Наука е mobile
Возможно, платное образование будет вам по силам. Возможно, вы сможете учиться одновременно в разных вузах. Возможно, со студенческими общежитиями станет полегче. Эти и другие возможности (а также трудности) перечислил глава комитета по науке и высшей школе Александр ВИКТОРОВ.
Иллюстрация xtock/shutterstock.com
Двухуровневая система не для всех
Закон о двухуровневой системе высшего образования принят. Тем не менее Россия, вливаясь в единое образовательное пространство, уже сообщила, с какими традициями не намерена расставаться. Например, с «кандидатством наук» (известно, по Болонской конвенции, нас призывали эту степень устранить). Также очевидно, что стопроцентного перехода на систему бакалавриат-магистратура не получится.
— Еще нужно определить перечень специальностей, по которым будет сохраняться сплошная подготовка, — отметил Александр Викторов на пресс-конференции в ИА «Росбалт». — Например, нужно сохранять существующую структуру обучения по некоторым инженерным специальностям.
Плюсы перехода на многоуровневую систему, по мнению Александра Викторова, в том, что у образования появится «больше траекторий»: бакалавр — полноценный работник, а не непонятный гражданин с неоконченным высшим. Однако, предупредил Викторов, общество пока не разобралось, что «магистратура — совершенно иное образование, чем бакалавриат. И содержание должно быть другое, и соотношение фундаментальных и прикладных дисциплин другое». А пока общество не разобралось, у вузов велик соблазн «складывать процесс обучения из одних и тех же кирпичиков, только в разном порядке»: когда один преподаватель для бакалавриата начитывает просто меньше лекционных часов, чем для магистратуры.
Еще один плюс перехода на два образовательных уровня — пресловутая мобильность студентов. Правда — какая там учеба наших студентов за рубежом (семестр — в Кембридже, семестр — в Сорбонне)! — невозможно было представить себе «образовательную мобильность» хотя бы внутри города. До недавнего времени.
— Городское правительство поддержало инициативу совета ректоров, и с 2008 года мы запускаем проект «Петербургская мобильность», — говорит Александр Викторов. — Мы хотим создать условия для мобильности студентов между петербургскими вузами.
То есть студент сможет получать нужные ему курсы в тех вузах, где эти курсы, по его мнению, даются глубже. Вне зависимости от того, бюджетный студент или коммерческий — все финансовые взаимоотношения вузов будут определены. Заодно такое «голосование ногами» должно повысить качество преподавания. Вероятно, межвузовская мобильность вступит в силу весной 2009 года.
Кредит
Сейчас лишь несколько банков предлагают кредит на образование. И вряд ли вы им воспользуетесь — из-за драконовских 12% годовых. Государство сочло своим долгом вмешаться и выступить гарантом перед банками; а уменьшатся риски — снизятся и процентные ставки.
Сейчас составляется реестр банков, которые будут работать с государством и кредитовать граждан с расчетом не больше 10% годовых.
Помимо основного и дополнительного кредитов (они идут на получение платного образования) особенную надежду возлагают на «вспомогательный кредит». Он дается не столько на учебу, сколько на жизнь в процессе учебы. Это выход для иногородних студентов (которых в этом году в Петербурге рекордная для постсоветского времени доля — 47%), а также для тех, кто живет в дальних районах Петербурга (некоторым студентам, живущим в Сестрорецке, чтобы приехать к первой паре, нужно вставать в пятом часу утра). К слову, в городе все же планируют построить новый межвузовский городок с общежитиями на 10 тысяч студентов.
Кредиты должны помочь и взрослым продолжить свое образование.
— У нас в законах любое «не первое» образование — платное, — комментирует Викторов. — Не во всех государствах эта жесткая норма есть, и, возможно, в ближайшее время наше законодательство в этом плане тоже будет меняться.
Но, как сказал Викторов, надо бы и работодателей привлечь.
В Финляндии, например, работодатель обязан не менее 1% фонда оплаты труда ежегодно тратить на повышение квалификации работника. А у нас работника просто эксплуатируют, не думая о поддержании его конкурентоспособности, а потом могут заменить его другим.
Среднее, высшее и наука
О том, что в 2007 году в Петербурге на 2% сократилось количество выпускников по экономическим специальностям, говорят, как об успехе. Потому что на 4% возросло количество студентов технических специальностей. А значит, хоть как-то выстраивается баланс между тем, «на кого в городе учат», и тем, «кто городу нужен».
