Активизация в Западном полушарии. О чем говорили на «Саммите Америк»?

В начале июня по инициативе США прошло международное мероприятие под названием «Саммит Америк». Само его проведение показывает желание администрации Джо Байдена активизироваться в Западном полушарии.

Активизация в Западном полушарии. О чем говорили на «Саммите Америк»? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Активность Вашингтона

Латиноамериканское направление традиционно считается важной составляющей североевропейской дипломатии. Еще знаменитая «доктрина Монро» определила особое место бывших испанских колоний во внешней политике США. Практически все хозяева Белого дома уделяли этому региону немаловажное значение.

Однако, как считает известный специалист по Иберо-Америке профессор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Петр Яковлев, в период президентства Дональда Трампа произошла определенная деконструкция латиноамериканской политики Соединенных Штатов. Она выразилась, в частности, в «разрушении уже отлаженных схем и ставших привычными стереотипов, формировании нового контекста межамериканских политико-дипломатических и торгово-экономических связей». Конечно, говорить о некоем революционном изменении традиционной политики США в отношении латиноамериканского сообщества при Трампе вряд ли правомерно, но то, что с влиянием и авторитетом Соединенные Штаты испытали в эти годы серьезные трудности, бесспорно.

У нынешнего главы Белого дома Джо Байдена на момент его избрания, несомненно, был гораздо больший опыт внешнеполитической деятельности на латиноамериканском направлении, чем у его предшественника. Так, еще будучи вице-президентом при Бараке Обаме, Байден в начале XXI века сыграл большую роль в разработке и запуске так называемого «Плана Колумбия». Этот план предусматривал оказание широкомасштабной финансовой помощи Колумбии для борьбы как с местными наркокартелями, так и с крайне левыми партизанскими группировками. Играл Байден определенную роль и в процессе выработки новой политики Вашингтона в отношении Кубы, что привело к восстановлению дипломатических отношений между двумя странами.

Еще до победы на президентских выборах 2020 года нынешний глава Белого дома обнародовал свои латиноамериканские приоритеты. Они предполагали усиление активности Вашингтона в подключении других стран Западного полушария к развитию «чистой энергетики», пересмотр жесткой иммиграционной политики Трампа (заметим, что граждане латиноамериканского происхождения — часть «ядерного» электората демократов), поощрение притока частных инвестиций в этот регион. Специально для стран Центральной Америки было предусмотрено выделение помощи в размере 4 млрд долларов.

Расколотый континент

Когда‑то, сразу после Второй мировой войны, практически вся Латинская Америка находилась под внешнеполитическим контролем Соединенных Штатов. Именно в тот период под явным лидерством США была создана Организация американских государств (ОАГ), а ее страны-члены подписали договор об оказании взаимной помощи от любой «внеконтинентальной агрессии». Но большая часть латиноамериканских стран поддерживала Вашингтон и во время «внутриконтинентальных» агрессий, инициируемых уже Белым домом. В современных условиях такие громоздкие и бюрократические организации, как ОАГ или же Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна, конечно, функционируют. Но при этом говорить о внутриконтинентальном единстве явно не приходится.

Серьезные политические разногласия между левыми и правыми правительствами, по сути, заметно ослабили, если не парализовали, общие региональные интеграционные процессы в Центральной и Южной Америке. К примеру, созданный в начале века Союз южноамериканских наций покинули, прежде всего по политическим мотивам, больше половины его членов. В отличие от Старого Света, где все же правительства разных политических оттенков вполне могут сотрудничать в общих международных структурах (Совет Европы, Европейский союз), в Латино-Карибской Америке мы наблюдаем иную ситуацию.

Так, государства, ориентированные во внешней политике на Вашингтон, развивают свои интеграционные группировки, которые отстаивают идеи свободной торговли, снятия тарифных ограничений, выступают за коллективные санкции в отношении тех левых режимов, которые, по их мнению, нарушают свободу слова. В частности, здесь речь идет о Тихоокеанском альянсе (ТА) и созданном в 2019 году по инициативе правых правительств Бразилии, Аргентины и Чили Форуме за прогресс и интеграцию Южной Америки, т. н. PROSUR. Однако, с учетом обозначившегося в последнее время нового левого поворота в регионе, и в ТА, и в PROSUR «проникли» левые правительства, что, возможно, скажется на однородности этих альянсов.

С другой стороны, в Латино-Карибской Америке вот уже почти два десятилетия существует уникальное с точки зрения мировой политики левое объединение — ALBA (Боливарианский альянс для народов нашей Америки), созданный по инициативе Фиделя Кастро и Уго Чавеса. Как отмечает французский латиноамериканист Жан-Жак Курляндски, «в основе функционирования ALBA — акцент на интересы народов, а не рынков и компаний». Поэтому объединение реализует многочисленные проекты в области образования и здравоохранения, различных направлений социальной политики.

Соответственно, диаметрально различны и подходы этих ­межгосударственных объединений к США. Если правые альянсы выступают в качестве союзников Вашингтона, то тот же ALBA — твердый антиимпериалистический блок.

Каждый должен участвовать?

