Арктический стражник. Боевой ледокол «Иван Папанин» спустили на воду в Петербурге
Именем известного героя советской эпохи Ивана Папанина назвали патрульный корабль ледового класса проекта 23550, спущенный на днях на воду со стапелей «Адмиралтейских верфей». Нести службу сторожевику, каких в мировой практике еще не было, предстоит в холодных водах Русской Арктики.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
На площадке, перед которой стоял, ожидая спуска на воду, могучий корабль, негде было яблоку упасть. Чтобы увидеть эту церемонию не на экране телевизора, а своими глазами, сюда пришли, как заведено, многие работники судоверфи - некоторые с детьми.
Каждому корабелу принять участие в таком событии необычайно приятно. К тому же на сей раз оно проходило всего-то за пару недель до очередного юбилея «Адмиралтейских верфей», готовящихся отметить свое 315-летие. А это, что ни говори, яркая дата для всей судостроительной отрасли - не только для петровского детища, с появлением которого, собственно, и началась история кораблестроения в нашем городе.
...На пятом стапеле цеха № 8, где стоял корабль длиной более 100 метров, зрителей становилось все больше. Правда, оценить с близкого расстояния его внушительные размеры, на которые намекали своим видом свисавшие на толстых цепях исполинские якоря, было вряд ли возможно. На спусковом полозе со специальным скользящим покрытием корабль удерживала до поры до времени громадная стальная «рука» носового задержника.
Но вот смолкли звуки военного оркестра, прозвучали подобающие случаю напутствия и пожелания. Сварщики, которым выпала честь перерезать крепкую ледокольную привязь, выполнили свое дело - и многотонная махина легко покатилась по наклонной поверхности к невской воде. Здесь корабль будет достраиваться, а затем, пройдя весь цикл испытаний, отправится к месту назначения, в Арктику.
Надо сказать, в последние годы там появляется одна судостроительная новинка за другой. Но корабля столь широкого назначения, как «Иван Папанин», никто прежде не строил. Ладно бы специалисты Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) задумали сделать просто патрульный корабль, предназначенный для охраны акватории арктических морей, конвоирования и буксировки задержанных судов, который смог бы поражать морские, береговые и воздушные цели, что тоже немало. Таких сторожевиков с боевым вооружением на борту, способных преодолевать лед толщиной до 1,7 метра, не имеет никто в мире. Так нет, замысел был куда более дерзким: чтобы корабль благодаря заложенным в нем нетипичным конструкторским решениям (проект выполнили сотрудники петербургского ЦМКБ «Алмаз») еще и сопровождал во льдах суда обеспечения, выполнял при необходимости научные исследования, осуществлял перевозку спецгрузов, участвовал в спасательных операциях на море...
Смелую идею, завладевшую инженерными умами, поддержал и заказчик, Минобороны РФ. Контракт на строительство двух патрульных кораблей ледового класса проекта 23550 был заключен 25 апреля 2016-го. А через год, 19 апреля, головной сторожевик был заложен на стапелях старейшей верфи, центра неатомного подводного судостроения России. Причем практически на том же построечном месте, по соседству, корабелы сооружают первую в мире ледостойкую самодвижущуюся платформу «Северный полюс». В тех широтах, где ей предстоит скоро работать, восемьдесят лет назад приступила к выполнению научных исследований на дрейфующей льдине одноименная полярная станция, руководимая Иваном Папаниным.
Адмиралтейцы увидели в такой исторической перекличке особый символический смысл. Александр Бузаков, генеральный директор судоверфи, обратил на это внимание при спуске на воду корабля (его крестной матерью стала племянница знаменитого полярника Валентина Романенко), напомнив, что почти 60 лет назад, в декабре 1959 года, это предприятие передало заказчику первый в мире атомоход «Ленин».
Да и «папанинский» корабль по совокупности технических характеристик не имеет себе равных, а потому для петербургских корабелов это принципиально новый этап в строительстве судов ледового класса, добавил глава предприятия.
В арктическом стражнике проекта 23550 реализованы последние достижения российского судостроения, и оснащен он будет, что тоже исключительно важно, только отечественным оборудованием. По словам Игоря Зварича, начальника технического управления ВМФ России, этот корабль имеет сверхпрочный корпус двухслойной конструкции, довольно мощную главную энергетическую установку и винты так называемого фиксированного шага, успешно работающие в сложной ледовой обстановке.
Плюс суперсовременная навигационная система, новейшие средства связи, радиолокационная станция освещения воздушной и надводной обстановки, гидрометеорологическая станция, корабельный вертолет на борту и многое другое. Такой всеширотный корабль (район плавания у него будет неограниченный) водоизмещением около 9 тысяч тонн сможет достигать высокую для этой громадины скорость, 18 узлов, и совершать длительные, до 70 суток, автономные переходы.
Предполагается, что эта боевая единица будет иметь также самое современное вооружение: переносной зенитно-ракетный комплекс и артиллерийскую установку. И это не единственное, что ее отличает от дизель-электрического ледокола проекта 21180 «Илья Муромец», обладающего функциями научного гидрографического судна, который адмиралтейцы передали два года назад ВМФ (корабль вошел в состав арктической группировки Северного флота).
Откликаясь на известие о строительстве «Ивана Папанина», боевую мощь корабля отметили и некоторые зарубежные аналитики, назвав его «ледокольным эсминцем». Но, по мнению российских специалистов, делать акцент на этом не вполне уместно: Арктика была и остается мирной территорией, где в атмосфере согласия осуществляются крупные международные проекты.
Это, по сути, военный корабль, но созданный для мирной работы, подчеркнул Георгий Полтавченко, председатель совета директоров ОСК.
Ожидается, что корабль войдет в состав Северного флота в 2023 году.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (6555) от 28.10.2019 под заголовком «Арктический стражник».
Комментарии