Наука е mobile

Возможно, платное образование будет вам по силам. Возможно, вы сможете учиться одновременно в разных вузах. Возможно, со студенческими общежитиями станет полегче. Эти и другие возможности (а также трудности) перечислил глава комитета по науке и высшей школе Александр ВИКТОРОВ.

Наука е mobile | Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Двухуровневая система не для всех

Закон о двухуровневой систе­ме высшего образования при­нят. Тем не менее Россия, вли­ваясь в единое образователь­ное пространство, уже сообщи­ла, с какими традициями не на­мерена расставаться. Напри­мер, с «кандидатством наук» (известно, по Болонской кон­венции, нас призывали эту степень устранить). Также очевид­но, что стопроцентного перехо­да на систему бакалавриат-ма­гистратура не получится.

— Еще нужно определить перечень специальностей, по которым будет сохраняться сплошная подготовка, — отме­тил Александр Викторов на пресс-конференции в ИА «Рос­балт». — Например, нужно со­хранять существующую струк­туру обучения по некоторым инженерным специальностям.

Плюсы перехода на много­уровневую систему, по мнению Александра Викторова, в том, что у образования появится «больше траекторий»: бака­лавр — полноценный работ­ник, а не непонятный гражда­нин с неоконченным высшим. Однако, предупредил Викто­ров, общество пока не разо­бралось, что «магистратура — совершенно иное образова­ние, чем бакалавриат. И содер­жание должно быть другое, и соотношение фундаменталь­ных и прикладных дисциплин другое». А пока общество не разобралось, у вузов велик со­блазн «складывать процесс обучения из одних и тех же кир­пичиков, только в разном порядке»: когда один преподава­тель для бакалавриата начиты­вает просто меньше лекцион­ных часов, чем для магистрату­ры.

Еще один плюс перехода на два образовательных уровня — пресловутая мобильность сту­дентов. Правда — какая там учеба наших студентов за рубе­жом (семестр — в Кембридже, семестр — в Сорбонне)! — не­возможно было представить себе «образовательную мо­бильность» хотя бы внутри го­рода. До недавнего времени.

— Городское правительство поддержало инициативу сове­та ректоров, и с 2008 года мы запускаем проект «Петербург­ская мобильность», — говорит Александр Викторов. — Мы хо­тим создать условия для мо­бильности студентов между пе­тербургскими вузами.

То есть студент сможет полу­чать нужные ему курсы в тех ву­зах, где эти курсы, по его мне­нию, даются глубже. Вне зависимости от того, бюджетный сту­дент или коммерческий — все финансовые взаимоотношения вузов будут определены. За­одно такое «голосование нога­ми» должно повысить качество преподавания. Вероятно, меж­вузовская мобильность вступит в силу весной 2009 года.

Кредит

Сейчас лишь несколько банков предлагают кредит на образо­вание. И вряд ли вы им вос­пользуетесь — из-за драконов­ских 12% годовых. Государст­во сочло своим долгом вме­шаться и выступить гарантом перед банками; а уменьшатся риски — снизятся и процент­ные ставки.

Сейчас составляется реестр банков, которые будут рабо­тать с государством и кредито­вать граждан с расчетом не больше 10% годовых.

Помимо основного и допол­нительного кредитов (они идут на получение платного образо­вания) особенную надежду воз­лагают на «вспомогательный кредит». Он дается не столько на учебу, сколько на жизнь в процессе учебы. Это выход для иногородних студентов (кото­рых в этом году в Петербурге рекордная для постсоветского времени доля — 47%), а также для тех, кто живет в дальних районах Петербурга (некото­рым студентам, живущим в Сестрорецке, чтобы приехать к первой паре, нужно вставать в пятом часу утра). К слову, в го­роде все же планируют постро­ить новый межвузовский горо­док с общежитиями на 10 тысяч студентов.

Кредиты должны помочь и взрослым продолжить свое об­разование.

— У нас в законах любое «не первое» образование — плат­ное, — комментирует Викто­ров. — Не во всех государствах эта жесткая норма есть, и, воз­можно, в ближайшее время на­ше законодательство в этом плане тоже будет меняться.

Но, как сказал Викторов, на­до бы и работодателей при­влечь.

В Финляндии, например, ра­ботодатель обязан не менее 1% фонда оплаты труда еже­годно тратить на повышение квалификации работника. А у нас работника просто эксплуа­тируют, не думая о поддержа­нии его конкурентоспособнос­ти, а потом могут заменить его другим.

Среднее, высшее и наука

О том, что в 2007 году в Петер­бурге на 2% сократилось коли­чество выпускников по эконо­мическим специальностям, го­ворят, как об успехе. Потому что на 4% возросло количест­во студентов технических спе­циальностей. А значит, хоть как-то выстраивается баланс между тем, «на кого в городе учат», и тем, «кто городу ну­жен».

