История требует личного участия

Повышенный интерес к истории сегодня вполне очевиден. Это заметно и по бурным дискуссиям в телевизионных ток-шоу и Интернете, и по выходу кинофильмов и сериалов (и порой ажиотажу вокруг них), и даже по вниманию горожан к открывшемуся недавно парку «Россия - моя история». Однако именно от школы и ее учителей зависит, какие базовые знания о прошлом своего Отечества получит гражданин страны. Сегодня на вопросы нашей газеты отвечают школьные преподаватели истории, ставшие в разные годы победителями всероссийского конкурса «Учитель года»: директор гимназии № 166 Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, учителя гимназии № 116 Сергей БУКИНИЧ и Илья ДЕМАКОВ.

История требует личного участия | Иллюстрация Vladimir Melnikov/shutterstock.com

Иллюстрация Vladimir Melnikov/shutterstock.com

- Уважаемые коллеги, как, на ваш взгляд, надо сегодня преподавать историю в школе?

Игорь Карачевцев:

- Интересно, живо, не боясь говорить правду. Всю ли? Зависит от возраста учеников, их интеллектуальной подготовленности. Я недавно обсуждал с детьми документы, связанные с ленинградской блокадой. Спрашиваю: может быть, о тех ужасах, о которых рассказывали в том числе Дмитрий Лихачев и Даниил Гранин, не нужно говорить? Ученики однозначно и категорично ответили: «Нет, нужно. Потому что это наша история. Это не значит, что вся она состоит только из драм и трагедий. Мы же победили в войне - значит смогли преодолеть эти испытания»...

На уроках истории всегда присутствуют нравственные вопросы, хотя их зачастую может не быть в учебниках. Я вообще считаю, что без затрагивания нравственных тем невозможно говорить об истории России.

Вообще, как мне представляется, на уроке истории преподаватель должен моделировать ситуацию нравственного выбора: а как бы ты поступил в такой ситуации? И еще одна задача - через исторические события, образы помочь ученику чуть-чуть разобраться в самом себе... Ведь история - интегрированное знание, вбирающее экономику, политику, нравственность, мораль, религию, социальную психологию.

Сергей Букинич:

- Учитель должен осознавать, что история в школе - это не фундаментально-университетская наука, и не стоит перегружать занятия узкоспециализированной информацией. В идеале каждый урок - это открытие, причем не столько новых фактов, сколько самого себя - собственных возможностей анализа, формирования аргументации по тем или иным вопросам.

И, конечно, «высший пилотаж» - так вовремя заканчивать урок, чтобы споры о происходившем на нем не умолкали еще некоторое время. А это вполне возможно, если учитель овладеет искусством задавать вопросы и вместе с учениками искать ответы. Если он не перестает искать новое и удивляться, не обходит «острые углы» (а в истории их предостаточно!) и не стесняется порой признаваться, что и он допустил ошибку или чего-то не знает в совершенстве.

Илья Демаков:

- Изучать историю - не значит вызубривать даты и перечни событий. Она требует личного, эмоционального участия. То, что ребенок переживает, остается с ним. То, что он считает своим, он хранит. Без эмоциональной вовлеченности, кстати, невозможен и диалог - основное средство изучения нашего предмета. Изучение истории обязательно требует наставника, способного выразить и объяснить личное мнение по трудным вопросам. Учителю мало знать факты и понимать, откуда они взялись (а это очевидный минимум), ему важно определить собственное мнение, уметь объяснить его.

Сегодня учитель все больше оказывается на позиции «особого взрослого». И хотя у современных школьников много доступных источников информации о политике, экономике, обществе, с вопросами о том, что происходит вокруг, они нередко в первую очередь приходят к учителю. Значит, у нас должны быть для них ответы.

- Вас как преподавателей истории радует, что в нынешнее время так много говорят об истории, апеллируют к событиям и героям из нашего прошлого?

Илья Демаков:

- Я убежден, что это общая тенденция. В то же время интерес к истории, как мне кажется, не означает, что люди хотят узнать больше фактов. Скорее, они хотят разобраться в уже известном. Фильмы, выставки и сериалы интерпретируют историю, но важно, чтобы и педагоги уверенно с этим справлялись. Тот же исторический парк «Россия - моя история» может быть замечательным инструментом в руках опытного учителя.

Игорь Карачевцев:

- Любые формы пропаганды исторического знания я только поддерживаю. Хотелось бы, чтобы за этим стоял интерес именно к истории, а не к модным информационным технологиям. И очень важно, что остается в «сухом остатке» после посещения того же исторического парка. Если желание глубже узнать прошлое, почитать какие-то книги - значит результат достигнут. А может быть, эмоциональное ощущение через несколько дней остынет, и все... Поэтому я считаю, что подобные музеи нового поколения необходимы, но надо, чтобы экскурсии в них проводили учителя, которые знают уровень знаний и подготовки своих детей.

Сергей Букинич:

- Внимание к истории, конечно, радует, но у него есть и обратная сторона. Порой не может не беспокоить «революционный зуд» со стороны отдельных активистов, выступающих, например, в отношении некоторых фильмов на историческую тематику: мол, запретить, потому что так «неправильно». Но художник затем и создает произведения, чтобы нас «пробудить ото сна», чтобы мы заинтересовались той или иной эпохой, а может, и «докопались до истины». Или мы опять хотим, по меткому замечанию поэта Иосифа Бродского, чтобы «плетеные стулья держались на болтах и гайках»?

