Африка становится ближе: Россия продолжает укреплять связи с этим континентом

Последние несколько лет Россия, провозгласив политику «возвращения в Африку», последовательно осуществляет ее на практике. Отличительной особенностью нынешней политики РФ является то, что наша страна стремится к выстраиванию с Африкой равноправного партнерства, а не отношений по модели «донор — реципиент» или «учитель — ученик», как часто бывало во времена СССР. Об этом свидетельствуют как саммиты Россия — Африка, так и визиты в Москву африканских лидеров, в частности, приезд на прошлой неделе главы МИД Мали Абдулая Диопа, его переговоры с российским коллегой Сергеем Лавровым.

Африка становится ближе: Россия продолжает укреплять связи с этим континентом | ФОТО Kathrine Heigan on Unsplash

ФОТО Kathrine Heigan on Unsplash

«Я бы хотел… выразить признательность Российской Федерации за постоянную поддержку, которую РФ оказывает Африке и Мали. Хотел бы напомнить, что Россия соблюдает свои обязательства в области гуманитарной помощи. Нам была обещана гуманитарная помощь, и все это конкретизировалось. Речь идет об удобрениях, пшенице, дизельном топливе. Сегодня все это исполнилось. И это было очень важно», — подчеркнул Диоп. По его словам, партнерство Мали с Россией в военной сфере позволило укрепить безопасность западноафриканской республики. Как отметил министр, армия Мали теперь «имеет возможность защищать свою территорию». Высокопоставленный чиновник считает необходимым продолжать усиливать и укреплять сотрудничество с РФ, в том числе в военной и военно-технической сферах. «Мы рады, что Россия обеспечивает подготовку большого количества наших специалистов, но, естественно, нужно диверсифицировать это сотрудничество, нужно и экономического сотрудничества хорошего добиваться», — заявил Диоп.

В свою очередь министр иностранных дел Сергей Лавров отметил, что две страны активно взаимодействуют в военной и военно-технической сферах. «Видим, как обороноспособность Мали укрепляется благодаря работе наших инструкторов, подготовке кадров на территории РФ для малийских вооруженных сил, а также благодаря поставкам российской техники. Признательны малийским друзьям за поддержку наших инициатив на площадке ООН и в других многосторонних форматах. В большинстве случаев Мали становится соавтором проектов резолюций, которые предлагает российская делегация. Условились о дальнейшем упрочении внешнеполитической координации на всех направлениях», — констатировал Лавров. Со своей стороны Диоп подчеркнул, что Россия «всегда уделяет внимание» интересам партнеров и уважает их «политический выбор». Глава МИД Мали также добавил: связи между двумя странами стали еще крепче после встречи российского лидера Владимира Путина и президента переходного периода Мали Ассими Гоиты на саммите Россия — Африка.

Как известно, в июле прошлого года в Петербурге прошел саммит, а также экономический и гуманитарный форум Россия — Африка. В рамках этих форматов собрались официальные делегации 48 стран (27 были представлены на уровне первых и вторых лиц) и пяти крупнейших интеграционных объединений континента. По итогам саммита был принят ряд ключевых документов, включая декларацию и план действий Форума партнерства Россия — Африка на 2023 – 2026 годы.

Во время пленарного заседания саммита Владимир Путин объявил, что российские власти предлагают содействие в урегулировании конфликтов на Африканском континенте. По его словам, для укрепления безопасности и суверенитета государств Африки РФ заключила соглашения о военно-техническом сотрудничестве более чем с 40 странами этого континента, причем часть поставок предполагает безвозмездную основу. Как заявили в МИД РФ после проведения саммита, государства Запада применяли «все возможные методы давления» на африканские государства, лидеры которых решили приехать на форум в Петербург. По данным ведомства, доходило «до самого примитивного», когда дипломаты, в том числе стран ЕС, обходили посольства африканских стран и требовали, «чтобы они прекратили отношения с Россией или минимизировали их, не участвовали в саммите».

