Эксперт пояснила, какая теперь будет приемная кампания в ВУЗы

Когда отменят бакалавриат и магистратуру? Что делать абитуриентам в 2022 году после новостей про выход России из Болонской системы? Каким теперь будет высшее образование в нашей стране, что будет написано в дипломах? Ответы на эти и другие острые вопросы, будоражащие студентов, выпускников школ, их родителей, наша газеты узнала у Анжелики Анатольевны Сергеевой, заместителя директора по учебной и воспитательной работе Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

Эксперт пояснила, какая теперь будет приемная кампания в ВУЗы |

Дискуссия о выходе российских вузов из Болонского процесса в преддверии приемной кампании 2022 года, мне представляется, вызвала определенное беспокойство как среди абитуриентов и их родителей, так и работников образовательных  организаций высшего образования. Думаю, что это вызвано, прежде всего, тем, что планируя будущую образовательную траекторию, заинтересованные лица обоснованно рассчитывают свои возможности, в том числе, финансовые. Также следует учитывать и тот факт, что бо́льшая часть населения России связывает Болонскую систему исключительно с наличием таких уровней высшего образования, как: бакалавриат и магистратура, что в корне неверно.

Немного истории. В 1999 г. в Болонье была подписана Болонская декларация «Зона европейского высшего образования». Как регулятор Болонского процесса, декларация провозгласила, среди прочего, такие цели, как:

  • принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

  • принятие двухцикличной системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - достепенного и послестепенного (прим. ‑ бакалавриат и магистратура). Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения (бакалавриат) продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени, например, магистра;

  • внедрение системы кредитов по типу ECTS ‑ европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности;

  • содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: учащимся должен обеспечиваться доступ к возможности получения образования и практической подготовке, а также к сопутствующим услугам;

  • содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;

  • содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Как видно, бо́льшая часть высших учебных заведений Российской Федерации ‑ участницы декларации с 2003 года, реализовывала основные постулаты Болонской системы очень дозировано. Этому есть много причин как объективного, так и субъективного характера: и, фактически, отторжение рынком труда степени бакалавра, и неготовность части высших учебных заведений выступать равноправным партнером в программах международной мобильности (отсутствие или недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков студентами и преподавателями) и т.п.

При этом многие вузы, возможно, почувствуют некоторые последствия выхода из Болонского процесса, например, в части обеспечения академической мобильности обучающихся и преподавателей. Участие в Болонской системе позволило увеличить число иностранных студентов, прибывающих для обучения в вузах Санкт-Петербурга из многих стран мира.

Студенты вузов нашего региона (и это не только Санкт-Петербургский государственный университет, Университет ИТМО и другие подобного уровня образовательные организации высшего образования) также могли участвовать в программах стажировки за рубежом. Например, до начала введения ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, студенты Санкт-Петербургского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), обучающие как по программам бакалавриата и магистратуры, но что немаловажно, и по программам специалитета юридической направленности, хорошо владеющие иностранным языком, имели возможность стажироваться, например, в Техническом университете г. Дрездена, Карловом университете г. Прага (Чехия) и других зарубежных вузах-партнерах. В то же время будет справедливым отметить и тот факт, что программы международного обмена студентами существовали и вне Болонской системы, и сворачивание этих программ было связано, прежде всего, с антиковидными ограничениями. Такие программы в период снятия ограничений во ВГУЮ (РПА Минюста России) и во всех его филиалах будут и дальше реализовываться, например, за счет партнерских отношений с вузами Китая, Армении, Вьетнама, Австрии, Казахстан и др. государств.

Но нельзя отрицать очевидный факт ‑ выход российских вузов из Болонского процесса в будущем может повлечь реформирование системы многоуровневого высшего образования.

В настоящее время в соответствии с пунктом 5 статьи 10 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в России существуют следующие уровни высшего образования: бакалавриат, специалитет и магистратура (в соответствии с законом специалитет и магистратура признаются одноуровневыми), а также подготовка кадров высшей квалификации (например, аспирантура). Наличие специалитета в данной многоуровневой системе уже выпадает из Болонской системы.

Как, предположительно, может измениться указанная система? В настоящее время рассматриваются только возможные варианты, не сформирована даже концепция, не говоря о нормативном регулировании данного вопроса, учитывая его сложность, многоэтапность и длительность переходного периода. И речь, по моему твердому убеждению, не идет о возвращении к «советской» системе высшего образования.

Один из наиболее популярных и обсуждаемых вариантов состоит в том, чтобы сохранить имеющуюся многоуровневую систему, модернизировав ее следующим образом:

  • сократить количество направлений подготовки бакалавриата для некоторых укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, при этом обеспечив увеличение объема практической подготовки по программам бакалавриата.

  • исключить возможность поступления в магистратуру после непрофильного бакалавриата или специалитета (например, в 2022 году для поступающих в Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) для лиц, имеющих непрофильное (медицинское, строительное, педагогическое и т.д.) образование уровня бакалавриата или специалитета, сохраняется возможность поступления на программы магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция).

Обсуждается также другой вариант: дать возможность вузам делать самостоятельный выбор при определении образовательной траектории своих студентов между двухуровневой подготовкой или в рамках специалитета (такой законопроект внесен в Государственную Думу Российской Федерации 7 июня 2022 года). Но подобная практика уже имела место в Российской Федерации, когда на основании закона РФ 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» главенствующая роль отдавалась специалитету, но вузы могли по своему усмотрению реализовывать программы бакалавриата и магистратуры.

Еще раз повторю, в настоящее время кроме высказываний в публичном пространстве о том, что процесс реформирования высшего образования в связи с выходом из Болонского процесса будет сложным и многоэтапным, а также нескольких альтернативных законопроектов по данному вопросу никаких практических действий в этом направлении не предпринято.

Какая ситуация сложилась на сегодняшний день в преддверии приемной кампании 2022 года?

Во-первых, до 1 ноября 2022 года, как требует действующее законодательство, вузами объявлен прием на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление образовательной деятельности, поэтому для поступления на программы высшего образования в этом году дискуссия о последствиях выхода из Болонского процесса пока не актуальна.

Например, Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) в этом году в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности объявил прием на обучение по программам бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция; на три программы специалитета: 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, 40.05.03 Судебная экспертиза (эксклюзивная специализация для вузов Санкт-Петербурга – экономические экспертизы) и 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность; по программам магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, обеспечив уже сейчас нашим абитуриентам выбор образовательной траектории.

Я думаю, что и у тех, кто в настоящее время продолжает обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, в том числе, и у студентов Санкт-Петербургского института, нет повода для беспокойства. Практика последних лет показывает, что любое реформирование высшего образования всегда сопровождается предоставлением для обучающихся возможности сохранения прежних условий обучения. Например, при переходе на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования с 2021 года перевод на обучение по указанным стандартам лиц, принятых на обучения до вступления их в силу, осуществлялся только при наличии согласия обучающихся, при отсутствии которого обучение проводилось по старым стандартам. 

#вузы #образование #студенты

Комментарии