- Как бы вы оценили общую динамику изменений в российской школе за последние десять лет?

Сергей Букинич:

- Традиционными уже стали разговоры о том, что советская школа была лучше нынешней. При этом забывают, что она решала другие задачи и в ином временном пространстве. Да, несомненно, проблемы в российской школе сегодня есть. Однако мне порой кажется, что мы в пылу критики и споров забываем, что еще десять лет назад в школе мечтой были интерактивные доски и компьютеры, проведенный в каждый кабинет Интернет. Сегодня все это есть, хотя пока еще и не везде...

Учитель получил возможность прямо с рабочего места заглянуть на другой уголок планеты или в любой музей мира. Изменились возможности - изменилась и роль учителя, хотя кто-то тоскует по школе прежних времен.

Илья Демаков:

- Действительно, в нашем распоряжении сегодня очень технологичная образовательная среда. Встречаясь с коллегами в разных регионах, я вижу технологически насыщенные школы, в которых у детей и учителей качественно другие возможности для работы и творчества. Недавно я был на Ямале за Полярным кругом. Там все школы оборудованы ноутбуками и планшетами в расчете один компьютер на каждого ученика и учителя. И все это активно применяется в учебе для доступа к ресурсам библиотек и виртуальных представительств того же Эрмитажа.

Игорь Карачевцев:

- Согласен с коллегами. Конечно, интерактивные технологии ускоряют процесс обучения. Главное, чтобы за этим поспевали ученики и чтобы понимание, переживание не уходили на второй план.

- Скоро президентские выборы. Как это ощущается внутри вашей школы? И приходится ли вообще вступать с учениками в политические дискуссии?

Игорь Карачевцев:

- Уроки истории - самое место подискутировать. Я сознательно не провоцирую, но иногда дети сами вызывают меня на обсуждение. Вообще взгляды ребят отражают общую ситуацию в обществе. Знаете, я с давних пор проводил анкетирование своих учеников об их отношении к революции и Гражданской войне. Вопрос звучал так: какую бы вы сторону заняли? Когда начинал в конце 1980-х годов, большинство отвечали, что за белых. Потом соотношение стало меняться. Теперь примерно так: за белых - 40%, за красных - 30%. Но и раньше, и теперь примерно каждый четвертый отвечал: «Я бы в тех условиях эмигрировал из страны».

Конечно, политической пропаганды в стенах школы у нас ни в коем случае нет. Есть информирование. Однако, как говорил один известный исторический персонаж начала ХХ века: «Школа вне жизни, вне политики - это ложь и лицемерие». Звали его, кстати, Владимир Ильич Ленин... Мы с коллегами обсуждаем, конечно, грядущие выборы, и ребята тоже интересуются происходящим, хотя еще и не голосуют - возраст не подошел.

Илья Демаков:

- Спор и дискуссия - нормальные форматы на уроке истории, даже желанные для учителя. Они показывают, что ребятам небезразлично происходящее вокруг них. Важно направлять такие дискуссии и самому не теряться. Даже на небольшой ретроспективной дистанции 10 - 15 лет мы можем показать, как изменилось качество нашей жизни, как расширились возможности учителя и ученика. Важно, чтобы эти перемены продолжись завтра. В этом и заключается сегодняшний выбор.

Сергей Букинич:

- Школа, с одной стороны, вне политики, а с другой, более реальной, именно в ней проходят проверку на прочность современные политические изменения. У нас, учителей, есть уникальная возможность оказывать влияние на формирование будущего страны, хотя и не стоит преувеличивать наши скромные силы. Мы говорим не на языке улицы и митингов: мы можем напрямую обсудить те или иные злободневные проблемы и, как показывает мой опыт, пыл лозунгов растворяется при вдумчивом анализе, при взаимном уважении и желании выслушать другую сторону.

- Какой бы путь развития страны вы предпочли как учитель истории: эволюционный или революционный?

Илья Демаков:

- Однозначно эволюционный!

Сергей Букинич:

- Философ Мартин Хайдеггер однажды заметил, что человечество много действовало, но при этом мало размышляло над тем, что оно делает... Изучая историю, я стараюсь дать ученикам понять, что все это не отвлеченные и бесполезные знания, а опора для размышления над собой и окружающей нас действительностью. Мы исчерпали лимит не только на революции, но и на ненависть с агрессией, которые, как показывает весь ход развития, приводят к саморазрушению и уничтожению всех и вся.

Игорь Карачевцев:

- Конечно, я за эволюционный путь. В прошлом году, читая лекцию в «Артеке», прямо на площадке у Черного моря, я говорил ребятам: смотрите, море - как наша жизнь. Оно бушует, волны перекатываются, но все идет своим чередом. Не надо провоцировать революции и мятежи. Ничего хорошего от этого не бывает.

И сегодня я совсем не так, как в молодости, воспринимаю знаменитый призыв Максима Горького: «Пусть сильнее грянет буря!». Я уверен, что он потом очень пожалел, что накликал ее. Ведь случившееся совсем не отвечало тому, о чем он мечтал. Да, наверное, иначе-то и быть не могло.

#история #преподавание #учитель

Комментарии