Будущие и потенциальные. Названы победители конкурса начинающих педагогов

В РГПУ им. А. И. Герцена прошел финал состязания «Флагманы образования. Студенты» — одного из конкурсов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Заявки на него подали почти 27 тысяч человек со всей страны. Как и конкурс «Учитель года», этот — профессиональный, но для специалистов «будущих и потенциальных». Весомая часть участников и победителей не из педагогических вузов.

Будущие и потенциальные. Названы победители конкурса начинающих педагогов | Екатерина Некрасова (СПбГУ) — одна из четырех петербургских «Флагманов образования»./Фото предоставлено пресс-службой конкурса «Флагманы образования. Студенты»

Екатерина Некрасова (СПбГУ) — одна из четырех петербургских «Флагманов образования»./Фото предоставлено пресс-службой конкурса «Флагманы образования. Студенты»

Мы решили студентов класси­ческих университетов «спровоцировать»: в ходе конкурсных испытаний дать им возможность попробовать себя в роли педагога. Так мы надеемся расширить сообщество учителей, — поясняет Антон Сериков, заместитель гендиректора АНО «Россия — страна возможностей».

«Флагманы образования» — один из 26 проектов президентской платформы. Наравне, например, с известным конкурсом для управленцев «Лидеры России», всероссийской олимпиадой студентов «Я — профессионал» и состязанием туристических проектов «Мастера гостеприимства».

Антон Сериков продолжает: в школах нередко работают выпускники именно классических вузов. «Для кого‑то это призвание, для кого‑то — еще и понятная ситуация с трудоустройством, с построением карьеры от школьного учителя до завуча, методиста, а то и директора».

Большинство ребят из классических вузов все равно проходили школу вожатых или как волонтеры работали с детьми, — рассказывает координатор Мария Демьянова. — Например, в прошлом году в конкурсе участвовал студент-медик, который разработал свой курс валеологии и преподает в школе.

У «Флагманов образования. Студенты» — второй сезон, в этот раз устроители решились на еще одно новшество: пригласили участвовать тех, кто получает среднее педагогическое профобразование, — студентов техникумов и колледжей. Поясняют так: среднее проф­образование — тоже поставщик педагогических кадров. По прог­нозам, в 2025 году количество учащихся вузов и учреждений СПО (не педагогических, а в целом) сравняется. «Такого соотношения не было очень давно, — говорят организаторы. — Популярность образования в колледжах и техникумах нарастает».

Получается, у нас представлены два типа подготовки школьного преподавателя, — продолжает Антон Сериков. — У ребят из вузов первые два года бакалавриата идут фундаментальные дисциплины: история, математика, филология и так далее. Студентам колледжей, где учат на преподавателей младших классов, с первого же курса дают в руки ремесло.

Прием заявок начался еще в ноябре 2021 года. Зимой 2022‑го был первый тур, дистанционный. Весной в восьми городах проходили полуфиналы по федеральным округам: в Петербурге, Москве, Саранске, Томске, Владивостоке, Тюмени, Волгограде и Грозном. Финал для 150 лучших из регионов шел в течение четырех дней в Петербурге, в РГПУ им. А. И. Герцена.

Мы задались вопросом: чем отличаются ребята, которые дошли до завершения, стали лидерами? — рассуждает ректор вуза Сергей Тарасов. — Первое — это готовность и стремление работать в команде. Результат педагоги­ческого труда — это всегда ­командная работа. Второе — нестандартный подход к решению задач. Третье — мотивация.

К заданиям было не подготовиться: их давали непосредственно на состязании. Организаторы объясняют: так участники показывают самих себя «в моменте», а если задания известны заранее, есть вероятность, что конкурсанты невольно начнут подлаживаться под критерии, шаблоны, под то, как надо.

Флагманы образования.jpg

Фото предоставлено пресс-службой конкурса «Флагманы образования. Студенты»

Еще одна черта соревнований — посторонние (в том числе пресса) не присутствуют. Даже на таком «телегеничном» туре, как работа в летнем городском лагере: пять минут отсняли картинку — и все, достаточно. Это чтобы ни детей не смущать, ни студентов — для них это «не игра, а дело», поясняют организаторы. И заодно работа над ошибками: эксперты параллельно ведут разбор полетов.

Еще одно отличие от «Учителя года» — конкурсы не только индивидуальные, но и командные. Например, нужно было вспомнить одну из педагогических теорий (школу Монтессори или, допустим, Сухомлинского) и вместе сконструировать на этой базе проект некой школы будущего. Сложно еще и потому, что команды объединяли представителей разных регионов, где у школ и системы образования свой колорит. К примеру, на Кавказе много учителей-парней; правда, организаторы отмечают, что вообще мужчин в школе становится больше.

По опыту прошлого конкурса: потом ребята из разных федеральных округов списывались и делали вместе дипломные работы — например, проводили одно исследование в разных регионах, — комментирует Мария Демьянова. — Так сколачивается профессиональное сообщество, и это самое ценное.

Всего победителей — 35: 25 студентов вузов, 10 — из колледжей. В Петербурге — четверка: Екатерина Зяблицкая (педагогический колледж № 8), Екатерина Коломеец (Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), Валерия Леонова (РГПУ им. А. И. Герцена), Екатерина Некрасова (СПбГУ).

У победителей и призеров — сертификаты на курсы, стажировки, туристические поездки. Шесть человек получат гранты на общую сумму 3 млн рублей от Росмолодежи — «на развитие социально значимого проекта».

#победители #конкурс #педагоги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (7200) от 30.06.2022 под заголовком «Будущие и потенциальные».


Комментарии