Однако в Кремле заявили о готовности РФ к конкуренции в Африке. Москва смогла не только сохранить тесные связи со странами этого континента, но и нарастить сотрудничество. Так, российские компании совместно с ЮАР должны будут до конца 2024 года запустить первую солнечную электростанцию. Кроме того, Россия помогает Египту возводить его первую АЭС, причем строительство идет с опережением графика. В Эфиопии российская сторона модернизирует гидроэлектростанции и занимается их сетевым комплексом. В конце декабря прошлого года Россия вновь открыла посольство в Буркина-Фасо после 30‑летнего перерыва. Как заявили в МИД РФ, это укрепит дружбу стран и взаимовыгодное сотрудничество. В ведомстве позднее также сообщили, что российская сторона готовит открытие диппредставительств еще в ряде стран Африки.

Как считает политолог Александр Асафов, африканские страны, в том числе Мали, ценят, что РФ стремится к равноправному международному сотрудничеству вне зависимости от внутриполитических и экономических особенностей контрагента, это позволяет «кратно наращивать партнерство». «Россия продвигает подход, связанный с уважением суверенитета всех участников международного политического процесса, вне зависимости от размера их экономики. Здесь, конечно, фактор безопасности — один из ключевых, поскольку суверенитет этих стран нарушался в рамках колониальной и неоколониальной политики Запада, которая не подразумевала наличия у африканских государств права на суверенную политику. И здесь, безусловно, сотрудничество с Россией как равным партнером для стран Африканского континента играет крайне важную роль. Об этом же говорит и глава МИД Мали», — поясняет эксперт в комментарии RT.

Как считает Асафов, такой подход для африканских стран «в новинку», поскольку США и Запад в целом действуют «по другим лекалам». «Это попытки «цветных революций» и военных переворотов, военного и экономического давления, отказа в гуманитарной помощи. Здесь, конечно, те угрозы, которые транслируют США, во многом уже не работают. Штаты защищают исключительно свои интересы, они охотно предадут тех, кто с ними сотрудничал, если это будет выгодно или если партнер перестанет приносить выгоду. Афганский опыт в этом смысле достаточно нагляден для всех стран Африканского континента», — полагает политолог. Логика однополярного мира уходит в прошлое, укрепляется парадигма многополярного подхода, что осознают как в Африке, так и в США, считает Асафов. «Развитие, а не закрепление старых моделей важно для России и ее союзников в Африке. Ведь объединенный Запад представляет собой лишь около 15 % населения Земли, а людей, готовых к равноправному сотрудничеству ради будущего, значительно больше», — уверен аналитик.

В свою очередь африканист Андрей Есипов выделяет тот факт, что Россия имеет со странами Африки «тесные военные связи». «Там присутствуют наши военные специалисты, осуществляются определенные поставки вооружений. Например, малийская армия еще в 1980‑е годы получала советское оборудование. То есть люди знакомы с принципами действия нашего вооружения, остались специалисты, которые владеют русским языком. В результате эффективного сотрудничества с РФ по этому треку властям Мали удалось выдавить на север сепаратистов, что не получилось у миссии ООН», — говорит эксперт. Как поясняет Есипов, за счет приемлемой себестоимости оружия и военной техники из России это оборудование «вполне доступно» для Мали и других стран Африканского континента. Кроме того, у РФ есть «опыт миротворчества» на этом континенте, напоминает эксперт. «Так или иначе, русские в Африке воспринимаются дружелюбно. Не как те, кто пришел навязать свои условия или ограбить, а как те, кто обеспечивает безопасность и суверенитет», — добавляет специалист.

По мнению Есипова, африканским партнерам важна поддержка России, поскольку они до сих пор избавляются от остатков колониального наследия. «Запад по‑прежнему оказывает на них большое давление, в том числе косвенно. Он пытается вводить санкции силами тех африканских государств, которые придерживаются прозападной линии. Странам, проводящим независимую политику, угрожают военной интервенцией», — отметил аналитик. А для Москвы, по его словам, «широкое сотрудничество» с Африкой — элемент прорыва дипломатической блокады, которую пытался организовать Запад. «Весь мир видит, что Глобальный Юг хочет работать с Россией и поддерживать нормальные отношения», — резюмировал он.


#Африка #партнерство #саммиты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7616) от 05.03.2024 под заголовком «Африка становится ближе».


Комментарии