2Vtzqv4Hz9U

Центр притяжения. Благодаря Анатолию Кирпичникову Старая Ладога «воспитала» десятки археологов

Центр притяжения. Благодаря Анатолию Кирпичникову Старая Ладога «воспитала» десятки археологов | За спиной Анатолия Кирпичникова — Воротная башня Староладожской крепости, восстановленная как раз в ту пору, когда он руководил археологической экспедицией./ФОТО АВТОРА

За спиной Анатолия Кирпичникова — Воротная башня Староладожской крепости, восстановленная как раз в ту пору, когда он руководил археологической экспедицией./ФОТО АВТОРА

Назвать своим наставником знаменитого археолога Анатолия Кирпичникова, открывшего миру Старую Ладогу, могут, пожалуй, десятки, даже сотни участников экспедиций, трудившихся здесь под его началом. Почти тридцать лет назад, летом 1993‑го, будучи студентом, и мне посчастливилось работать на раскопках в Старой Ладоге под руководством Анатолия Николаевича. Потом мы познакомились заново — уже в стенах «СПб ведомостей»…

Анатолий Николаевич действительно был наставником для каждого отряда, приезжавшего в Старую Ладогу. И он очень серьезно к этому относился: для него это вовсе не было формальностью. Он всегда старался говорить с молодежью на ее языке, и, несмотря на солидную разницу в возрасте, ему это удавалось. Он умел зацепить своим отношением, своим доверительным тоном, предлагал помощь. С ним всегда можно было легко найти общий язык, — говорит руководитель Георгиевского отряда Староладожской археологической экспедиции Наталья Григорьева — ученица Анатолия Кирпичникова.

Ее знакомство с Анатолием Николаевичем произошло в 2003 году, когда она еще училась в Университете. Наталье была интересна Старая Ладога как памятник архео­логии, она была наслышана о Кирпичникове и мечтала попасть в его экспедицию. Будучи студенткой второго курса, пришла в Институт истории материальной культуры к Анатолию Николаевичу и попросилась на раскопки.

Мы как‑то сразу нашли взаимопонимание, и он взял меня под свое крыло. С этого все и началось. С тех пор каждый год я провожу лето в Старой Ладоге. Увы, теперь уже без Анатолия Николаевича: он ушел из жизни почти три года назад… Нам всем его очень не хватает, ведь для меня и для многих моих коллег он был настоящим наставником, — говорит Григорьева.

А для него самого наставником и научным руководителем был известный археолог Михаил Каргер, вместе с которым Кирпичников, еще будучи студентом, участвовал в многочисленных экспедициях. Незабываемое впечатление на юношу произвели раскопки села Городище в Хмельницкой области. Каргер считал, что это был древний Изяславль, погибший при монгольском нашествии.

Вид открытого археологами городища с его улицами, остатками сгоревших домов, многочисленными предметами быта и старинным оружием убедил Кирпичникова в правильности выбранного пути, и изучению древностей он посвятил всю свою жизнь.

Более сорока лет он руководил работами в Старой Ладоге, которая именно при нем стала центром притяжения археологов многих стран. Но не только там он вел раскопки. Как отмечает известный петербургский археолог Петр Сорокин, тоже ученик Анатолия Николаевича, такого масштабного и глубокого археологического исследования крепостей Северо-Запада, какое было предпринято Кирпичниковым в 1970 – 1980‑е годы, не было прежде и вряд ли еще будет в будущем. Орешек, Ямгород, Ивангород, Корела, Гдов, Новгород, Порхов, Остров, Кирилло-Белозерский монастырь…

Под руководством Анатолия Кирпичникова два с половиной десятка аспирантов успешно защитили кандидатские диссертации. Причем коллеги вспоминают, что он никогда не бросал своих — это было очень важное его качество. Готов был вступаться, когда возникали сложные ситуации с защитами диссертаций, с публикациями, которые по каким‑то причинам не принимали к печати. Всегда выступал в поддержку своих учеников. Даже если ситуация казалась безвыходной, он все равно пытался найти какой‑то компромисс.

С ним можно было спорить. Он никогда не обижался, если ты не поддерживал его точку зрения, но умел отстаивать свою позицию и учил этому нас, — говорит Григорьева. — Однажды у меня случился конфликт с Анатолием Николаевичем по поводу массового материала, поступавшего из раскопок. У нас оказались диаметрально противоположные взгляды на то, как следует обрабатывать эти находки. Мы с ним отчаянно дискутировали, но в какой‑то момент он сказал: «Делай, как считаешь нужным, хотя я все равно не согласен»…

Учениками Анатолия Кирпичникова можно назвать очень многих ученых, состоявшихся в археологической науке. По сути, весь отдел славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН — его ученики. В их числе Анна Пескова, Олег Богуславский, Павел Миляев, Наталия Хвощинская. И нынешний руководитель отдела Владимир Лапшин, один из основоположников комплексного исследования городов и сельских поселений Владимиро-Суздальской Руси, возглавляющий ныне Староладожскую экспедицию, также считает Анатолия Николаевича своим наставником.

Даже для взрослых людей, вовсе не только для молодежи, он был большой опорой и поддержкой, — продолжает Григорьева. — К нему всегда шли за советом — и это дорогого стоило. Он никогда не учил жить, но он учил совершать поступки и как бы подталкивал к принятию решения. И главное — он доверял людям. Мы всегда это очень ценили…

Нынешним летом, как уже многие годы подряд, Старая Ладога снова станет пространством археологических раскопок. А Анатолий Николаевич будет как будто незримо наблюдать за тем, что происходит в его «вотчине»: памятник ему появился прошлым летом у самых крепостных стен.

В тему 

«...Как проверить, есть ли у человека дар быть педагогом с большой буквы, человеком, который отдаст свою душу? Это же уже совсем особое дело, это призвание. Это служение. Это, я бы сказал, почти на грани монашеского служения… Наставник передает частицу своей души. А то, что он передает еще и информацию,— это дело вторичное…»

Александр МЕНЬ, протоиерей Русской православной церкви


*  *  *

«Настоящий учитель не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой».

Михаил СВЕТЛОВ, поэт



Комментарии