«Ленин» жил, «Ленин» жив. Как строили первый в мире атомный ледокол

Новую страницу в истории мирового кораблестроения «Адмиралтейские верфи» открыли, осуществив 6 августа 1959 года запуск ядерного реактора на атомоходе «Ленин». Выставка, открывшаяся на днях в Центральном военно-морском музее имени Петра Великого, приурочена к 315-летию этого старейшего в России судостроительного завода и 60-летию окончания строительства первого в мире атомного ледокола. За 30 лет работы он прошел во льдах 560 тысяч морских миль и провел 3740 судов, затем, встав на причал, превратился в музей, а не так давно обрел статус объекта культурного наследия федерального значения.

«Ленин» жил, «Ленин» жив. Как строили первый в мире атомный ледокол | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Завершение строительства атомохода «Ленин» стало знаковым событием. Ледокол был заложен на ленинградском заводе имени Андре Марти, входящем ныне в «Адмиралтейские верфи», 25 августа 1956 года.

Корабелы строили его четыре года по проекту Центрального конструкторского бюро № 15 (в настоящее время ЦКБ «Айсберг») под руководством выдающегося физика академика Анатолия Александрова. Причем заказы на изготовление деталей и агрегатов для этого ледокола получили многие крупные предприятия страны, включая Кировский завод, выпускавший судовые турбины, и ленинградскую «Электросилу», которой было поручено изготовить гребные электродвигатели. Всего же в этом проекте было задействовано около 500 предприятий, научных организаций и конструкторских бюро.

Специалисты всего мира следили за ходом строительства ледокола, не упуская случая понаблюдать за этой работой своими глазами. Во время строительства атомохода на его борту побывали не только зарубежные инженеры, но и вице-президент США Ричард Никсон, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, лидеры других ведущих государств...

5 декабря 1957 года атомоход «Ленин» был спущен на воду, через два года ушел на ходовые испытания (первым капитаном судна стал Павел Пономарев). А после того как 3 декабря правительственная комиссия подписала акт о его приемке в эксплуатацию (позже эта дата была объявлена Днем атомного ледокольного флота России), отправился в плавание, доказав, что способен обеспечивать судоходство в сложных ледовых условиях.

Это был крупный индустриальный и научный прорыв советской страны, открывшей новую эпоху в использовании атомных энергоустановок. Параметры первого 134-метрового атомохода водоизмещением 16 тыс. тонн, который мог ходить на чистой воде со скоростью 18 узлов и преодолевать лед толщиной два метра (наружная обшивка судна выполнена из стали повышенной прочности), проектировщики продумали до мелочей. А экипаж ледокола работал в комфортных, по меркам тех лет, условиях: одно- и двухместные каюты, спортзал и т. д.

В 1989 году судно, награжденное орденом Ленина, совершило последний свой рейс и встало на вечную стоянку у мурманского морского вокзала. А через десять лет началась его вторая жизнь: легендарный ледокол был открыт как музей...

Снимки, запечатлевшие отдельные этапы его строительства и испытания, архивные документы и модели представлены на временной выставке (она будет доступна для посещения по 31 января 2020 года), которую подготовили сотрудники Центрального военно-морского музея вместе со специалистами «Адмиралтейских верфей». История сооружения атомохода отражена и на выставке, открывшейся чуть раньше на борту ледокола «Красин», петербургского филиала Музея Мирового океана.

#ледокол #судостроение #Адмиралтейские верфи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (6539) от 04.10.2019 под заголовком ««Ленин» жил, «Ленин» жив».


Комментарии