Так умирают ледоколы. Как в России утилизируют атомные суда

В далеком Снежногорске Мурманской области на судоремонтном заводе «Нерпа» (филиал северодвинской «Звездочки») происходит утилизация рожденных в Петербурге атомных ледоколов «Сибирь» и «Арктика». Позже к ним присоединятся и другие объекты.

Так умирают ледоколы. Как в России утилизируют атомные суда | Испытанные временем и льдами атомоходы в последний раз заходят в родную гавань. ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС

Испытанные временем и льдами атомоходы в последний раз заходят в родную гавань. ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС

Пошли другим путем

Когда специалисты изначально рассматривали варианты утилизации атомных ледоколов, они предложили проект их «расчленения» на три больших блока. Нос и корма каждого судна должны были пойти на металлолом. А из центральных частей с реакторными отсеками предполагалось сформировать блок-упаковки и отправить на долговременное хранение. Стоимость одного такого проекта составляла почти 2 миллиарда рублей, весь процесс должен был занять около четырех лет.

В конечном итоге был принят другой проект, с поэлементной выгрузкой всего реакторного оборудования в блок-упаковку и сохранением корпуса судна. Такая схема утилизации оказалась дешевле и оперативнее. Согласно проекту, во время всей операции судно находится на плаву (докование при этом не требуется). Блок-упаковка с отсеками для различного оборудования изготавливается заранее, а его выгрузка происходит с помощью специального плавучего крана.

«Сибирь» отправят на «иголки»

Первой в последний путь отправилась атомная «Сибирь». С 2016 года выведенный из эксплуатации ледокол был пришвартован у набережной завода «Нерпа». Благодаря изменениям, внесенным в первоначальную схему утилизации, стоимость работ удалось снизить с 1,7 млрд рублей до 700 - 800 млн рублей.

В прошлом году самые сложные работы по демонтажу реакторов и другого радиационно опасного оборудования завершились. Оборудование ядерной энергетической установки было размещено в блок-упаковку, которая в настоящее время передана в пункт долговременного хранения радиоактивных отходов (ПДХ РО) «Сайда», расположенный в поселке Сайда-Губа.

На данный момент из «Сибири» полностью выгружено все радиационно опасное оборудование. Однако комплексное обследование показало, что осталась часть оборудования с незначительным загрязнением (в основном это внутренние поверхности), поэтому необходимо провести дезактивацию ряда помещений. Конструкции, дезактивация которых не может быть выполнена, вырежут и передадут на хранение как твердые радиоактивные отходы. И только после этих мероприятий «чистое» судно будет отправлено судовладельцу для продажи «на иголки».

На данный момент появилась информация, что ГК «Росатом» и ФГУП «Атомфлот» заключили государственный контракт на выполнение демонтажа систем, конструкций и оборудования атомного ледокола «Сибирь», загрязненных радиоактивными веществами. Срок завершения работ - 30 ноября 2021 года. Стоимость составляет 298 млн рублей.

«Арктику» разрежут по-чистому

Зимой прошлого года в Снежногорск прибыла «Арктика». Утилизация этого ледокола проходит по схеме, которая использовалась при утилизации «Сибири», но с учетом наработанного опыта. В 2019 году были выполнены работы по выгрузке блоков биологической защиты ледокола «Арктика». В данный момент выполняется формирование блок-упаковки атомной паропроизводящей установки (АППУ). Планируется, что выгрузка оборудования АППУ будет проводиться до ноября 2019 года. Его поместят в блок-упаковку и по воде отправят в ПДХ РО «Сайда».

Контракт на утилизацию «Арктики» рассчитан на два года, то есть работы должны быть завершены к 2020 году. При этом у ледокола есть шанс стать музеем. Если вопрос с его организацией будет решен положительно, то, возможно, «чистый» корпус ледокола не станут оставлять в Мурманской области (так как там уже есть ледокол «Ленин», который работает как музей), а перегонят к месту рождения в Петербург. По предварительным расчетам экспертов, цена вопроса - около 2 млрд рублей на буксировку и переделку. Затем потребуется 60 - 70 млн рублей ежегодно на поддержание ледокола в статусе музейного комплекса. Однако этот вопрос пока остается открытым.

«Лепсе» уже в небытии

С 2012 года в Снежногорске ожидает своей участи еще один интересный и опасный атомный объект - плавучая техническая база «Лепсе», которая в 1963 - 1981 годах обеспечивала перезарядку ядерного топлива реакторов атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь». С 1981 года «Лепсе» использовалась только для хранения отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов. В 1988 году базу вывели из эксплуатации.

В настоящий момент ПТБ «Лепсе» уже не существует в статусе судна и исключена из судоходного реестра. При этом она считается самым ядерно опасным плавучим объектом Северо-Запада России. Дело в том, что на плавтехбазе находится более 600 отработавших тепловыделяющих сборок, некоторые из которых повреждены, что исключает возможность их извлечения из хранилища обычным способом.

Судоремонтный завод «Нерпа» впервые в мировой практике взялся за утилизацию судна атомно-технологического обслуживания с отработанным ядерным топливом на борту. В результате утилизации сформировано две блок-упаковки - кормовая с емкостями жидких радиоактивных отходов и носовая, содержащая отработанное ядерное топливо. Кормовая блок-упаковка уже переведена на долговременное хранение в ПДХ РО «Сайда». Носовая - в защитное укрытие. В настоящее время и завод «Нерпа», и ФГУП «Атомфлот» имеют все разрешительные документы на работы по выгрузке отработанного ядерного топлива и отправке его специальными эшелонами на переработку в Челябинскую область на ПО «Маяк». Полностью работы по выгрузке должны быть завершены летом 2020 года.

«Советский Союз» поможет «России»

Кроме ледоколов «Арктика» и «Сибирь» на площадке ФГУП «Атомфлот» находятся еще два ледокола, в отношении которых получена лицензия на вывод из эксплуатации, - «Россия» и «Советский Союз». Предварительные сроки работ по их утилизации - соответственно, 2020 - 2021 и 2022 - 2023 годы.

Всего за время деятельности СРЗ «Нерпа» отремонтировано, переоборудовано, модернизировано и сдано ВМФ более 30 атомных подводных лодок, несколько десятков надводных кораблей и судов. Кроме того, судоремонтный завод намерен участвовать в проекте Еврокомиссии по подъему и утилизации затопленных ядерных объектов в северных морях. Речь идет, в частности, о подъеме подводных лодок К-27 и К-159, затопленных и затонувших в Карском и Баренцевом морях.

Представители Росатома еще в 2011 году заявляли о необходимости подъема (возможно, с участием зарубежных специалистов) этих атомных объектов. На данный момент проект прорабатывает рабочая группа Еврокомиссии, в состав которой входят представители стран, которые участвовали в финансировании работ по ликвидации ядерного наследия Советского Союза, - Франции, Италии, Германии и других. Рабочей группе поручено оценить техническую возможность и ориентировочные затраты. В этой группе есть распределение обязанностей. Франция занимается вопросами подъема судов, Италия разрабатывает вопросы выгрузки и вывоза ядерного топлива, Германия отвечает за утилизацию поднятых объектов.

#ледокол #судостроение #атомоход

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6520) от 09.09.2019 под заголовком «Так умирают ледоколы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.