И все же, как говорит Викто­ров, выстраивать отношения между рынком образователь­ных услуг и рынком труда по-прежнему трудно. Поднять престиж среднего профобра­зования не удастся, пока об­щество не забудет слова «путяжный» и «пэтэушный» и не примет к сведению, что, на­пример, в конкурсе средних учебных заведений страны, внедряющих инновации, побе­дили три петербургских: Авто­транспортный и электромеха­нический колледж, Техничес­кий колледж, Медико-техни­ческий колледж Федерально­го агентства по здравоохране­нию.

...С этого года правительст­во города будет выделять почти 700 грантов «на моло­дежь в науке» — на общую сум­му больше 50 млн рублей.

Студент может получить 20 тысяч рублей (200 грантов), аспирант — 50 тысяч рублей (200 грантов), молодой ученый — 100 тысяч рублей (100 гран­тов), молодой кандидат наук — 150 тысяч рублей (100 гран­тов).

Также 80 грантов по 100 ты­сяч рублей город выделяет на конгрессную деятельность, 10 грантов по 200 тысяч руб­лей — научным обществам, 15 грантов по 150 тысяч руб­лей — для поддержки научной и научно-популярной периоди­ки.

По соглашению между горо­дом и Российским гуманитар­ным научным фондом с 2008 по 2010 год ежегодно будет выделяться 20 миллионов руб­лей (поровну от города и фон­да) на научно-исследователь­ские работы в гуманитарной сфере. Возможно, это станет выходом для музеев, где наука потихоньку или довольно бой­ко сворачивается.

По принятой в июне четы­рехлетней программе около 80 млн рублей город будет вы­делять ежегодно на поддерж­ку научной и инновационной деятельности в науке и обра­зовании. Понимая при этом, что мощностей инновационно­технологических центров в лю­бом случае недостаточно: та­ких центров в городе 12, а ког­да-то планировали сотню.

— И у нас неравномерные темпы развития научных орга­низаций, — продолжает Алек­сандр Викторов. — В вузах объем выполнения научно-ис­следовательских работ на одного человека — какие-то 32 тысячи рублей. В академичес­ких институтах — 360 тысяч рублей на человека, в отрасле­вых — 380 тысяч рублей.

Студенты: ценности и установки

Чтобы понять, с кем имеет де­ло, комитет по науке и высшей школе заказал социсследование: были опрошены 1134 сту­дента 13 петербургских вузов. Приводим некоторые данные.

Выяснилось, что петербург­ские студенты патриотичнее, чем, извините, в среднем по России: в стране патриотами считают себя 52% опрошен­ных студентов, в Петербурге — 62% (не считают себя пат­риотами 18%, затруднились ответить — 20%).

Главной помехой в развитии гражданского общества сту­денты считают в первую оче­редь коррупцию и нарушение законов со стороны государст­ва, а потом уж несоблюдение законов самими гражданами и отсутствие гражданской ак­тивности.

Студенты, которые считают, что есть «герои нашего време­ни» (таких36% против 22%, от­рицающих нынешний героизм, и 42%, затрудняющихся отве­тить), назвали их поименно: Путина (78 человек), Жиринов­ского (6 человек), Аршавина (5 человек), Виктора Цоя (4 че­ловека).

При этом «истинными героя­ми в традиционном общечело­веческом понимании» студен­ты назвали только Юрия Гага­рина, Алексея Маресьева, Ва­лерия Чкалова и Че Гевару — и то их упомянули 1 — 2 раза. В основном же писали безличностно: «настоящие герои ос­таются в тени», «военные в го­рячих точках», «спасатели МЧС, пожарные, врачи», «вете­раны», «люди, которые подни­мают науку», «работники бюд­жетной сферы, работающие за копейки».

В тройку главных жизненных ценностей вошли «личные»: семья (80% опрошенных), здо­ровье (74%) и друзья (63%). Работа, даже с личностной ха­рактеристикой «интересная», — лишь четвертая (51%) и сильно отстающая от первых трех ценность. Новостью ста­ло, что девушки чаще, чем юноши, считают работу цен­ностью.

Социологи отметили, что «ценность справедливости» (44%) в последние годы обог­нала «ценность денег» (37%). Веру петербургские студенты (50% из которых называют се­бя верующими) в иерархии ценностей поставили на седь­мое и последнее место (17%).

Наконец, на самый волную­щий комитет по науке вопрос: довольны ли вы учебой в вузе, 79% ответили «да», 17% — «нет», «затруднились отве­тить» — 4%. На самый волную­щий студенчество вопрос — «уверены ли вы, что после ву­за найдете работу по специ­альности», опрошенные отве­тили так: «уверен» — 64%, «не уверен» — 30%, «затрудняюсь ответить» — 6%.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 38 (4076) от 3 марта 2008 года.

#двухуровневая система образования #трудности #возможности

Комментарии