И все же, как говорит Викторов, выстраивать отношения между рынком образовательных услуг и рынком труда по-прежнему трудно. Поднять престиж среднего профобразования не удастся, пока общество не забудет слова «путяжный» и «пэтэушный» и не примет к сведению, что, например, в конкурсе средних учебных заведений страны, внедряющих инновации, победили три петербургских: Автотранспортный и электромеханический колледж, Технический колледж, Медико-технический колледж Федерального агентства по здравоохранению.
...С этого года правительство города будет выделять почти 700 грантов «на молодежь в науке» — на общую сумму больше 50 млн рублей.
Студент может получить 20 тысяч рублей (200 грантов), аспирант — 50 тысяч рублей (200 грантов), молодой ученый — 100 тысяч рублей (100 грантов), молодой кандидат наук — 150 тысяч рублей (100 грантов).
Также 80 грантов по 100 тысяч рублей город выделяет на конгрессную деятельность, 10 грантов по 200 тысяч рублей — научным обществам, 15 грантов по 150 тысяч рублей — для поддержки научной и научно-популярной периодики.
По соглашению между городом и Российским гуманитарным научным фондом с 2008 по 2010 год ежегодно будет выделяться 20 миллионов рублей (поровну от города и фонда) на научно-исследовательские работы в гуманитарной сфере. Возможно, это станет выходом для музеев, где наука потихоньку или довольно бойко сворачивается.
По принятой в июне четырехлетней программе около 80 млн рублей город будет выделять ежегодно на поддержку научной и инновационной деятельности в науке и образовании. Понимая при этом, что мощностей инновационнотехнологических центров в любом случае недостаточно: таких центров в городе 12, а когда-то планировали сотню.
— И у нас неравномерные темпы развития научных организаций, — продолжает Александр Викторов. — В вузах объем выполнения научно-исследовательских работ на одного человека — какие-то 32 тысячи рублей. В академических институтах — 360 тысяч рублей на человека, в отраслевых — 380 тысяч рублей.
Студенты: ценности и установки
Чтобы понять, с кем имеет дело, комитет по науке и высшей школе заказал социсследование: были опрошены 1134 студента 13 петербургских вузов. Приводим некоторые данные.
Выяснилось, что петербургские студенты патриотичнее, чем, извините, в среднем по России: в стране патриотами считают себя 52% опрошенных студентов, в Петербурге — 62% (не считают себя патриотами 18%, затруднились ответить — 20%).
Главной помехой в развитии гражданского общества студенты считают в первую очередь коррупцию и нарушение законов со стороны государства, а потом уж несоблюдение законов самими гражданами и отсутствие гражданской активности.
Студенты, которые считают, что есть «герои нашего времени» (таких36% против 22%, отрицающих нынешний героизм, и 42%, затрудняющихся ответить), назвали их поименно: Путина (78 человек), Жириновского (6 человек), Аршавина (5 человек), Виктора Цоя (4 человека).
При этом «истинными героями в традиционном общечеловеческом понимании» студенты назвали только Юрия Гагарина, Алексея Маресьева, Валерия Чкалова и Че Гевару — и то их упомянули 1 — 2 раза. В основном же писали безличностно: «настоящие герои остаются в тени», «военные в горячих точках», «спасатели МЧС, пожарные, врачи», «ветераны», «люди, которые поднимают науку», «работники бюджетной сферы, работающие за копейки».
В тройку главных жизненных ценностей вошли «личные»: семья (80% опрошенных), здоровье (74%) и друзья (63%). Работа, даже с личностной характеристикой «интересная», — лишь четвертая (51%) и сильно отстающая от первых трех ценность. Новостью стало, что девушки чаще, чем юноши, считают работу ценностью.
Социологи отметили, что «ценность справедливости» (44%) в последние годы обогнала «ценность денег» (37%). Веру петербургские студенты (50% из которых называют себя верующими) в иерархии ценностей поставили на седьмое и последнее место (17%).
Наконец, на самый волнующий комитет по науке вопрос: довольны ли вы учебой в вузе, 79% ответили «да», 17% — «нет», «затруднились ответить» — 4%. На самый волнующий студенчество вопрос — «уверены ли вы, что после вуза найдете работу по специальности», опрошенные ответили так: «уверен» — 64%, «не уверен» — 30%, «затрудняюсь ответить» — 6%.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 38 (4076) от 3 марта 2008 года.
Комментарии