премию BAFTA, но запомнился фильм – если запомнился – в основном тем, что главную роль там сыграл молодой подающий надежды актер Бенедикт Камбербэтч. Для армии поклонниц современного «Шерлока» этого в принципе достаточно, но на самом деле отличие двух кинобиографий куда существеннее. И дело не только в несоизмеримости бюджетов.

Питер Моффат, бывший адвокат и автор сценариев отличных юридических и криминальных телесериалов (в том числе «Шелка»), обладает явным преимуществом над Энтони Маккартеном (более всего известным трогательной «Смертью супергероя» – там умирающий мальчик придумывал себе суперспособности). Это преимущество – в логике.

Телевизионный «Хокинг» был странной историей, где параллельно велось два повествования: в одном молодой ученый страдал от физической немощи и делал первые шаги по развитию теории Большого взрыва, а в другом – два независимых ученых-физика шли получать Нобелевскую премию за исследования, подтверждающие положения теории Хокинга. В финале линии сходились, организуя свой собственный небольшой, но взрыв: высокий смысл трудной, почти невозможной жизни героя уже окончательно не зависел от его недуга, становясь достоянием «вселенной Стивена Хокинга».

Сюжетом сценария Моффата была гонка интеллекта наперегонки со временем: действие укладывалось в те самые два года, после которых Хокингу предрекали смерть, но он как раз успел совершить «настоящее большое открытие» и словно попал в иное измерение. Здоровье не вернулось, время не потекло вспять, но с ним определенно произошло нечто, что, наверное, сможет когда-нибудь объяснить квантовая физика.

В нынешней «Вселенной Стивена Хокинга» тоже частенько говорят о времени (цитируя популярные книги ученого). Еще там говорят о Боге (идея Большого взрыва, давшего начало Вселенной, под определенным углом имеет религиозные коннотации). Но эти философские «вводные» никак не влияют на сюжет, оставаясь орнаментальными рассуждениями. А настоящим сюжетом фильма становится совместная жизнь Стивена и Джейн, и авторство оригинальной идеи сценария решает слишком многое. Нет, Джейн Хокинг не утверждает, что «первые два путешествия на Луну мы с мужем совершили вместе», но в ее изложении брак становится куда важнее Вселенной. И именно космология тут оказывается, как любит выражаться герой, «нерелевантной».

Джейн (Фелисити Джонс) влюблена в восторженного очкастого безумца, выходит за него замуж, становится преданной сиделкой, кормит с ложечки, возит инвалидную коляску, с уверенностью чеховской душечки договаривает за мужа фразы, касающиеся физических теорий, демонстрирует младенцев, в состоянии глубокой депрессии отчаянно пылесосит, спасает Стивена от врачей, предложивших отключить аппарат жизнеобеспечения в роковой момент (тут деликатное поначалу подчеркивание исключительной роли супруги в судьбе ученого становится слегка чрезмерным). А в это время она уже встретила хорошего человека, готового разделить ее страдания, между мужем-инвалидом и новым другом устанавливаются высокие отношения, но самоотверженность не знает границ еще какое-то время. Потом к Хокингу, уже практически парализованному и лишившемуся голоса после трахеотомии, приходит сиделка (в роли будущей второй жены – Максин Пик) – и выясняется, что этот человек по-прежнему не нуждается в снисходительности.

Характерно, что заканчивается «Вселенная Стивена Хокинга» в саду, где взрослые дети выгуливают внуков ученого на глазах растроганных бабушки с дедушкой. Там где-то должна была быть еще английская королева (которая что-то вручала), но ее вырезали как постороннее лицо на семейном фото.

Понятно, что все это может спасти только главный герой. Он и спасает. Эдди Редмэйн не зря получил своего «Оскара». Он начинает всерьез играть Хокинга фактически с того момента, где Камбербэтч (ослепительно сыгравший озарение молодого ученого) роль заканчивал: главные актерские достижения совершены оскаровским лауреатом в инвалидном кресле. Редмэйн не только дает пугающе убедительную клиническую картину заболевания (это далеко не самая сложная, хотя и трудоемкая часть работы), но и, невзирая на вызывающую ограниченность средств, умудряется сделать внятным и ярким каждое эмоциональное движение. Играть нюансы, располагая при этом только мелкой лицевой моторикой, не столько «изображать», сколько транслировать эмоции – английская актерская школа может привычно гордиться своими учениками. Эдди Редмэйн, согласно заветам звезд сцены, сумел «найти свой свет» – и в этом случае свет, ровный и нежный, идет изнутри.

Это, пожалуй, важнее «Оскара». Хотя очевидно, что молодой актер и в будущем году поборется за приз Американской киноакадемии по причудливым «оскаровским» «правилам»: в фильме «Девушка из Дании» он сыграет Эйнара Вегенера, художника-транссексуала, в 1930 году сделавшего операцию по смене пола.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 038 (5411) от 05.03.2015.


Комментарии