Идея начавшегося 6 июня «Саммита Америк» была обнародована Джо Байденом еще в самом начале года, тогда же определили и место проведения форума — калифорнийский Лос-Анд­желес, где очень весома доля жителей латиноамериканского происхождения. И уже вскоре стало понятно, что этот саммит предназначен вовсе не для всех американских стран.

Доктринальное следование либеральным принципам во внутренней и внешней политике привело администрацию Байдена к решению отказаться от приглашения на форум лидеров тех левых латиноамериканских режимов (Кубы, Венесуэлы и Никарагуа), которых Вашингтон обвиняет в нарушении прав человека, преследовании оппозиции или узурпации власти. Профессор СПбГУ Виктор Хейфец полагает, что хозяин Белого дома «совершил неразумный шаг», поскольку в прошлом и на аналогичные саммиты (нынешний — девятый по счету), и на встречи ОАГ приглашались лидеры всех стран региона вне зависимости от отношения Соединенных Штатов.

Любопытно, что высокомерная линия Байдена встречает сопротивление даже со стороны некоторых правых правительств региона. Так, на форум решил не приезжать гватемальский президент, а главу Бразилии Жаира Болсонару пришлось по факту уговаривать, чтобы тот прибыл в Калифорнию.

На этом фоне логично, что линия Вашингтона была однозначно подвергнута критике слева. Страны — члены ALBA демонстративно провели свой вне­очередной саммит за несколько дней до «Саммита Америк». На этом форуме лидеры Кубы, Венесуэлы и Никарагуа ясно дали понять, что их просто не интересует то, что проводят Соединенные Штаты. Такая позиция получила поддержку части островных англоязычных карибских государств, участвующих в деятельности Боливарианского альянса.

В защиту союзников по латиноамериканскому левому движению выступили власти находящихся под контролем радикальных левых партий Боливии и Гондураса. Официальное недовольство высказало и министерство иностранных дел Чили. Однако самым неприятным для Вашингтона сюрпризом стала позиция южного соседа США — Мексики.

Выступая как неофициальный лидер латиноамериканских левых, глава этого государства Андрес Мануэль Лопес Обрадор (а сегодня именно Мексика является самой многочисленной страной региона, управляемой левыми силами), заявил: каждая страна имеет право участвовать в панамериканском саммите, и никто никого не имеет права исключать из него. «Мы хотим единства и братства в Америке; нет — угрозе или применению силы в международных отношениях, да — юридическому равенству государств, международному сотрудничеству в целях развития, защите прав человека и борьбе за мир», — сказал А. М. Лопес Обрадор. В итоге мексиканский президент сам демонстративно не поехал в США, отправив туда лишь члена правительства.

Пиар на весь мир

Некоторые исследователи считают, что этот форум следует трактовать как дипломатический проект Вашингтона по типу состоявшегося в конце 2021 года виртуального «Саммита за демократию», также продвигавшегося командой Байдена: пиар на весь мир, а реальных результатов почти нет. Конечно, пожелание главы Белого дома, чтобы в ближайшие 10 лет Америка превратилась «в самый демократический регион во всем мире», само по себе немаловажно, но…

И все же форум состоялся. Нужно понимать, что до сих пор немало стран, расположенных в Центральной и Южной Америке, так же как и в Карибском бассейне, в своей внешней политике ориентируются прежде всего на Вашингтон. В условиях, когда Соединенные Штаты сталкиваются в этом обширном регионе с конкуренцией со стороны России и, в большей степени, Китая, даже символичность саммита имеет значение.

Тем более что на нем были все же одобрены некоторые конкретные идеи и предложения. В частности, это касается столь важных для Белого дома природоохранных моментов: страны Западного полушария подтвердили настрой сообща бороться против угрозы климатического потепления и сократить выбросы метана на 30 %.

Предлагаемый Вашингтоном концепт «Американского парт­нерства ради экономического процветания» предполагает усиление сотрудничества различных американских стран. Для этого США предложили увеличить капитализацию Межамериканского банка развития с 12 до 20 млрд долларов, возобновить переговоры о свободной торговле в Западном полушарии (от чего, к слову, отказывалась прежняя администрация Трампа), совместно работать над созданием рабочих мест в сфере экологически чистой экономики.

Пожалуй, позитивом для Вашингтона можно назвать и достижение определенной договоренности по вопросам миграции. Многие страны Южной Америки этот вопрос волнует, что называется, с разных сторон (потоки экономических мигрантов из Венесуэлы осели в Бразилии, Колумбии, Аргентине…), и потому идея США наладить и отрегулировать процесс предоставления убежища при более эффективной охране границ и проверке лиц, претендующих на получение убежища, была позитивно воспринята большинством латиноамериканских стран.

Кроме того, в ходе саммита шел диалог о взаимодействии в сфере здравоохранения и противостояния новым вариантам пандемии и эпидемий, тропических болезней, налаживании цепочки производства совместных вакцин. Естественно, не обошли Джо Байден и члены его администрации и столь любимую Вашингтоном тему укрепления демократии и прав человека… Правда, те, к кому прежде всего были обращены эти сентенции, на форум в Лос-Анджелес приглашены не были.


#США #саммит #Байден

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (7191) от 17.06.2022 под заголовком ««Саммит Америк» не для всех».


Комментарии