Большой вояж Сергея Лаврова. Как проходит дипломатический маршрут министра иностранных дел?

Если начавшееся в среду азиатское турне министра иностранных дел Сергея Лаврова описать детской считалочкой, то она звучала бы так: «ИИБ сидели на трубе».

Большой вояж Сергея Лаврова. Как проходит дипломатический маршрут министра иностранных дел? | ФОТО Rock Staar on Unsplash

ФОТО Rock Staar on Unsplash

Первая «И» — Индонезия, где Лавров в четверг участвовал в Восточноазиатском саммите (ВАС). Вторая «И» — Индия, где глава внешнеполитического ведомства РФ представит нашу страну на двух сессиях саммита «группы двадцати». Ну а «Б» — Бангладеш, который Лавров посещает сегодня в промежутке между двумя вышеупомянутыми мероприятиями. «При чем здесь труба?» — спросите вы.

Но и этому есть объяснение: на всех точках дипломатического маршрута одним из обсуждаемых вопросов станет так называемая дедолларизация — перевод расчетов за поставляемые товары в местные валюты. В том числе за нефть и газ, которые в регион направляет Россия.

Саммиты в Индонезии и Индии западные СМИ преподносят как «антиБРИКС» и рассчитывают, что на них коллективный Запад сыграет матч-реванш за испытанное ранее в Южной Африке геополитическое унижение. Напомню, в Йохан­несбурге лидеры БРИКС пригласили присоединиться к объединению сразу шесть новых государств и объявили, что еще более 20 могут стать странами-парт­нерами.

Рассказывать странам Юго-Восточной Азии о дружелюбии Запада командирована вице-президент США Камала Харрис. Демарш главы Белого дома — а отказ от посещения им Индонезии многие эксперты расценивают как шаг намеренный и продуманный — выглядит особенно оскорбительным с учетом того, что Джакарта специально перенесла саммит АСЕАН и мероприятия в рамках ВАС на сентябрь в расчете на приезд Байдена до начала «двадцатки» в Индии.

Но Байден саммиты в Джакарте проигнорировал, а посланная на них для демонстрации американского флага госпожа Харрис с точки зрения азиатского истеблишмента — замена совершенно не равноценная. «Территориальная близость Байдена к Джакарте делает его неявку еще более вопиющей, чем это было бы в противном случае», — считает бывший министр иностранных дел Индонезии Марти Наталегава.

Недовольство Белого дома вызвали как минимум три причины. Первая заключается в предположительных планах БРИКС пригласить входящие в структуру АСЕАН страны ЮВА коллективно присоединиться к объединению. Это же касается приглашения в БРИКС самой Индонезии. Так что в Вашингтоне решили отреагировать на эти слухи, посчитав их небеспочвенными.

Вторая — закрепление при деятельной поддержке со стороны Джакарты в официальных документах АСЕАН фразы о стремлении всех членов организации продвигать альтернативные финансовые механизмы без применения во взаимных расчетах доллара.

Третья причина заключается в плохо скрываемом желании Вашингтона развалить АСЕАН, переманив ее членов в различные проамериканские союзы, на фоне публичных разговоров о важности сохранения этого объединения. Так что даже по формальным признакам Белому дому поднимать значимость саммита Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Восточно­азиатского саммита было не с руки. Тем более что большинство входящих в ассоциацию государств занимает нейт­ральную позицию, отказавшись присоединиться к санкциям против России и выстраивая собственную политику в отношении Китая.

Прошедший вчера Восточно­азиатский саммит стал дублем аналогичного высокого мероприятия, которое состоялось в прошлом году в Камбодже. Тогда, напомню, вмес­то диалога по азиатско-тихоокеанским проблемам дискуссия (многие СМИ называли происходившее грубее — «перепалкой») свелась к обсуждению украинской повестки и критике Китая. Закономерным итогом такого саммита стала невозможность согласования его финального документа и в целом отсутствие консенсуса практически по всем вопросам.

Нынешний ВАС, который проходил в не менее накаленной международной обстановке, вряд ли сможет похвастать более конструктивным сценарием. О том, кто виноват в «сложной и нестабильной ситуации в мире и регионе», в привычной для китайских руководителей иносказательной манере высказался премьер госсовета КНР Ли Цян. Глава китайского правительства объяснил, что участники мероприятий высокого уровня в Индонезии стремились к подлинному многостороннему сотрудничеству. Но есть и те, кто формирует в регионе небольшие группировки, состоящие из нескольких стран, что «способствует усилению разобщенности». Откуда родом эта коллективная «Баба-яга», Ли Цян уточнять не стал, поскольку для всех «сведущих» это и так очевидно. На этом фоне Пекин и Москва единым фронтом выступают за укрепление АСЕАН как неделимой структуры, выступающей против американского кнута и пряника в Юго-Восточной Азии.


#министр #турне #сотрудничество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7497) от 08.09.2023 под заголовком «Большой вояж Сергея Лаврова».


Комментарии