Борьба за экологию: в финском городе Лахти замеряют углеродный след каждого жителя

Финский город Лахти (чуть больше 100 тысяч населения) делает все возможное, чтобы в 2021 году быть признанным зеленой столицей Европы. За это звание он борется уже почти пять лет. И чем бы ни завершился для Лахти этот всеевропейский конкурс, его достижения останутся при нем: вычищенное озеро Весийарви, полное прекращение использования угля в теплоэнергетике, 94-процентная утилизация городских бытовых отходов, которые перерабатывают в энергию или сырье.

Борьба за экологию: в финском городе Лахти замеряют углеродный след каждого жителя | Изображение Stefan Keller с сайта Pixabay

Изображение Stefan Keller с сайта Pixabay

Есть в Лахти и своя особая фишка: в городе начинают первый в мире эксперимент по определению индивидуального углеродного следа человека - CitiCAP (Citizens, Cap and Trade Co-created). Чтобы понять, сколько именно парниковых газов выбрасывает в атмосферу конкретная персона, ей (персоне) нужно будет установить на смартфон специальное приложение, которое рассчитает последствия поездки на работу на автомобиле. Или на городском транспорте. Или на велосипеде.

В перспективе собранные данные можно будет использовать при планировании развития транспорта. А сейчас пока просто интересно и поучительно. Кроме того, уже в ближайшем будущем граждане, которым удалось уменьшить персональный углеродный след, будут получать награды: скидку на велосипеды или на их ремонт, проездные билеты на общественный транспорт. На реализацию этого проекта Лахти получил грант Евросоюза - 4,7 миллиона евро.

Таков он, городок Лахти, с которым ныне Петербург вступил в партнерские отношения. В рамках программы приграничного сотрудничества «Россия - Юго-Восточная Финляндия 2014 - 2020» с весны 2019 года стартовал совместный проект RAINMAN - «Человек дождя», рассчитанный на три года.

В проекте участвуют: с российской стороны - «Водоканал СПб», Главная геофизическая обсерватория им. А. И. Воейкова и Государственный гидрологический институт; с финской - геологическая служба Финляндии (Geological Survey of Finland), правительства городов Лахти и Миккели и коммунальное объединение HSY по оказанию экологических услуг региону Хельсинки.

Строго говоря, RAINMAN - это сбор и анализ информации о поведении воды в условиях колебаний климата. Начало XXI века ознаменовано увеличением интенсивности дождей, то есть воды с небес льется не столько больше вообще, сколько больше в единицу времени. Про такой ливень говорят: обрушился.

В Лахти уже несколько лет реализуют программу управления ливневыми водами: построили два десятка водоемов, куда направляют дождевые стоки с территории нового строительства, при необходимости воду чистят, используя песочные фильтры. Система должна давать стопроцентную гарантию чистоты ливневой воды.

- Лахти и ваш «Водоканал» договорились выработать общие рекомендации, как управлять ливневыми стоками для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, - рассказал представитель агентства развития региона Лахти Салем Банафа. - Кроме того, нам всем нужно думать, как избежать негативных последствий паводка, который тоже становится более интенсивным.

Каждый город - участник проекта RAINMAN возьмется за изучение проблемы, свойственной именно ему. Петербург - наводнениями в условиях изменения климата, Лахти - грунтовыми водами... Но есть и такие темы, которые интересуют всех. В частности, вопросы нормирования при проектировании новых микрорайонов.

- У нас в Лахти уже давно при строительстве ливневой канализации в новых микрорайонах учитывают вероятное увеличение интенсивности и продолжительности дождей, - сообщила глава отдела коммуникаций Лахти Хейни Мойсио. - И мы готовы поделиться этим опытом с городами разного масштаба, включая такой мегаполис, как Санкт-Петербург.

Такой ливневкой «на вырост» серьезно заинтересовались в «Водоканале СПб». Интерес понятен. В 2017 - 2018 годах у нас слишком уж часто случались подтопления после ливней. В зоне риска - Ириновский проспект, железнодорожный тоннель в Зеленогорске, территория, прилегающая к станции метро «Старая Деревня»...

Собственно, таких адресов становится все больше и больше. Какой должна быть ливневая канализация, чтобы справиться с потоком воды? Какую ливневку нужно проектировать в новостройках Петербурга? Ответы на эти вопросы станут практическим вкладом проекта RAINMAN в жизнь города.

Читайте также о том, почему «побелела» Смоленка. 

#экология #природа #Финляндия #Водоканал

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 084 (6437) от 14.05.2019 под заголовком «Измерить ливень».


Комментарии